Колледж открыли в 2015 году в целях создания системы многоуровневого музыкального образования. Мы напросились на занятия и убедились в том, что профессии педагогов по хоровому пению и танцам у молодежи очень популярны.
Кузница гранд батмана и наковальня для голоса
На проходной нас встречает Наталия Мотуз, руководитель колледжа. Пока идем, она рассказывает, что в колледж института осуществляется прием одаренных, талантливых обучающихся. Одна из особенностей: первокурсникам предоставляется возможность участвовать в концертной деятельности института наравне с ребятами старших курсов. Кроме того, выпускники колледжа могут продолжить обучение в самом вузе по ускоренным программам соответствующих специальностей высшего образования. За время работы отделения среднего профессионального образования 140 выпускников продолжили свое обучение в КГИК.
Сегодня мы готовим специалистов по трем специальностям: сольное и хоровое народное пение, дизайн и хореография. Отдельно хочется рассказать о хореографии и пении, ведь здесь нужен индивидуальный подход к каждому студенту. Это штучный товар, если можно так сказать, это наши звездочки. Я руковожу колледжем с момента его образования и помню, что в первом наборе было всего 36 студентов, а сегодня 390. Настолько популярным стал наш колледж. К нам приезжают дети из разных регионов России, причем к конкретному преподавателю, чтобы потом продолжить обучение в самом КГИК.
Более 43% выпускников колледжа поступают в вуз и получают высшее образование. Отличники получают высшее образование за 3 года вместо 4 лет. Самая востребованная специальность — народное художественное творчество. В этом году был аншлаг при поступлении: 128 претендентов просматривала кафедра и экзаменационная комиссия, а отобрали только 67 человек. При этом основная масса поступала на платную форму обучения.
Многие выпускники колледжа успешно работают в лучших творческих коллективах Краснодарского края, детских школах искусств: в Государственном концертном ансамбле «Ивушка», ансамбле «Чаровница» Краснодарской филармонии им. Г.Ф. Пономаренко, Детской школе искусств №1, Детской школе искусств им. Г.М. Концевича.
На базе колледжа созданы два творческих коллектива: хореографический ансамбль «Раздолье», ансамбль народной песни «Багатица», которые неоднократно становились победителями международных и всероссийских конкурсов.
Студенты с характером и с «короной» на голове
Занятия по хоровому пению проходят в просторной аудитории с небольшой сценой и роялем на ней. Парт и стульев нет. Все студенты стоят большим кругом и поют. Преподаватель виртуозно играет на гармошке и на рояле. Признаться, слушать хоровое пение с живым звуком непросто, но буквально стоя в его центре — это полный восторг.
У меня в ансамбле с 1-го по 4-й курс обучается 50 человек. В основном девушки. Поступают чаще всего после 9-го класса. Есть обязательный творческий экзамен, и он является решающим, на котором мы и отбираем ребят. Я веду все специальные предметы: сольное, ансамблевое пение, народное музыкальное творчество, областные певческие стили и расшифровку аранжировки народных песен,
— говорит Кристина Лиховицкая, преподаватель хореографии отделения СПО КГИК.
Россия — огромная страна, и в каждом регионе свое традиционное пение, которое не похоже на соседское. Например, на Кубани даже песни линейных (служили на пограничной линии) и черноморских казаков различаются.
Манера пения в нашем крае уникальная. Когда мы приезжаем на конкурс, например в Москву, нас сразу видно. Мы говорим и поем по-особенному. У нас зычная манера пения, которая сразу узнаваема,
— продолжает преподаватель.
На учебу в колледж приезжают из других регионов России, есть даже из Ямало-Ненецкого АО. А еще студент из Китая. Кристина Лиховицкая отмечает, что студент из Китая в народном пении — такого у них еще не было.
Мне сложнее всего работать с ансамблем, ведь каждый мой студент считает, что он солист. Сделать из них одну большую структуру, одно целое, очень сложно. Как у всех творческих личностей, они все с характером, некоторые «звездятся». Приходится снимать им «корону» с головы,
— отмечает собеседница.
Практика в лучших коллективах края
Абитуриенты, которые приходят в колледж, должны обязательно окончить музыкальную школу и получить направление именно на народное пение. Перейти из эстрадника в народники и обратно тоже можно. Главное — желание, вкус и талант.
Интересно, что, уже обу-чаясь в колледже, большинство студентов проходит производственную певческую практику в филармонии им. Пономаренко, других народных ансамблях, а также преподавательскую практику в музыкальных школах и училищах. Многие начинают работать уже в студенческие годы.
Я преподаю сольное пение, дирижирование, чтение хоровых и ансамблевых партитур. К нам приходят научиться красиво петь, обладать вокальной техникой. Какой бы ни был природный талант и данные будущего вокалиста, без должного образования и обучения он будет все равно что неограненный алмаз,
— рассказывает Виктор Кулик, преподаватель сольного пения.
Виктор параллельно с работой преподавателя в колледже является аккомпаниатором и концертмейстером ансамбля народной песни «Родня» в Пашковском городском доме культуры и действующим артистом. Этот ансамбль они создали вместе с его супругой сразу после окончания КГИК. В этом году Виктор Кулик стал обладателем звания «Лучший специалист г. Краснодара в области культуры». Примечательно, что супруга была обладателем этого звания в прошлом году. Вот такая семейная традиция.
Музыкальный слух и чувство ритма обязательны
«КИ» также побывали на репетиции направления «хореографическое творчество». Просторный зал с зеркалами и станком, закрепленным по всему периметру помещения. Все девушки в черных облегающих костюмах, на ногах «спецовка» — народные туфли. Нам объясняют, что для занятий используется специальная танцевальная обувь: для классического танца балетки, для народного — туфли, для современного — джазовки или просто носки.
На танцевальное направление принимают ребят только после 9-го класса. Для поступления важны физические данные: все должны уметь минимум садиться на шпагат. Мы убедились, что это так. Во время перерыва и беседы с преподавателями девушки сидели на паркете на поперечном шпагате — отдыхали. Для поступления не обязательно знать ноты, но иметь музыкальный слух и чувство ритма нужно.
Я работаю в профессии уже 16-й год, а в колледже 6 лет. У нас на отделении обучается более ста человек, мальчишек не так много, в основном девушки. Я преподаватель классического танца и современных направлений хореографии. В принципе, мы охватываем все направления танцев, насколько это возможно. Чтобы стать профессиональным танцором, нужно обязательно любить танцы. Студенты получают две специальности: преподавателя и руководителя любительского коллектива. Наши выпускники могут преподавать в детских школах искусств, студиях, детских садах. Многие наши выпускники танцуют в Кубанском казачьем хоре, Государственном ансамбле «Кубанская казачья вольница», шоу-театре «Премьера», Государственном ансамбле Калмыкии. Так что здесь мы готовим танцевальные кадры Кубани и России,
— рассказывает Анна Чупахина, преподаватель высшей квалификационной категории.
От теории – сразу к практике
Учиться хореографии в краснодарском колледже приезжают абитуриенты в основном из края, но в последние годы все больше приезжих из разных точек России — от Дальнего Востока до Калининграда. Все потому, считает Анна, что в КГИК сформировалась уникальная школа и преподавательская аудитория. Направление «хореография» очень популярно: в этом году было принято 67 студентов при плане 25.
Работаю по специальности педагога 6 лет, из них 4 года в этом колледже. Мы изучаем разные национальные и региональные особенности. Страна у нас многонациональная, поэтому есть и кавказские танцы, и татарские, и греческие, и калмыкские, и цыганские, и русские, конечно. Каких только танцев у нас нет — даже венесуэльские и аргентинские! Наша программа охватывает очень большой спектр народного творчества Кубани, России и мира. По учебной программе проходим все элементы. Будущие преподаватели танцев должны уметь составлять, придумывать и исполнять различные комбинации, этюды танцев. На нашей специальности теория постигается во время практики: что не прошло через тело, то забудется через два дня,
— делится Тарас Шулика, преподаватель направления народных танцев.