Краснодар — город контрастов. Здесь можно выйти из подъезда «сталинки» с лепниной и через пару кварталов наткнуться на стеклянный бизнес-центр, в фасаде которого отражаются закат и 25 этажей соседней новостройки. Исторические особняки конца XIX — начала XX века, дома с колоннами 40-50-х годов, хрущевки и современные жилые комплексы — все это единый, порой негармоничный, но по-своему живой облик кубанской столицы.
Классика без излишеств
Архитектура города развивалась рывками, подчиняясь духу времени.
В конце XIX — начале XX столетия в Екатеринодаре строили купеческие особняки, небольшие доходные дома, храмы и гимназии. Эти постройки — уютные, с тенистыми двориками, в духе классицизма или модерна — до сих пор можно встретить на улицах Красной, Гимназической, Коммунаров и т.д.
Советский период начался с крупных проектов и архитектурных экспериментов. Одной из ключевых фигур того времени стала Надежда Сухановская — первая женщина-архитектор Кубани. По ее проектам построены Дом союзов, павильоны сельхозвыставки, стадион «Динамо», несколько жилых домов на Красной. Она мечтала возвести в центре города 15-этажный Дом советов в духе сталинских высоток — со шпилем и звездой.
Хрущевская оттепель принесла городу привычные нынче пятиэтажные панельки. Тогда и начали расти микрорайоны — целые жилые массивы со школами, магазинами, больницами. Кооперативные дома в районе улиц Славянской, Селезнева, Фестивальной считались тогда чуть ли не элитными: возможность иметь «собственное жилье», пусть и скромное по меркам сегодняшнего дня, была заветной мечтой многих советских граждан.
В 70-80-е годы в Краснодаре появляются новые районы: Гидростроителей, Комсомольский, а затем и Юбилейный. Архитектура становится утилитарной: главное — обеспечить людей жильем.
Знаковая точка или инородное тело?
В 1990 — 2000-х годах город вступает в эпоху так называемого капиталистического романтизма: торговые центры с куполами и колоннами, особняки с башенками, фальшивыми арками, лепниной и т.д.
С приходом 90-х мы потеряли ощущение городской ткани — связного архитектурного пространства с общим обликом и деликатной исторической преемственностью. Это болезнь многих городов России, и Краснодар не стал исключением,
— объясняет явление архитектор Артем Слюсаревский.
А пару лет назад в городе возвели отель «Марриотт», который сложно не заметить — доминанта над исторической застройкой. Это здание до сих пор вызывает бурные споры: для одних оно — новое лицо Краснодара, знаковая точка, ориентир, для других — инородное тело, разрушившее сложившийся баланс центра.
Символично, что позади отеля «Марриотт» стоит скромный особняк — памятник архитектуры, известный как Дом Лихацкого. Эти два здания словно вступили в немой диалог: одно — отражение истории города, другое — вызов современности. Причем подобных «пар» в Краснодаре немало: сталинские дома с лепниной и глянцевые жилые комплексы, хрущевки и новые ЖК, бывшие дачи с резными ставнями и новостройки с панорамными окнами.
Сложно сказать, есть ли смысл бороться с таким контрастом. С одной стороны, архитектура должна быть частью единого продуманного градостроительного ансамбля. Но в реальности быстрорастущего города, такого как Краснодар, эта «хаотичность» — отражение его динамичности.
К сожалению, какое-то время главным принципом, определяющим качество пространства, был коммерческий функционализм, который не только привел к не самым оптимальным градостроительным решениям, но и снизил общий уровень городской эстетики. Тем не менее сейчас все чаще появляется больше положительных примеров архитектурно-средовых решений, что внушает определенный оптимизм,
— добавляет Артем Слюсаревский.
Момент изменить отношение к центру города
Краснодарский архитектор Алексей Тимофеев отмечает, что любое новое строительство дает жизненный импульс городу — это касается в первую очередь экономики и бизнеса.
Если строительство ведется профессионально и комплексно, город становится только лучше, в том числе эстетически.
Однако нельзя сказать, что застройка центра Краснодара последних лет отвечала этим критериям. К безусловным потерям Алексей относит утрату его прежнего облика, при том, что нового узнаваемого лица город не получил.
Исключением можно считать постройку стадиона ФК «Краснодар». Сейчас для всей страны это и есть лицо нашего города, а не его безликий исторический центр.
Алексей Тимофеев считает, что сегодня настал момент изменить отношение к центру кубанской столицы. В мире достаточно примеров городов, в которых гармонично сосуществуют новая, высотная, и историческая застройка. Краснодару пора сделать выбор: хочет он стать современным или остаться «миллионником усадебного типа».
Сохранять в современных условиях старую застройку можно только с помощью адаптивного приспособления: сохранению подлежит внешний вид, оригинальные материалы, фрагменты среды, а замене — все, что внутри. Это необходимо бизнесу для использования здания, а главное — для приведения старой застройки в соответствие с актуальными противопожарными и санитарно-гигиеническими требованиями.
Отличный тому пример — здание дореволюционного женского училища на пересечении улиц Красной и Длинной, в котором в ближайшее время должен открыться ресторан.
…Получается, Краснодар стоит на перепутье? Сохранит ли он уют кубанской столицы или превратится в южный мегаполис с небоскребами? Думается, ответ — в грамотном балансе между историей и прогрессом.