Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Краснодар
30 мая, вт
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

реклама Разместить баннер

Деньги за пятерки: нужно ли финансово стимулировать старшеклассников?

14 апреля 2023
2706
За и против. В Госдуме предложили финансово поощрять школьников за отличные оценки.
Фото: Дарья Паращенко, "Краснодарские известия"


Одной из самых обсуждаемых новостей уходящей недели стало предложение депутата Госдумы Анны Скрозниковой платить школьникам за отличную успеваемость: она предложила перечислять за пятерки деньги на «Пушкинскую карту».

Дело, казалось бы, хорошее, но коллег-депутатов всех уровней, педагогов, психологов, родителей смутил денежный эквивалент пятерки. Те, чье школьное детство выпало на советское время, говорят, что тогда никому и в голову не пришло бы оплачивать оценки. Однако сегодня родители думают иначе. И готовы заплатить дитятке за выстраданную пятерку по алгебре или английскому, лишь бы оно их принесло.

Вы же не работаете бесплатно

- Хорошая инициатива, не вижу ничего плохого. С современными детьми нужно по-современному. Более того, мы сами с нового года поощряем деньгами младшего сына. За любую пятерку - будь то 30-балльная контрольная или обычный ответ на уроке - 50 руб. Есть и штрафы: те же 50 руб. за двойку и тройку. Четверка не оплачивается. Честно говоря, не ожидали, что сработает, да еще так! Отношение к учебе поменялось очень сильно. В 3-й четверти сын исправил многие итоговые четверки на пятерки. Глаз загорелся, в школу ходит с азартом. Вот буквально сегодня сам поставил будильник на 6.00, чтобы доучить большой отрывок из поэмы «Василий Теркин». Потому что не дай бог четверка,
- считает мама двоих школьников Ирина Иванова.

Со старшим сыном тактика денежного поощрения не прокатила. Но с ним работают другие рычаги. Старается хорошо закончить четверть за возможность провести выходной в крупном картинг-центре в другом городе. Еще мечтает на прокатном «эндуро» погонять за Краснодаром. Это стоит не три копейки, а еще требуется сопровождение взрослых, их разрешение. Если сын хорошо закончит четверть, то мы обязательно выполним его хотелки. А что? Учеба - это большой труд, и его тоже нужно поощрять. Вы же бесплатно не работаете?
Подобный педагогический эксперимент с удовольствием поддерживает и дизайнер Сергей Захаров.

- В прошлом учебном году дедушка предложил внуку за окончание четверти на пятерки 20 тыс. руб. и столько же - за окончание года на отлично. И внук умудрился закончить и последнюю четверть на пятерки, и год, соответственно, тоже. Дедушка расплатился - и парень купил айфон (мы добавили денег). Он без того хорошо учился, но четверки могли бы проскользнуть. А тут поднажал, стремление появилось - и осуществил свою мечту. А чем плохо? Значит, растет целеустремленным, сумел добиться, чего захотел.Старшего это не заинтересовало, заявил: «Вы меня не купите!» Но, думаю, просто все прикинул - и решил зря не напрягаться.

Впрочем, другие родители сказали, что за отлично они и сами могут сводить ребенка в кино или музей, а давать деньги за оценки все-таки не следует, ведь цель образования совершенно другая.

Такое предложение - чистый популизм

Скептически отнеслись к инициативе и сами законодатели. Возникает, скажем, вопрос: какой должна быть стоимость отличной оценки в денежном эквиваленте?

- Если медалисты валятся на экзаменах, то какая цена таких, например, пятерок? Нет, я не готов к таким творческим инициативам!
- считает Виктор Чернявский, председатель комитата ЗСК по вопросам науки, образования, культуры и делам семьи.

Сомнение высказал и известный эрудит, член комитета Госдумы по просвещению Анатолий Вассерман.

- Боюсь, оплата за успехи поставит перед ними не то что ложную цель, но не полную. Они не будут понимать, какова цель обучения. Поэтому мне кажется, эту идею стоит еще продумать с точки зрения того, не отвлечет ли она от того, ради чего они стали учащимися,
- написал он в своем телеграм-канале.

Некоторые общественники и вовсе заявляли, что такой подход может развить меркантильное отношение к жизни и даже (!) - коррупцию в школах.

Рассчитанной исключительно на пиар назвал инициативу депутат гордумы Краснодара, заслуженный учитель Кубани Владимир Белоусов.

- Это инициатива Госдумы - как и недавняя другая, об отмене ЕГЭ, - чистый популизм! Платить школьнику за учебу - да это вообще абсурд! Для чего он тогда учится? Для мамы с папой, чтобы они были удовлетворены? Для себя прежде всего. А если мы хотим таким образом привлекать школьника к культуре, развивать нравственно, то давайте найдем какие-то другие способы, связанные с той же «Пушкинской картой» - как вариант, просто добавить на нее больше денег,
- считает Белоусов.
- Я категорически против оплаты пятерок. Школьники должны учиться для того, чтобы получать знания, развивать свои способности, чтобы в дальнейшем суметь реализовывать их в социуме - именно это должно стать для ребенка целью обучения, а не зарабатывание денег. И я никоим образом не поддерживаю эту инициативу,
- высказала свою точку зрения и вице-мэр Краснодара Лилиана Егорова.

А депутат Госдумы Александр Хинштейн и вовсе назвал это предложение «детской мечтой». «Скрозникова сама не так давно окончила школу. Следующей ее инициативой может стать законопроект о бесплатной раздаче школьникам мороженого», - сыронизировал Хинштейн.

И действительно, Скрозниковой всего 27 лет, депутатом Госдумы от партии «Новые люди» она стала буквально на днях: в конце марта текущего года. Это, можно сказать, первая ее парламентская инициатива - и резонанс, надо признать, получился громкий.

Лучше не деньги, а баллы

Краснодарский психолог Лариса Выжва, психолог отмечает, что самые большие споры вызывает именно денежный момент во всей этой истории.

- И ответ, хорошо это или плохо, на самом деле не даст никто, потому что результаты при одних и тех же вводных, могут быть очень разными. Я знала людей, которым родители платили за хорошие отметки - на формирование их личности это абсолютно никак не отразилось. Но попадались и те, у кого такие меры поощрения вызывали ненужные отклонения в поведении, вплоть до вымогательства, и не только у родственников. Формирование личности - процесс сложный, многогранный, на который влияет совокупность множество факторов. Тут не угадаешь. Но вот в чем я убеждена: тех, кто хорошо учится, необходимо поощрять. При этом было лучше, если бы финансовые вопросы взрослые решали между собой. Начисляли бы на ту же «Пушкинскую карту» не деньги, а баллы, которые потом каким-то образом монетизировались бы,
- предлагает Выжва.

А для учителей так можно сделать?

- Если бы просто платили за пятерки - трать на что хочешь, такая мотивация, думаю, была бы не педагогична. Я убеждена, что приоритетом в учебе должны оставаться глубокие знания, желание познавать мир, увлеченность тем или иным предметом. Другое дело, если деньги пойдут на «Пушкинскую карту». Как преподаватель литературы и русского языка я считаю, что сходить в театр, где сегодня ставят так много русской классики, - это отличный способ углубить изучение моего предмета. И если деньги за пятерки предоставят детям такую возможность - как я могу возразить? А еще мы как педагоги ратуем за то, чтобы и учителям предоставили такую «Пушкинскую карту» - это было замечательно,
-  убеждена Ирина Марюхина, преподаватель русского языка и литературы краснодарской гимназии №3, «Учитель года-2020» в Краснодарском крае.
- Вопрос спорный, мне трудно дать на него однозначный ответ. С одной стороны, денежно поощрять школьников за пятерки неправильно - это мотивирует его не на учебу, а на зарабатывание денег. Если есть желание привить ребенку настрой на то, что ты своим трудом можешь что-то заработать, то это хороший вариант. Но для развития интереса к учебе такой способ, я считаю, не подходит. Школьник должен понимать, что он учится для своего развития, для того, чтобы стать умным и приносить пользу обществу. И поощрение должно быть моральным. С другой, нам приходится учитывать особенности современного поколения - детей с клиповым сознанием, которые грамоту, диплом или свою фотографию на Доске почета могут просто не оценить. К тому же если деньги пойдут на «Пушкинскую карту», они смогут потратить их только на свое культурное развитие - ведь есть рациональное зерно, ведь не все отличники могут позволить себе лишний раз сходить в театр или в кино, а тут у них появится такая возможность. И это отлично!
- рассуждает Алина Мартиросьян, завуч краснодарской школы №100.
  • 1. В чем суть

    Депутат Госдумы от фракции «Новые люди» Анна Скрозникова предложила премьеру Михаилу Мишустину перечислять деньги на «Пушкинскую карту» школьникам за отличную успеваемость. Эксперимент с выплатами может повысить успеваемость молодежи, считает Скрозникова. Пятерки, полученные учениками за каждый предмет по итогам четверти, она предложила автоматически конвертировать в деньги. Получать информацию об оценках можно через «Электронный журнал», уточнила парламентарий.
    Платить депутат предложила исключительно старшеклассникам.

    Как работает «Пушкинская карта». Федеральная программа популяризации культурных мероприятий среди молодежи была запущена Министерством культуры в сентябре 2021 года. Граждане в возрасте от 14 до 22 лет могут оформить специальную банковскую карту номиналом 3000 руб. на год и покупать с ее помощью билеты на мероприятия из предложенного перечня. С помощью карты можно оплатить посещение театров, музеев, концертных залов и кинотеатров (только российские фильмы).

В материале упоминаются: