
Одной из самых обсуждаемых новостей уходящей недели стало предложение депутата Госдумы Анны Скрозниковой платить школьникам за отличную успеваемость: она предложила перечислять за пятерки деньги на «Пушкинскую карту».
Дело, казалось бы, хорошее, но коллег-депутатов всех уровней, педагогов, психологов, родителей смутил денежный эквивалент пятерки. Те, чье школьное детство выпало на советское время, говорят, что тогда никому и в голову не пришло бы оплачивать оценки. Однако сегодня родители думают иначе. И готовы заплатить дитятке за выстраданную пятерку по алгебре или английскому, лишь бы оно их принесло.
Вы же не работаете бесплатно
— Хорошая инициатива, не вижу ничего плохого. С современными детьми нужно по-современному. Более того, мы сами с нового года поощряем деньгами младшего сына. За любую пятерку — будь то 30-балльная контрольная или обычный ответ на уроке — 50 руб. Есть и штрафы: те же 50 руб. за двойку и тройку. Четверка не оплачивается. Честно говоря, не ожидали, что сработает, да еще так! Отношение к учебе поменялось очень сильно. В 3-й четверти сын исправил многие итоговые четверки на пятерки. Глаз загорелся, в школу ходит с азартом. Вот буквально сегодня сам поставил будильник на 6.00, чтобы доучить большой отрывок из поэмы «Василий Теркин». Потому что не дай бог четверка,
Со старшим сыном тактика денежного поощрения не прокатила. Но с ним работают другие рычаги. Старается хорошо закончить четверть за возможность провести выходной в крупном картинг-центре в другом городе. Еще мечтает на прокатном «эндуро» погонять за Краснодаром. Это стоит не три копейки, а еще требуется сопровождение взрослых, их разрешение. Если сын хорошо закончит четверть, то мы обязательно выполним его хотелки. А что? Учеба — это большой труд, и его тоже нужно поощрять. Вы же бесплатно не работаете?
Подобный педагогический эксперимент с удовольствием поддерживает и дизайнер Сергей Захаров.
— В прошлом учебном году дедушка предложил внуку за окончание четверти на пятерки 20 тыс. руб. и столько же — за окончание года на отлично. И внук умудрился закончить и последнюю четверть на пятерки, и год, соответственно, тоже. Дедушка расплатился — и парень купил айфон (мы добавили денег). Он без того хорошо учился, но четверки могли бы проскользнуть. А тут поднажал, стремление появилось — и осуществил свою мечту. А чем плохо? Значит, растет целеустремленным, сумел добиться, чего захотел.Старшего это не заинтересовало, заявил: «Вы меня не купите!» Но, думаю, просто все прикинул — и решил зря не напрягаться.
Впрочем, другие родители сказали, что за отлично они и сами могут сводить ребенка в кино или музей, а давать деньги за оценки все-таки не следует, ведь цель образования совершенно другая.
Такое предложение — чистый популизм
Скептически отнеслись к инициативе и сами законодатели. Возникает, скажем, вопрос: какой должна быть стоимость отличной оценки в денежном эквиваленте?
— Если медалисты валятся на экзаменах, то какая цена таких, например, пятерок? Нет, я не готов к таким творческим инициативам!
Сомнение высказал и известный эрудит, член комитета Госдумы по просвещению Анатолий Вассерман.
— Боюсь, оплата за успехи поставит перед ними не то что ложную цель, но не полную. Они не будут понимать, какова цель обучения. Поэтому мне кажется, эту идею стоит еще продумать с точки зрения того, не отвлечет ли она от того, ради чего они стали учащимися,
Некоторые общественники и вовсе заявляли, что такой подход может развить меркантильное отношение к жизни и даже (!) — коррупцию в школах.
Рассчитанной исключительно на пиар назвал инициативу депутат гордумы Краснодара, заслуженный учитель Кубани Владимир Белоусов.
— Это инициатива Госдумы — как и недавняя другая, об отмене ЕГЭ, — чистый популизм! Платить школьнику за учебу — да это вообще абсурд! Для чего он тогда учится? Для мамы с папой, чтобы они были удовлетворены? Для себя прежде всего. А если мы хотим таким образом привлекать школьника к культуре, развивать нравственно, то давайте найдем какие-то другие способы, связанные с той же «Пушкинской картой» — как вариант, просто добавить на нее больше денег,
— Я категорически против оплаты пятерок. Школьники должны учиться для того, чтобы получать знания, развивать свои способности, чтобы в дальнейшем суметь реализовывать их в социуме — именно это должно стать для ребенка целью обучения, а не зарабатывание денег. И я никоим образом не поддерживаю эту инициативу,
А депутат Госдумы Александр Хинштейн и вовсе назвал это предложение «детской мечтой». «Скрозникова сама не так давно окончила школу. Следующей ее инициативой может стать законопроект о бесплатной раздаче школьникам мороженого», — сыронизировал Хинштейн.
И действительно, Скрозниковой всего 27 лет, депутатом Госдумы от партии «Новые люди» она стала буквально на днях: в конце марта текущего года. Это, можно сказать, первая ее парламентская инициатива — и резонанс, надо признать, получился громкий.
Лучше не деньги, а баллы
Краснодарский психолог Лариса Выжва, психолог отмечает, что самые большие споры вызывает именно денежный момент во всей этой истории.
— И ответ, хорошо это или плохо, на самом деле не даст никто, потому что результаты при одних и тех же вводных, могут быть очень разными. Я знала людей, которым родители платили за хорошие отметки — на формирование их личности это абсолютно никак не отразилось. Но попадались и те, у кого такие меры поощрения вызывали ненужные отклонения в поведении, вплоть до вымогательства, и не только у родственников. Формирование личности — процесс сложный, многогранный, на который влияет совокупность множество факторов. Тут не угадаешь. Но вот в чем я убеждена: тех, кто хорошо учится, необходимо поощрять. При этом было лучше, если бы финансовые вопросы взрослые решали между собой. Начисляли бы на ту же «Пушкинскую карту» не деньги, а баллы, которые потом каким-то образом монетизировались бы,
А для учителей так можно сделать?
— Если бы просто платили за пятерки — трать на что хочешь, такая мотивация, думаю, была бы не педагогична. Я убеждена, что приоритетом в учебе должны оставаться глубокие знания, желание познавать мир, увлеченность тем или иным предметом. Другое дело, если деньги пойдут на «Пушкинскую карту». Как преподаватель литературы и русского языка я считаю, что сходить в театр, где сегодня ставят так много русской классики, — это отличный способ углубить изучение моего предмета. И если деньги за пятерки предоставят детям такую возможность — как я могу возразить? А еще мы как педагоги ратуем за то, чтобы и учителям предоставили такую «Пушкинскую карту» — это было замечательно,
— Вопрос спорный, мне трудно дать на него однозначный ответ. С одной стороны, денежно поощрять школьников за пятерки неправильно — это мотивирует его не на учебу, а на зарабатывание денег. Если есть желание привить ребенку настрой на то, что ты своим трудом можешь что-то заработать, то это хороший вариант. Но для развития интереса к учебе такой способ, я считаю, не подходит. Школьник должен понимать, что он учится для своего развития, для того, чтобы стать умным и приносить пользу обществу. И поощрение должно быть моральным. С другой, нам приходится учитывать особенности современного поколения — детей с клиповым сознанием, которые грамоту, диплом или свою фотографию на Доске почета могут просто не оценить. К тому же если деньги пойдут на «Пушкинскую карту», они смогут потратить их только на свое культурное развитие — ведь есть рациональное зерно, ведь не все отличники могут позволить себе лишний раз сходить в театр или в кино, а тут у них появится такая возможность. И это отлично!