Бутылка с ледяной водой, влажные салфетки в сумку и… на выход из зоны комфорта, то есть из квартиры с кондиционером. Так сейчас начинается не только мой будний день, но и большинства горожан. И хотя лето, в общем-то, пока не очень напоминает южное пекло, передвигаться в общественном транспорте — та еще рулетка.
Включать? Не включать?
В принципе, лично мне еще очень повезло. В моем районе курсирует немалое количество разного общественного транспорта: частного и муниципального. С тех пор, как к нам проложили рельсы, жизнь наладилась у многих новоселов. Главное — не свариться за те 10 минут, что уходят у меня от дома до остановки на ул. Петра Метальникова. Так как этот трамвайный пункт — конечный, можно вполне себе комфортно разместиться в вагонах. Здесь проходят сразу пять маршрутов, в основном на линию выходит современный транспорт, оснащенный кондиционерами.
А вот дальше, как повезет. Бывает, тут же включается кондиционер, но чаще всего едем в духоте, тесноте и обиде, потому что за те 30 минут, что трамвай идет до центра города, впечатление часто такое, что в вагоны успевает загрузиться полгорода.
— Кондиционер в наших трамваях, троллейбусах и автобусах включается при температуре +23 градуса воздуха на улице, либо по заявке пассажиров, если температура не дотягивает до нужной отметки, но за окном солнечно и душно. Если температура выше, а кондиционер все равно не работает, пассажиры могут обратиться на нашу горячую линию. Каждый случай мы разбираем, ни один не проходит мимо. После таких обращений проводим дополнительный инструктаж о необходимости включения сплит-систем,
«Половина жалуется на жару в салоне, а другая — на холод»
Весь новый транспорт оборудован кондиционерами с автоматической системой поддержания температуры. До тех пор, пока наружный воздух не прогреется до 31 градуса, кондиционер будет поддерживать температуру в салоне в пределах 23-24 градуса автоматически. А если становится жарче, разница температуры в салоне с наружной будет составлять 6 градусов. Это требование СанПиН. Ведь если человек войдет с 35-градусной жары в салон, охлажденный до 20-ти, он может простудиться.
Однако, по словам Александра Грачева, пассажиры по-разному реагируют на температуру в салоне. Кому-то хочется похолоднее, другие мерзнут и жалуются, что дует.
— Объективности ради могу сказать, что жалоб приблизительно 50 на 50 процентов. Буквально на днях одна пассажирка, пока ехала в трамвае, четыре раза позвонила нам на горячую линию и попросила отключить кондиционер. Температура в транспорте, как, впрочем, любые климатические условия — сугубо индивидуальная тема.
Муниципальные автобусы на 100% с кондиционерами
Кстати, если вы мерзнете в трамвае, специалисты рекомендуют размещаться в середине салона: там поток холодного воздуха не такой сильный.
Между тем единственный пока в городе остановочный павильон с кондиционером на Метальникова — в полном здравии, открыт и работает.
— Наш сотрудник его открывает и включает также в зависимости от температуры наружного воздуха. Там действуют такие же нормы, как и в транспорте,
Александр Грачев добавляет, что системами охлаждения оборудованы 104 трамвая (35% от общего количества) и 32 троллейбуса (17%), а вот муниципальные автобусы — их 134 — все с кондиционерами. Кстати, скоро ожидается поступление новой партии современных троллейбусов, тогда оборудованных сплит-системами «рогатых» станет 72 (45%). Также до конца года по концессионному соглашению планируется закупить 40 новых трамваев, после чего статистика здесь тоже улучшится — почти половина электротранспорта станет комфортной при любой погоде.
«Пока не заработала транспортная реформа, выход один — суд»
Однако чаще всего пассажиры жалуются на условия передвижения в частном автотранспорте. В эти дни на маршруты частных перевозчиков выходят 1026 автобусов. Кондиционеры есть только в 183 (!) единицах транспорта, в исправном состоянии и того меньше — 109. Остальные 74 системы не работают. Основная причина — поломка компрессора и выход из строя сопутствующих узлов. В некоторых случаях неисправный сплит нужно или капитально ремонтировать или полностью менять оборудование. Обязать частников заменить маршрутки на современные, а также не использовать транспорт без кондиционера, нельзя. Это противоречит закону «О защите конкуренции».
Лидер общественного движения «Транспортная инициатива» Марина Репещук уверена, что все проблемы, связанные с качеством обслуживания и, в том числе, с поддержанием комфортной температуры в салонах общественного транспорта, можно практически полностью решить с помощью реализации в Краснодаре транспортной реформы, к внедрению которой сегодня готовится столица Кубани. Координатор общественного движения постоянно поднимает вопрос оснащения транспорта необходимым оборудованием и его надлежащей работой.
— Когда частники начнут работать по регулируемому тарифу, предусмотренному реформой, они станут нести серьезные обязательства перед муниципалитетом, за неисполнение которых могут легко лишиться свидетельства. А сейчас, когда большинство работает по нерегулируемому тарифу, свидетельство выдается, можно сказать, навечно. Его сложно, практически невозможно забрать обратно,
По ее словам, сегодня существует только один выход из ситуации — суд. Хотя дело это не быстрое — нарушения нужно еще доказать. И здесь общественники в помощь городской администрации. Напомним, что на некоторых маршрутах, работающих даже по нерегулируемым тарифам, внесено требование администрации по наличию в маршрутках работающих кондиционеров.
— Конечно, мы понимаем, что транспортную реформу быстро не запустить, нужно время. Поэтому наша организация готовится к судебному процессу, на котором мы подадим иски прежде всего по тем маршрутам, на которых на данный момент уже должны быть кондиционеры, но они не включаются. В этой работе мы с мэрией союзники. Мы как народный контроль имеем право заходить в любой автобус и собирать доказательства.
Ранее «Краснодарские известия» рассказывали, кому опасно находиться в душном помещении или транспорте.