Фото: Азамат Темердашев

Поводом для создания этого материала послужило следующее событие. В середине ноября американские ученые из школы Джорджа Брауна при университете Райса в Техасе провели анализ контрастных веществ, которые вводят в тело человека при МРТ, и изучили детали их магнитного взаимодействия. Не будем вдаваться в медицинские термины, объясним суть исследования простым языком: в будущем оно может привести к более качественному сканированию.

Тогда нам и пришла в голову идея похвастать отечественными научными достижениями. Ведь ученые нашей страны, и в частности Краснодара, не отстают от зарубежных коллег по количеству и качеству работ. За открытиями и сенсациями мы заглянули в краснодарскую лабораторию «Аналит», которая существует уже более 30 лет.

Экологический мониторинг: что это и для чего?

Лаборатория «Аналит» — одно из старейших научно-исследовательских подразделений в России, где ученые выполняют не только внутренние научные исследования в стенах университета.

— Можно сказать, это прообраз того, что впоследствии Минобрнауки назвало «Центрами коллективного пользования». Внутри подразделения «Аналит» существует даже аккредитованная испытательная лаборатория, где мы выполняем работы в области экологического мониторинга и проводим агрохимические исследования,
— рассказал Азамат Темердашев.

И что же такое экологический мониторинг? По словам профессора, он бывает разным. Например, некоторые компании хотят понять, как свести к минимуму негативное воздействие на окружающую среду. В этом случае команда исследователей подписывает соглашение о неразглашении информации, так как результаты — предмет коммерческой тайны.

— Есть и научная область исследований: мы стараемся разрабатывать новые методики контроля различных загрязнителей. К примеру, есть ряд работ, посвященных определению оловоорганических соединений (олова и углерода. – Прим. ред.) в водах. Они очень токсичны и присутствуют в крайне малых количествах, но аттестованных методик для выявления пока нет,
— прокомментировал Темердашев.

Как установить «родословную» вина?

Часто в лабораторию приходят запросы на выполнение контроля качества вин. Такая процедура имеет большое значение для вин защищенного географического происхождения.

— Если мы говорим о региональном происхождении вина, то надо анализировать не только сам напиток, но и виноград, и почву, на которой он вырос, чтобы установить подлинность вина. Год от года его минеральный и органический состав меняется. Поэтому следует собирать «коллекцию» таких данных, анализировать большое количество образцов, чтобы получить некую усредненную картину. И тогда можно построить модель, которая позволит нам быстро устанавливать подлинность напитка,
— рассказал профессор.
Фото: Азамат Темердашев

Взять гормоны под контроль

Вино и экология – это, конечно, замечательно, но перейдем к другой отрасли, медицинской. Здесь, в «Аналите», ей тоже уделяют должное внимание. В лаборатории создают методы неинвазивной диагностики различных заболеваний, разрабатывают новые сорбенты для извлечения тяжелых металлов и многое другое.

Один из основных методов контроля, призванных сделать жизнь лучше, — определение гормонов для клинической диагностики.

— Гормоны — это наша жизнь. Многие процессы в организме регулируются именно ими. Планируем создавать методы ранней клинической диагностики различного рода заболеваний. Например, наши специалисты совместно с НИИ-ККБ №1 им. Очаповского занимаются разработкой методов неинвазивной диагностики онкологии,
— отметил химик.

Для этого команде необходимо проанализировать тысячи проб здоровых и больных добровольцев, чтобы понять, где тот самый маркер, который можно будет использовать для выявления потенциального риска развития онкологии. Обнаруженное на ранних стадиях заболевание легче поддается лечению и шансов на благоприятный исход намного больше.

Эту работу инициировали академик, Герой Труда РФ и главный врач ККБ №1 Владимир Порханов и ректор КубГУ Михаил Астапов. Работа быстро стала успешной, и о ней узнали за пределами Краснодара. Благодаря системному подходу результаты начали принимать ведущие международные журналы.

Химия до Китая доведет

Все сотрудники испытательной лаборатории – бывшие студенты Кубанского государственного университета. При этом более 85% из них являются специалистами, кандидатами и докторами наук, которые известны в профессиональной среде в России. Серьезный коллектив собрался.

Однако «молодых и зеленых» маститые ученые охотно принимают в свои ряды.

— Студенты не только допускаются, они обязаны работать в наших лабораториях! Оборудование испытательной лаборатории для них недоступно (таковы требования Росаккредитации), однако у нас хватает современного высококлассного оборудования для обучения студентов,
— сказал Темердашев.
Первый заместитель главного врача ККБ №1 Игорь Поляков. Фото: Азамат Темердашев

Студенты сначала сдают теорию, а потом «идут в бой»: им позволяют выполнять простые задачи с реальными образцами под присмотром сотрудников лаборатории, а затем учат работать с оборудованием и обрабатывать полученные данные.

— Самые старательные к концу магистратуры становятся высококлассными специалистами. Их имена знают в России и за ее пределами. Например, моя аспирантка сейчас преподает основы аналитической химии в филиале МГУ в китайском городе Шэньчжэнь,
— рассказал исследователь.

Как молоко бегуна подвело

Химик поделился с нами занимательной историей из своей профессиональной деятельности.

Однажды в лабораторию поступило обращение от юридической компании, которая занимается спортивными делами. В рамках этого обращения научные сотрудники провели исследование и доказали, что в молоке и мясе может быть обнаружен мельдоний. Вещество это появляется в организме животных из-за преобразования ветеринарного препарата «Эмидонол», когда он попадает в кровь живности.

— Казалось бы, что в этом такого? А беда в том, что из-за этого спортсмена могут дисквалифицировать, так как мельдоний относится к модуляторам метаболизма и запрещен к употреблению для профессиональных спортсменов,
— поделился Темердашев с «Краснодарскими известиями».

Обычно «Эмидонол» выводится у животных с мочой, но остатки могут содержаться в мясе и молоке. Подробнее о заключении профессора КубГУ и исследовательской команды можно узнать здесь.

Материал подготовила Александра Егорова