Фото: Дарья Паращенко, «Краснодарские известия»

Как сворачивали рельсы в России

В 90-е годы российская экономика терпит крах, а вместе с ней и трамваи. Их развитие остановилось – государство перестало тратить деньги на обновление подвижного состава и поддержание контактной сети в надлежащем состоянии.

Несмотря на кризис, население начинает активно пересаживаться за руль. В то же время для пенсионеров вводят бесплатный проезд в трамваях, так что льготники становятся основными их пользователями. Между тем состоятельные пассажиры массово приобретают подержанные иномарки, хлынувшие в страну непрерывным потоком. Если бы мы знали, каким дорожным коллапсом обернется эта автомобильная истерия, то это была бы уже совсем другая история…

Но убийственный удар по трамваям нанесли маршрутки. Тогда казалось, что они – прекрасная альтернатива: ведь чтобы добавить несколько новых остановок, не нужно прокладывать контактные сети. Да и поддерживать в хорошем состоянии такой транспорт было гораздо дешевле, чем трамвайную систему.

В результате в 90-е полностью лишились трамваев сразу два города – Грозный и Карпинск. С 2001 года по стране прокатилась волна закрытия систем: Шахты, Архангельск, Астрахань, Иваново, Воронеж, Рязань, Ногинск. Когда транспортный коллапс открыл глаза на ошибку, было уже поздно.

И только в Краснодаре понимали: если и демонтировать трамвайные сети, то только для обновления.

Успели прыгнуть в последний вагон

А что, к слову, Краснодар? Тогда еще Екатеринодар, город оценил удобство нового способа передвижения сразу. Первое трамвайное предприятие появилось у нас в 1899 году. До этого депутаты гордумы еще сомневались, нужно ли строить конно-железную дорогу в городе. Десять лет раздумий и Дума заключила договор с бельгийским акционерным обществом «Компания тяги и электричества». И вот оно-то на условиях концессии в 1899 году заложило первое трамвайное предприятие: с электростанцией, вагонным парком и мастерскими на ул. Екатерининской (ныне ул. Мира). Сегодня в нем находится трамвайно-троллейбусное управление.

Серьезные разрушительные последствия оказала на жизнь Краснодара Великая Отечественная война. Трамвайные пути были подорваны, оставшиеся части разобраны оккупантами для растопки печей. Оба трамвайных депо, электростанцию, мастерские гитлеровцы уничтожили при отступлении.

Восстанавливали трамвайную жизнь города сами жители Краснодара. Для этой цели в течение нескольких лет проводились воскресники, которые проходили в праздничной обстановке. Стоит отметить, что не только восстанавливали старые пути, но и прокладывали новые. Вследствие чего появились маршруты по улицам Калинина и Каляева, к мясокомбинату и КСК. В 1995 году была открыта новая трамвайная линия в Юбилейный микрорайон. Её протяженность составила 7,1 км.

Несмотря на тяжелые 90-е годы, город не просто сохранил трамвайные линии, но продолжил «забрасывать сети» в разные районы. 5 декабря 1994 года заработала трамвайная линия в Юбилейный микрорайон вдоль проспекта Чекистов. 28 декабря 1998 года было соединено разворотное кольцо на ул. Садовой с веткой на ул. Красных Зорь по Садовому путепроводу над железной дорогой.

Маршрут построен

Краснодару, в отличие от того же Воронежа, не нужно катиться назад, чтобы шагать вперед.

В апреле 2021 года был представлен проект «Магистраль» по строительству новых линий в районе Западного обхода, а также в микрорайонах Восточно-Кругликовском и Гидростроителей. Его разработали в полном соответствии с новым Генпланом, который является настоящей «градостроительной Конституцией» Краснодара.

После доработки эти предложения стали основой концессионных соглашений, а также весомым доводом для включения столицы Кубани в правительственную программу по модернизации городского электротранспорта.

Проект реализуется при поддержке Правительства России и ВЭБ.РФ. Речь идет о строительстве 35,6 км трамвайных путей в западной части города. Это не только новые линии, но и вся сопутствующая инфраструктура, а также приобретение 100 современных трамваев. Общий объем инвестиций в рамках проекта составит 28,4 млрд рублей.

Соглашение заключено на 25 лет. Титульным собственником новых трамвайных путей и приобретенных вагонов будет администрация Краснодара.

Трамвайная эволюция набирает ход

Кстати, на днях Краснодарский край получил субсидию в размере 8,3 млрд рублей на развитие городского электротранспорта.

Генеральный директор ООО «Синара — ГТР Краснодар» Артём Доронин объясняет «Краснодарским известиям», какая связь между господдержкой и концессией.

— По условиям концессионного соглашения, которое было подписано в сентябре 2022 года, общая сумма инвестиций в строительство Западной трамвайной линии и приобретение 100 новых трамваев составляет 28,4 млрд рублей. Из них 19,8 млрд рублей – это средства концессионера и привлечённый кредит ВЭБ.РФ. Остальные 8,6 млрд рублей приходятся на капитальный грант по федеральной Программе комплексного развития городского электрического транспорта. Эта субсидия предоставляется из федерального бюджета на условиях софинансирования с регионом,
— говорит Артём Доронин.

Средства могут быть направлены на строительство трамвайных путей на Западной линии и/или на закупку новых вагонов. Отметим, что до конца 2026 года в Краснодаре появится более 35 км новых линий трамвайной сети.

Член Экспертного совета Общественной палаты Краснодара Антон Смертин размышляет, как Краснодару удалось удержать на плаву городскую трамвайную сеть, пока другие города теряли электротранспорт.

— Трамвайная система Краснодара — одна из старейших и самых развитых в России. Ее основа начала формироваться еще до революции, активно развивалась в советское время. В восьмидесятые годы состояние путевого хозяйства краснодарского трамвая было признано лучшим в РСФСР, а его популярность была гораздо выше, чем в других городах Союза. Эти достижения удалось сохранить благодаря позиции руководителей Краснодара, которые на рубеже веков не стали отказываться от трамвая, как это происходило в других регионах. С помощью властей города и края Краснодарское трамвайно-троллейбусное управление смогло пройти через сложные времена. Даже в непростые девяностые была открыта ветка в Юбилейный микрорайон. А уже в наши дни проложены пути по улице Московской,
— рассказывает «Краснодарским известиям» Антон Смертин.