Григорий Кошаков — полный кавалер ордена Славы, удостоенный этой награды за мужество и храбрость, проявленные при расчистке полей для продвижения нашей пехоты и танков под сильным огнем противника
Следующий год будет юбилейным для всех жителей нашей многонациональной России — 9 мая мы отметим 80-летие Победы в Великой Отечественной войне. Среди тех, кто добыл нам эту Победу и фронтовыми дорогами прошел от Бреста до Берлина, был наш земляк. 12 декабря исполняется 105 лет со дня его рождения. О боевом пути Григория Михайловича рассказывает автор «КИ» Александр Бурмагин, кандидат исторических наук, помощник атамана Екатеринодарского отдела, войсковой старшина.
Встретил войну в Бресте
Григорий Кошаков родился 12 декабря 1919 года в суровые годы Гражданской войны в ауле Тлюстенхабль Екатеринодарского казачьего отдела Кубанского края.
После смерти отца 13-летний подросток трудился ездовым в колхозе «Кавказ», помогая матери зарабатывать на хлеб.
22 сентября 1939 года 19-летнего Григория призвали на службу в Рабоче-Крестьянскую Красную Армию. А через два месяца началась Советско-финская война. Красноармеец Кошаков стал пулеметчиком.
После финской в 1940 году участвовал в присоединении Литвы. Накануне Великой Отечественной его часть в составе 4-й армии Западного особого военного округа дислоцировалась на территории Западной Белоруссии в районе Бреста.
Войну Григорий Кошаков встретил 22 июня 1941 года на границе. Хлебнул военного лиха по полной. Кровопролитные приграничные сражения, гибель товарищей, бои в окружении и тягостное бесконечное отступление… Так в составе войск Западного фронта дошел до Москвы.
В контрнаступлении под Москвой в декабре 1941-го в качестве кавалериста участвовал в сражениях в составе легендарного 2-го гвардейского кавалерийского корпуса генерала Л.М. Доватора. С февраля 1942-го воевал на Брянском фронте. В сентябре 1942-го получил тяжелое ранение. После лечения в госпитале в составе пополнения вновь попал в стрелковую часть, где стал сапером.
Медаль «За отвагу» и первый орден Славы
С августа 1943-го его 60-я Севская стрелковая дивизия под командованием гвардии полковника А.В. Богоявленского в составе 65-й армии Центрального фронта генерал-полковника К.К. Рокоссовского принимала участие в битве за Днепр.
«В ночь с 4 на 5.10.43. при обрыве каната переправы на р. Сож от сильного минометного артиллерийского огня противника красноармеец Кошаков Г.М. произвел натяжение каната большого парома. Невзирая на сильный пулеметно-минометный огонь противника, восстановил бесперебойную работу большого парома, переправляющего на западный берег реки Сож пехоту и материальную часть полка».
Сапер 696-го отдельного саперного батальона 60-й стрелковой дивизии красноармеец Кошаков был награжден самой почитаемой в солдатской среде медалью «За отвагу».
17 октября 1943 года в ходе Гомельско-Речицкой наступательной операции части дивизии захватили плацдарм на правом берегу Днепра в районе поселка Лоев Гомельской области. Начались бои по его удержанию и расширению. Саперы батальона майора Аникеева обеспечивали переправу наших войск. Затем участвовали в наступлении в районе Речицы и Мозыря.
С 1944 года и до конца войны рядовой Кошаков служил в составе 21-го гвардейского инженерно-саперного батальона 35-й Радомской Краснознаменной инженерно-саперной бригады под командованием полковника И.И. Рапопорта. В зависимости от боевой обстановки его батальон придавался различным соединениям, как правило, действующим на направлении главного удара наших войск.
В ходе проведения войсками 1-го Белорусского фронта маршала К.К. Рокоссовского Люблин-Брестской наступательной операции в июле 1944 года батальон обеспечивал форсирование Вислы частями 274-й стрелковой дивизии под командованием Героя Советского Союза генерал-майора В.П. Шульги 61-го стрелкового корпуса 69-й армии генерал-лейтенанта В.Я. Колпакчи.
Гвардеец Кошаков, «выполняя боевое задание командования по переправе наших войск и техники на левый берег Вислы 30.07.44 г. на пароме из лодок А-3, совершил восемь рейсов под сильным артиллерийским минометным пулеметным огнем противника. На обстреливаемом пароме переправлялась техника, пехота и боеприпасы на левый берег реки Висла. При выполнении боевого задания тов. Кошаков проявил мужество и отвагу». На захваченном плацдарме он лично установил 470 противотанковых и противопехотных мин.
Приказом командира 274-й стрелковой дивизии от 2 августа 1944 года гвардии красноармеец Кошаков был награжден орденом Славы 3-й ст.
Заступничество генерал-полковника Чуйкова
В ходе проведения Варшавско-Познанской наступательной операции гвардейский батальон действовал в составе 134-й стрелковой Краснознаменной дивизии генерал-майора В.Ф. Стенина. 14 января 1945 года дивизия прорвала долговременную немецкую оборону около города Зволень и на следующий день ворвалась в город Радом, устремившись к Одеру. 23 января она одной из первых вступила на территорию исторической части Германии — провинции Бранденбург.
В прорыве обороны гитлеровцев принимал участие сапер Кошаков. Его батальон провел инженерную разведку и сделал проходы в минных полях — как наших, так и противника. От мерзлой земли пальцы теряли чувствительность, что было губительно для сапера, ведь одно неосторожное движение — и смерть. Однако приказ был выполнен.
Приказом командующего 69-й армией генерал-полковника Колпакчи гвардии рядовой Григорий Кошаков был награжден орденом Славы 2-й степени.
Командир отделения гвардии ефрейтор Кошаков особо отличился при штурме города Лебус в земле Бранденбург в апреле 1945 г.
Для прорыва вражеской обороны саперы проделали несколько проходов в минных полях. Один из проходов успешно проложило отделение ефрейтора Кошакова. Однако в ходе этой работы возник инцидент, который мог повлиять на дальнейшую судьбу геройского сапера.
Во время форсирования Одера был получен приказ: сделать проходы по 30-35 метров в минных полях для продвижения танков. На все про все три-четыре часа. Прошел первый эшелон танков, второй, а на третьем один танк вильнул в сторону от флажков и взорвался на мине. Выскочил танкист в комбинезоне, за пистолет схватился, орет, что мы свое дело не сделали, погубили танк, и грозит трибуналом. В это время подошел военный в плащ-палатке, с ним радист, автоматчик и офицер-адъютант, который успел быстро шепнуть мне на ухо, что это генерал-полковник В. Чуйков. Он выслушал мой рапорт, разобрался, в чем дело, поблагодарил за службу, а танкисту выдал по первое число за то, что в 30-метровый проход попасть танком не мог,
— рассказывал об этом событии Григорий Михайлович.
В наградном листе командир 21-го отдельного инженерно-саперного Краснознаменного батальона инженер-капитан Сиротченко записал: «Во время прорыва обороны противника в районе города Лебус на участке 47 СД 16 и 17 апреля 1945 г. тов. Кошаков выполнил задание по проделыванию проходов в минных полях. Под огнем противника проделал для наступающих танков проходы в минном поле, сняв при этом 37 ПТМ (противотанковых) и 18 ППМ (противопехотных).
Рискуя жизнью, под сильным воздействием огня противника сопровождал через проделанные проходы пехоту и танки наших наступающих частей».
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 мая 1945 г. гвардии ефрейтор Г. Кошаков был награжден орденом Славы I степени и стал полным кавалером этого ордена.
Войну закончил недалеко от столицы Германии. Здесь получил свою последнюю боевую награду — медаль «За взятие Берлина».
Стихотворение от Кронида Обойщикова
После победы опытный сапер участвовал в разминировании многих зданий в Берлине и даже в проверке безопасности зданий в Потсдаме перед проведением знаменитой Потсдамской конференции лидеров «большой тройки» трех крупнейших держав антигитлеровской коалиции в июле-августе 1945 года.
В 1946 году гвардии старшина Кошаков демобилизовался и вернулся в родной аул. Работал в колхозе, возглавлял молочно-товарную ферму.
С 1951-го жил в Краснодаре, более 40 лет проработал на станкостроительном заводе имени Седина. Был расточником высшего 6-го разряда, оператором насосной станции, воспитал многих молодых рабочих. Вел большую военно-патриотическую работу среди молодежи. Был членом правления Краснодарской краевой ассоциации Героев Советского Союза, России и полных кавалеров ордена Славы.
Два раза отважный воин, встретивший Великую Победу в Берлине в мае 1945 года, участвовал в юбилейных парадах Победы в Москве на Красной площади в составе парадной коробки ветеранов Великой Отечественной.
Он был частым гостем в Центре национальных культур Краснодара, причем представлял там и русских, и адыгов. Мне довелось не раз с ним общаться. Это был очень скромный и уважительный к окружающим человек. Вспоминая о войне, он больше рассказывал о подвигах своих однополчан, чем о себе. Его уважали и любили.
Кубанский поэт-фронтовик Кронид Обойщиков посвятил ему свое стихотворение, где есть такие строки:
Он тысячи мин обезвредил,
Спас тысячи жизней сапер.
А вспомнит войну, и не верит,
Что сам-то живой до сих пор.
Григорий Михайлович Кошаков прожил долгую и насыщенную многими событиями жизнь. Прославленный ветеран умер 19 декабря 2016 года в возрасте 97 лет. Его хотели похоронить на Аллее Славы Славянского кладбища в Краснодаре, но он еще при жизни просил похоронить его в ауле, в котором родился.
Почетный гражданин города Адыгейска, в котором одна из улиц носит его имя. В ауле Тлюстенхабль установлен бюст Г.М. Кошакова.
Награжден орденом Отечественной войны 1-й ст., орденами Славы 1-й, 2-й и 3-й ст. Медалями «За отвагу», «За взятие Варшавы», «За взятие Берлина», «За выдающийся вклад в развитие Кубани», другими наградами.
В Краснодаре в 2020-м на фасаде дома по ул. Ставропольской, 121, в котором жил кавалер, установлена мемориальная доска.
Автор материала: Александр Бурмагин, кандидат исторических наук, помощник атамана Екатеринодарского отдела, войсковой старшина.