Фото: Дарья Паращенко, «Краснодарские известия»

Одни утверждают, что это высказывание принадлежит Василию Александровичу Сухомлинскому, другие — что это английская пословица. Не предлагаем искать автора. Лучше принять это утверждение за основу своих воспитательных принципов. А чтобы не быть голословными, «Краснодарские известия» попросили доцента факультета педагогики, психологии и коммуникативистики КубГУ Викторию Казанцеву помочь разобраться в вопросах воспитания детей.

Ребенок не читает. В чем причина?

Все истории — из жизни. Недавно стала свидетельницей разговора в общественном транспорте. Одна подруга жаловалась другой, что ребенок не хочет читать. Вот прямо отказывается брать книгу в руки. Ничего не помогает. И ругают его, и наказывают. Но он — ни в какую. Зато с телефоном готов сидеть целыми днями. Я, честно говоря, приготовилась слушать от той, другой подруги, сочувствие и недовольство таким плохим ребенком, но она выдала совсем иное:

— А ты сама часто читаешь?

Этот вопрос поставил жалобщицу в тупик.

— Как понять «читаешь»?

— Ну, ты сама как свободное время проводишь? С книгой сидишь?

— С какой книгой?..

— Ребенок тебя или мужа часто видит читающими?

— А при чем тут мы?! Я тебе про ребенка говорю! — недовольно фыркнула первая подруга и… уткнулась в телефон.

Как сказал бы герой сериала «Ликвидация» Давид Маркович: «Картина маслом». А ведь правда, если в семье нет традиции читать, но зато родители сами не могут отлипнуть от экрана телефона, что можно спрашивать с ребенка? В моей семье читали запоем, особенно отец. Поэтому мне, наоборот, попадало за излишнюю любовь к книгам, особенно за фонарик под одеялом. Помню, не могла оторваться от «Овода», дочитывала последние страницы и не заметила, что реву в голос, а на дворе была глубокая ночь. В общем, перепугала своих родителей, за что получила нагоняй. Это я к чему: так странно, что еще 20-30 лет назад книга была не просто лучшим подарком, а верным спутником. И если мы хотим, чтобы так было и дальше, надо самим почаще брать ее в руки.

То же самое с матом, курением, агрессией. Есть хорошее выражение, что дети нас не слушают — они на нас смотрят. Если родители это понимают, значит, у них есть шанс донести до ребенка, что такое хорошо и что такое плохо.

— «Не воспитывайте детей. Они все равно будут похожи на вас. Воспитывайте себя» — очень верное утверждение. До двенадцатилетия ребенка воспитывать нужно… родителей. Часто они устанавливают правила и нормы своим детям, но сами их не придерживаются. Например, говорят, что есть нужно только на кухне, но папа ест на диване перед телевизором; требуют убирать гаджеты за час до сна, но мама разговаривает с подружкой до полуночи; запрещают говорить плохие слова, но в гневе сами их употребляют. Безусловно, что на ребенка и его отличительные особенности характера влияет и социум. Но семья может как помочь ребенку в становлении его личности, так и навредить,
— говорит Виктория Казанцева.

Жадина-говядина — это нормально!

Еще одно интересное наблюдение в воспитании детей — это тема личных границ и самооценки. Многие из советского детства помнят такие принципы, что надо делиться (игрушками, книжками, сладостями и др.), жадничать не хорошо. Сейчас ровно наоборот. Оказывается, не надо заставлять малыша отдавать свое, если он не хочет. И уж тем более не стыдить его, что он/она жадина-говядина.

— Да, это нарушение личных границ. Но и жадину из него тоже растить не нужно. Например перед выходом на детскую площадку поговорите с ребенком о том, что он должен взять именно ту игрушку, которой хочет поделиться с ребятами. Если малыш не хочет ни с кем делиться, купите какое-нибудь угощение и прихватите на прогулку. И скажите ребенку, что вы сегодня на прогулке будете делиться со всеми. Покажите на личном примере,
— продолжает наш эксперт.

Что-то подобное можно сказать и про тренд хвалить детей. Да, раньше это считалось нескромным. Сейчас курс на повышение самооценки у своего чада.

— Хвалить только за дело, с четким объяснением. Например: «Ты такой добрый у меня! Я дала тебе карманные деньги, а ты на них купил корм для бездомной собаки». И смотря как баловать. У каждого свои границы. Если вы купили торт/игрушку не в праздник, я не считаю это баловством. А если покупаете пятилетнему ребенку айфон последней серии, то это баловство. Во всем должны быть разумные рамки,
— говорит доцент факультета педагогики, психологии и коммуникативистики КубГУ.

Во время воспитания не обойтись без каких-то запретов. Но они точно не должны формулироваться одним словом «нельзя» или «нет». Как считает наш эксперт, запрет всегда вызывает интерес:

— Вспомните сказку «Синяя Борода»: «…во все двери ходи, но только одна для тебя закрыта!». Когда мы что-то запрещаем, обязательно должны пояснять причины и последствия запрета, даже если нам кажется, что ребенок не поймет, — отмечает Виктория Казанцева. — И еще я против физического наказания. Для меня это — расписаться в собственной эмоциональной несостоятельности. Он же не может мне ответить тем же. Я придерживаюсь фразы «вода камень точит». Поэтому беседа, книги, примеры профилактируют «неправильное поведение ребенка». Но если же необходимо наказать, мы критикуем поступок ребенка, а не его личность. И наказание он несет именно за свой поступок. Я всегда предлагаю сыну самому выбрать вариант «расправы». Обычно он выбирает: убрать ноутбук в шкаф (время зависит от тяжести поступка: от недели до месяца) или в течение недели он главный по закупке продуктов.

Обидеть не получится

Еще в копилку темы про самооценку или, вернее, адекватного восприятия себя, приведу такую историю. У моих друзей дочка родилась с огненно рыжими волосами. Вот так через три поколения передались гены одного из дедов. Честно говоря, они стали опасаться, как бы их дочурка не стала изгоем, ведь в их детстве рыжих нещадно дразнили. Помощь пришла, откуда не ждали. 

Мама смотрела фильм «Дети Дон Кихота», в котором девушка хотела свести веснушки, а молодой человек ее отговаривал, убеждая, что веснушки — это очень красиво. Этот эпизод так мило и трогательно выглядел, что мама перевела взгляд на дочку: «Рыжик мой любимый, и я тебе так же буду говорить, что твой цвет волос — уникальный, ни у кого такого нет».

Самое интересное, что делать этого не пришлось. С того дня за дочкой само собой закрепилось нежное «Рыжик». Даже когда завели кота, а он оказался тоже рыжим, назвали его Персиком — ну не может же в семье быть два Рыжика. В итоге девочка настолько свыклась со своим семейным прозвищем, что когда в школе кто-то ей бросил в лицо: «Да ты вообще рыжая!», она даже не отреагировала. Ну рыжая, и что? Это была первая и последняя попытка одноклассников обидеть ее из-за цвета волос.

— У меня есть твердое убеждение: нужно принимать своих детей со всеми их недостатками и особенностями. Не идеализировать их! Проговаривать с ними о том, что люди разные, все индивидуальные. Обсудить с ребенком свои недостатки (папины, бабушкины), сказать, что они есть у всех, но при этом вас любят и вы любите. Найти у ребенка его изюминку (красиво поет, танцует, играет на музыкальном инструменте), выделить эту особенность.Я часто привожу пример студентам: «Сад с цветами»: в саду цветут красные розы, они очень красивые, но есть одна — красно-бело-розовая. И казалось бы, что она выбивается из общего коллектива роз, но, расцветая, именно она вызывает у прохожих восхищение, т.к. не похожа на другие. Чаще всего именно наши недостатки являются нашими достоинствами,
— считает Виктория Алексеевна.

Взять и устроить «День прогульщика»

Одно из современных исследований показало, что дети чаще всего слышат от взрослых «некогда». Слово звучит в разных сочетаниях и обстоятельствах, но смысл один: «Мне сейчас не до тебя, у меня есть дела поважнее, чем ты». Сейчас в век невероятной занятости у нас и правда мало времени на… Подождите, мало на что? На жизнь? На собственных детей? Но если им не уделять внимания, не заниматься воспитанием, какими они вырастут, кем и как будут воспитывать своих детей?

— В современном мире, безусловно, сложно уделять много времени своему ребенку. И я не исключение. Поделюсь своей традицией в семье. Моему сыну 13 лет, у нас есть «День прогульщика» и это не суббота/воскресенье. В любой день недели он может подойти ко мне и сказать, что хочет провести со мной день (или я делаю то же самое). Я отпрашиваюсь с работы, а его отпрашиваю из школы. И мы идем с ним в кафе/парк, заходим в книжный магазин, покупаем что-то, садимся на лавочке, читаем и т.д. Последний раз он учил меня кататься на веломобиле. Также каждый час отправляем друг другу различные смайлики, а перед сном обсуждаем, что означала та или иная рожица. Просто нужно хотеть проводить время со своим ребенком и придумывать для этого различные способы,
— отмечает Виктория Казанцева.

Быть с ребенком — это не значит отдавать ему все свое время. Да это и не требуется. Другое исследование показало, что для того, чтобы дети чувствовали к себе интерес родителей, достаточно проводить с ними от 15 до 45 минут в день. Но это время должно быть посвящено только им. Не на бегу, не вполуха или полглаза, одновременно глядя в телефон/телевизор, а именно — маленькому человеку, став на это недолгое время только его.