ucheniki 1 597f70fd23 Краснодарские известия
Фото: Дарья Паращенко, «Краснодарские известия»

Одной из самых обсуждаемых новостей уходящей недели стало предложение депутата Госдумы Анны Скрозниковой платить школьникам за отличную успеваемость: она предложила перечислять за пятерки деньги на «Пушкинскую карту».

Дело, казалось бы, хорошее, но коллег-депутатов всех уровней, педагогов, психологов, родителей смутил денежный эквивалент пятерки. Те, чье школьное детство выпало на советское время, говорят, что тогда никому и в голову не пришло бы оплачивать оценки. Однако сегодня родители думают иначе. И готовы заплатить дитятке за выстраданную пятерку по алгебре или английскому, лишь бы оно их принесло.

Вы же не работаете бесплатно

— Хорошая инициатива, не вижу ничего плохого. С современными детьми нужно по-современному. Более того, мы сами с нового года поощряем деньгами младшего сына. За любую пятерку — будь то 30-балльная контрольная или обычный ответ на уроке — 50 руб. Есть и штрафы: те же 50 руб. за двойку и тройку. Четверка не оплачивается. Честно говоря, не ожидали, что сработает, да еще так! Отношение к учебе поменялось очень сильно. В 3-й четверти сын исправил многие итоговые четверки на пятерки. Глаз загорелся, в школу ходит с азартом. Вот буквально сегодня сам поставил будильник на 6.00, чтобы доучить большой отрывок из поэмы «Василий Теркин». Потому что не дай бог четверка,
— считает мама двоих школьников Ирина Иванова.

Со старшим сыном тактика денежного поощрения не прокатила. Но с ним работают другие рычаги. Старается хорошо закончить четверть за возможность провести выходной в крупном картинг-центре в другом городе. Еще мечтает на прокатном «эндуро» погонять за Краснодаром. Это стоит не три копейки, а еще требуется сопровождение взрослых, их разрешение. Если сын хорошо закончит четверть, то мы обязательно выполним его хотелки. А что? Учеба — это большой труд, и его тоже нужно поощрять. Вы же бесплатно не работаете?
Подобный педагогический эксперимент с удовольствием поддерживает и дизайнер Сергей Захаров.

— В прошлом учебном году дедушка предложил внуку за окончание четверти на пятерки 20 тыс. руб. и столько же — за окончание года на отлично. И внук умудрился закончить и последнюю четверть на пятерки, и год, соответственно, тоже. Дедушка расплатился — и парень купил айфон (мы добавили денег). Он без того хорошо учился, но четверки могли бы проскользнуть. А тут поднажал, стремление появилось — и осуществил свою мечту. А чем плохо? Значит, растет целеустремленным, сумел добиться, чего захотел.Старшего это не заинтересовало, заявил: «Вы меня не купите!» Но, думаю, просто все прикинул — и решил зря не напрягаться.

Впрочем, другие родители сказали, что за отлично они и сами могут сводить ребенка в кино или музей, а давать деньги за оценки все-таки не следует, ведь цель образования совершенно другая.

Такое предложение — чистый популизм

Скептически отнеслись к инициативе и сами законодатели. Возникает, скажем, вопрос: какой должна быть стоимость отличной оценки в денежном эквиваленте?

— Если медалисты валятся на экзаменах, то какая цена таких, например, пятерок? Нет, я не готов к таким творческим инициативам!
— считает Виктор Чернявский, председатель комитата ЗСК по вопросам науки, образования, культуры и делам семьи.

Сомнение высказал и известный эрудит, член комитета Госдумы по просвещению Анатолий Вассерман.

— Боюсь, оплата за успехи поставит перед ними не то что ложную цель, но не полную. Они не будут понимать, какова цель обучения. Поэтому мне кажется, эту идею стоит еще продумать с точки зрения того, не отвлечет ли она от того, ради чего они стали учащимися,
— написал он в своем телеграм-канале.

Некоторые общественники и вовсе заявляли, что такой подход может развить меркантильное отношение к жизни и даже (!) — коррупцию в школах.

Рассчитанной исключительно на пиар назвал инициативу депутат гордумы Краснодара, заслуженный учитель Кубани Владимир Белоусов.

— Это инициатива Госдумы — как и недавняя другая, об отмене ЕГЭ, — чистый популизм! Платить школьнику за учебу — да это вообще абсурд! Для чего он тогда учится? Для мамы с папой, чтобы они были удовлетворены? Для себя прежде всего. А если мы хотим таким образом привлекать школьника к культуре, развивать нравственно, то давайте найдем какие-то другие способы, связанные с той же «Пушкинской картой» — как вариант, просто добавить на нее больше денег,
— считает Белоусов.
— Я категорически против оплаты пятерок. Школьники должны учиться для того, чтобы получать знания, развивать свои способности, чтобы в дальнейшем суметь реализовывать их в социуме — именно это должно стать для ребенка целью обучения, а не зарабатывание денег. И я никоим образом не поддерживаю эту инициативу,
— высказала свою точку зрения и вице-мэр Краснодара Лилиана Егорова.

А депутат Госдумы Александр Хинштейн и вовсе назвал это предложение «детской мечтой». «Скрозникова сама не так давно окончила школу. Следующей ее инициативой может стать законопроект о бесплатной раздаче школьникам мороженого», — сыронизировал Хинштейн.

И действительно, Скрозниковой всего 27 лет, депутатом Госдумы от партии «Новые люди» она стала буквально на днях: в конце марта текущего года. Это, можно сказать, первая ее парламентская инициатива — и резонанс, надо признать, получился громкий.

Лучше не деньги, а баллы

Краснодарский психолог Лариса Выжва, психолог отмечает, что самые большие споры вызывает именно денежный момент во всей этой истории.

— И ответ, хорошо это или плохо, на самом деле не даст никто, потому что результаты при одних и тех же вводных, могут быть очень разными. Я знала людей, которым родители платили за хорошие отметки — на формирование их личности это абсолютно никак не отразилось. Но попадались и те, у кого такие меры поощрения вызывали ненужные отклонения в поведении, вплоть до вымогательства, и не только у родственников. Формирование личности — процесс сложный, многогранный, на который влияет совокупность множество факторов. Тут не угадаешь. Но вот в чем я убеждена: тех, кто хорошо учится, необходимо поощрять. При этом было лучше, если бы финансовые вопросы взрослые решали между собой. Начисляли бы на ту же «Пушкинскую карту» не деньги, а баллы, которые потом каким-то образом монетизировались бы,
— предлагает Выжва.

А для учителей так можно сделать?

— Если бы просто платили за пятерки — трать на что хочешь, такая мотивация, думаю, была бы не педагогична. Я убеждена, что приоритетом в учебе должны оставаться глубокие знания, желание познавать мир, увлеченность тем или иным предметом. Другое дело, если деньги пойдут на «Пушкинскую карту». Как преподаватель литературы и русского языка я считаю, что сходить в театр, где сегодня ставят так много русской классики, — это отличный способ углубить изучение моего предмета. И если деньги за пятерки предоставят детям такую возможность — как я могу возразить? А еще мы как педагоги ратуем за то, чтобы и учителям предоставили такую «Пушкинскую карту» — это было замечательно,
—  убеждена Ирина Марюхина, преподаватель русского языка и литературы краснодарской гимназии №3, «Учитель года-2020» в Краснодарском крае.
— Вопрос спорный, мне трудно дать на него однозначный ответ. С одной стороны, денежно поощрять школьников за пятерки неправильно — это мотивирует его не на учебу, а на зарабатывание денег. Если есть желание привить ребенку настрой на то, что ты своим трудом можешь что-то заработать, то это хороший вариант. Но для развития интереса к учебе такой способ, я считаю, не подходит. Школьник должен понимать, что он учится для своего развития, для того, чтобы стать умным и приносить пользу обществу. И поощрение должно быть моральным. С другой, нам приходится учитывать особенности современного поколения — детей с клиповым сознанием, которые грамоту, диплом или свою фотографию на Доске почета могут просто не оценить. К тому же если деньги пойдут на «Пушкинскую карту», они смогут потратить их только на свое культурное развитие — ведь есть рациональное зерно, ведь не все отличники могут позволить себе лишний раз сходить в театр или в кино, а тут у них появится такая возможность. И это отлично!
— рассуждает Алина Мартиросьян, завуч краснодарской школы №100.