Натурпродукт
Весной и осенью среди казаков буйствовала корчия, или малярия. Она уносила ежегодно жизни нескольких тысяч человек. Но уже к 1795-1796 годам, перенимая опыт черкесов, казаки вывели собственную методику предупреждения заболевания малярией и ухода за заболевшими.
Применение соли, меди, гипса, глины значительно расширило арсенал казачьих лекарей, что позволило лечить множество кожных и респираторных заболеваний. В разных регионах края существовали свои уникальные рецепты заготовки трав и приготовления препаратов. Наиболее действенными считались растения, собранные в период религиозных празднеств.
Отвары и настои трав применялись в крае повсеместно как укрепляющие средства и в лечебных целях, причем нередко туда добавляли ингредиенты минерального и животного происхождения. Корни и плоды зачастую измельчали и сушили для наружного и внутреннего применения.
При простудных заболеваниях казаки использовали горчицу, смазывая подошвы ног и спину. Капустный лист со сметаной прикладывали к нарыву, а от лихорадки пили отвар горькой полыни и соцветий каштана. При легочном туберкулезе, к примеру, больным назначались разнообразные диетические средства: жир барсука, ежа, медведя. Жиры обычно употребляли с подогретым молоком или горячим хлебом.
Популярен был и такой состав: внутреннее свиное сало, растертое с пчелиным медом. Сюда же добавляли яичные желтки и сок алоэ-столетника. Принимали снадобье, добавляя по чайной ложке в стакан горячего молока, три раза в день. Вместе с ним больному давали толченую яичную скорлупу.
Бывало, слабогрудых лечили растениями: мать-и-мачехой, полынью, подорожником, зверобоем. Они смешивались в равных количествах и применялись в виде настоя: столовая ложка на кружку кипятка. Отвар из высушенных цветков мать-и-мачехи и корней или листьев подорожника потреблялся и в виде примочек при золотухе.
Широкое применение в лекарских делах находили казаки луку и чесноку. Их натирали на терке, после чего вдыхали их «аромат» и употребляли с пищей.
От полкового лекаря до городового
Первым медиком с соответствующим образованием в истории Екатеринодара и Кубани стал штаб-лекарь Иван Барвинский, «человек столь добрый, сколь и искусный». Он прибыл в Екатеринодар 7 сентября 1794 года. Однако по причине отсутствия казенной аптеки в Таврической области, а тем более в Черномории, штаб-лекарь не имел медикаментов.
Ситуацию усугубляло и то, что город носил статус военной крепости и был важен в первую очередь своим расположением, которое было крайне неудачным с точки зрения инфекционной безопасности: располагался между рекой Кубанью и болотами.
В начале 1801 года для борьбы с малярией в Екатеринодар направили еще двух лекарей: Петра Антоновского (из Черноморского флота) и младшего лекаря Николая Ольховского (из 3-го Егерского полка).
Казаки, стоявшие на страже южных границ, были стратегически важной военной силой, поэтому в 1803 году по инициативе высшего военного руководства на Кубани прошла вакцинация от натуральной оспы. Первым, подавая пример воинству, привился атаман Кубанского войска Федор Яковлевич Бурсак.
В 1816 году в Екатеринодаре основали первый военный госпиталь на территории казачьей крепости, близ войскового собора.
В 1831 году полицмейстер Екатеринодара подал рапорт наказному атаману Черноморского казачьего войска о необходимости введения должности «городовой лекарь», поскольку «многие из жителей города заболевают разными болезнями и почти ежедневно число их умножается». Для лечения больных вызывали врачей из войскового госпиталя, «но сил их было совершенно недостаточно», поэтому предполагалось назначить «городового лекаря» и в каждый квартал по одному фельдшеру, всего пять человек. Через месяц в Екатеринодаре уже работал первый городской врач — штабс-лекарь Шпрингер.
Первая больница для гражданских
В 1836 году на деньги наказного атамана Черноморского казачьего войска генерал-майора Алексея Даниловича Безкровного (завещавшего свое состояние Екатеринодару) было начато устройство первой в Екатеринодаре городской богадельни. Завершили строительство в 1842 году. Спустя пять лет после смерти атамана войсковой совет решил реорганизовать богадельню, сделав больницу под нужды граждан (сегодня мы ее знаем как первую городскую больницу). С этого момента медицина стала официально доступна гражданскому населению.
Штат медицинской части Екатеринодара был утвержден 24 декабря 1870 года. В соответствии с ним «городу определено иметь двух городовых врачей, двух фельдшеров, двух повивальных бабок и ветеринарного фельдшера».
6 октября 1879 года император Александр II утвердил «Положение о создании Екатеринодарской военно-фельдшерской школы», а 13 октября 1880 года состоялось торжественное открытие школы при Екатеринодарской войсковой больнице Кубанского казачьего войска.
К началу 1886 года в Кубанской области насчитывалось уже 32 аптеки, но все они были частными. Такой рост имел и свои негативные последствия: участились случаи отравления медикаментами. По этой причине войсковой думой в августе 1887 года была создана комиссия из трех фармацевтов, которой предписывалось проверять аптеки и их работников.
«Когда больше помогают не лекарства, а улучшение питания»
23 декабря 1890 года в Екатеринодаре было сформировано Общество врачей Кубанской области, основная задача которого заключалась в улучшении санитарного благополучия населения и борьбе с инфекционными болезнями. В январе 1892 года Общество врачей Кубанской области открыло бесплатную больницу для беднейших посетителей на улице Динской (ныне — ул. им. Леваневского). Существовало это заведение за счет городских субсидий и благотворительных пожертвований, при нем работали врачи-добровольцы и здесь же выдавали лекарства нуждающимся.
Доктора, состоявшие в Обществе врачей Кубанской области, принимали участие в работе органов
самоуправления сельских и городских поселений. Например, по предложению известного екатеринодарского врача и гласного городской Думы Степана Георгиевича Михалева, в 1905 году было определено ассигновать каждому из городских врачей по 100 рублей «…для оказания помощи бедным больным в случае неотложной нужды, когда больше помогают не лекарства, а улучшение питания».
Кроме того, Степан Михалев возглавлял Екатеринодарский отдел Всероссийской лиги борьбы с туберкулезом и был инициатором ежегодного (с 1912 г.) благотворительного праздника — Дня белой ромашки, средства от которого поступали на лечение больных туберкулезом.
Подвиг врача Абессаломова
В апреле 1892 года на Кубани вспыхнула эпидемия холеры. В Екатеринодаре болезнь впервые была зарегистрирована на территории одного из районов города — Дубинки. Некоторые горожане обвиняли врачей в отравлении колодцев и устроили так называемый холерный бунт, а санитар, посланный оказать больным помощь, был растерзан толпой. Тогда доктор В.С. Абессаломов в одиночку отправился к возмущенным людям и, чтобы доказать свои добрые намерения, выпил воды из источника, считавшегося заразным.
Изумленные его мужеством, самые яростные из обвинителей позволили ему посетить их дома и лечить их близких. Оперативно медиком был организован больничный барак для зараженных. Более трех месяцев врач вместе с небольшой санитарной бригадой самоотверженно работал непосредственно в очаге заболевания, спасая жизни зараженных.
К июню эпидемия была побеждена. В память о чудесном спасении в Екатеринодаре на улице Посполитакинской (ныне — Октябрьская) была воздвигнута церковь Святого Пророка Ильи, а в апреле 1893-го впервые на Кубани при лечебнице Общества кубанских врачей открыли бактериологическую станцию.
Работали в госпитале на плавучей барже
В конце 1892 — начале 1893 года по инициативе супруги начальника области и наказного атамана Кубанского казачьего войска Елизаветы Ивановны Маламы в Екатеринодаре создали отделение Общества Красного Креста. На его базе 7 июня 1894 года при содействии Елизаветы Ивановны сформировалась Кубанская община сестер милосердия с целью подготовки среднего медицинского персонала для ухода за больными и ранеными в военное и мирное время. Общине был выделен дом на углу улицы Бурсаковской (ныне — ул. Красноармейская). В нее принимали девушек и вдов от 18 до 40 лет без детей и с образованием. Уже в 1895 году состоялся первый выпуск, состоявший из 6 сестер, направленных в станичные больницы.
В 1904 году, через несколько дней после начала Русско-японской войны, по решению Кубанской общины сестер милосердия Красного Креста в Екатеринодаре стала формироваться группа сестер и врачей для отправки на фронт. В состав так называемого летучего санитарного отряда во главе с главным врачом Екатеринодарской городской больницы Исаем Яковлевичем Мееровичем —
искусным хирургом, что называется, от Бога, вошли три врача, фельдшер, восемь сестер милосердия, четырнадцать санитаров и одна сиделка. На Дальнем Востоке они работали в госпитале на плавучей барже «Кубанская область», а потом — в городе Харбине в лазарете на 200 коек. Отряд вернулся на Кубань в марте 1906 года.
Бесплатная лечебница и лазарет
В 1905 году, помимо уже имеющихся в Екатеринодаре пятнадцати аптечных лавок и четырех крупных аптечных магазинов, была открыта первая государственная аптека (аптека №5). Городская управа распорядилась открыть ее не только для обслуживания населения, но и централизованного снабжения медикаментами лечебных организаций. Под аптеку был выкуплен дом близ городской больницы (ул. Красная, дом №92 — сейчас это Центральная городская библиотека им. Н.А. Некрасова).
В феврале 1913 года, учитывая острую необходимость в создании стационара для лечения больных туберкулезом на Кубани, Екатеринодарский отдел Всероссийской лиги борьбы с туберкулезом на благотворительные деньги открыл бесплатную лечебницу на улице Динской. Лечебница принимала всех нуждающихся жителей региона.
Кубанская община сестер милосердия была открыта 14 ноября 1914 года под покровительством Софии Иосифовны Бабыч. Представляла собой двухэтажное здание и лазарет на 50 коек недалеко от вой-сковой больницы (ныне — здание Краевой клинической больницы №3). Уже 22 ноября этого же года лазарет принял первый транспорт с ранеными.
Рядом с лазаретом Общины сестер милосердия и при ее содержании (по Закубанскому проезду, ныне — ул. Захарова) 14 ноября 1916 года была освящена и открыта первая в городе электросветоводолечебница, которой с разрешения Главного управления Российского общества Красного Креста было присвоено имя Софии Иосифовны Бабыч. Данное учреждение стало основным лечебно-реабилитационным центром Кубани.
Дорогое удовольствие
К концу 1914 года помощь населению Кубанской области оказывали 232 врача (1 врач на 12 тыс. человек). Большинство врачей (158 человек) проживали в Екатеринодаре, население которого в 1915 году составляло 103 тысячи человек. Санитарный надзор осуществляли три санитарных врача и два фельдшера.
В других районах края медиков было гораздо меньше, здесь были и менее комфортные условия для проживания и работы частнопрактикующих врачей.
Вопрос платы за стационарное лечение постоянно был предметом обсуждения медицинской общественности и властей разных уровней. Медицинское обслуживание военного казачьего населения полностью финансировалось войсковым правительством и было бесплатным. Иногородние и лица гражданского ведомства должны были оплачивать «пользование» больницей. Стоимость одного дня пребывания таких пациентов в лечебном учреждении составляла в 1913 году 1 рубль 40,8 копейки (при средней заработной плате рабочего в 36 рублей). Да и большинство больниц в городах края были войсковыми или частными лечебницами. Санаторное дело только начало развиваться, и существующие единичные учреждения не могли улучшить медицинское обеспечение жителей Кубанской области.
Кроме перечисленных лечебных заведений, в Екатеринодаре было еще более десятка частных и ведомственных больниц.
В мае 1911 года в городе открылась консультация для грудных детей — одна из первых организаций по охране материнства и детства не только на Кубани, но и в России. Детская консультация занимала небольшое помещение на ул. Пашковской, здесь же работала молочная кухня. Бедным семьям молоко и молочные смеси выдавали бесплатно. В канун Первой мировой войны Екатеринодарская детская консультация получила награду на Всероссийской гигиенической выставке.
Лучшее средство агитации за советскую власть
В августе 1921 года на углу улиц Гимназической и Котляревского (Седина) открылся первый советский родильный дом на 50 мест. Газета «Красное знамя» восхищалась роскошью и чистотой нового лечебного учреждения, отмечая, что такой роддом — «лучшее средство агитации среди женщин-работниц за советскую власть».
В феврале 1923 года для «социально застрахованных» открылись туберкулезный и венерический диспансеры.
А через три с половиной года, летом 1926-го, карету скорой медицинской помощи заменили «хорошо оборудованным автомобилем». Теперь помощь оказывалась значительно быстрее, а больным в автомобиле было гораздо удобнее, чем в запряженном лошадью экипаже.
Ранее «КИ» писали, что в Уставе Краснодара внесут изменения в дату основания Екатеринодара. А также осветили малоизвестные факты о благоустройстве Екатеринодара-Краснодара.