Основатель земли ассирийской

Серафима Воловова (в девичестве Георгизова) родом из чистокровной ассирийской семьи. Ее отец, Олег Ильич, много лет возглавлял национально-культурную автономию ассирийцев Краснодарского края «Хаядта». Сейчас на этом посту его сменила супруга, Алла Георгиевна.

Глава семейства родился в селе Урмия, один из основателей которого — дедушка Серафимы Инвия Георгиевич. Его заветным желанием было сохранить традиции и историческую память об одном из самых древних народов, населяющих землю.

В юношеские годы он иммигрировал в Ереван из деревни Супурган, расположенной на турецкой границе с Ираном. Виной тому — Русско-турецкая война и геноцид со стороны Османской империи. Во время очередной резни мальчика отправили к матери, которая после смерти его отца переехала в столицу Армении. Оттуда позднее он отправился в Россию, где и примкнул к ассирийцам.

С 1932 по 1962 год, с перерывом на службу в армии, Инвия Георгиевич работал директором школы в селе Урмия. Написал несколько школьных учебников и историческую повесть «100 лет одной семьи» на ассирийском языке, руководил драматическим кружком урмийского клуба. Благодаря ему село стало центром ассирийской культуры на Кубани. Несколько лет назад школе №27, которой заведовал Инвия Георгизов, присвоили его имя. Самого ассирийца называют не просто учителем, а просветителем, хранителем национальных традиций, истинным приверженцем христианства.

Олег Георгизов твердо решил продолжить дело отца. Возможно, именно поэтому он не стал геологом, как того хотел для него старший брат, а окончил Московский институт инженеров землеустройства, получил диплом геодезиста и вернулся на Кубань. Здесь в далекие 70-е годы прошлого века, на молодежных курсах по изучению родного языка, Олег Ильич познакомился с Аллой Георгиевной, которая впоследствии стала ему женой, другом и единомышленником. Более 30 лет женщина руководит ансамблем ассирийского танца «Ниневия».

«В нашем доме месяцами жили соплеменники»

В семье Георгизовых родились две дочери — Серафима и Нина, которых с детства окружала ассирийская музыка и танцы.

Иначе и быть не могло. В нашем доме в период развала СССР неделями, а то и месяцами жили соплеменники, которые бежали от гонений по национальному признаку. Мы помогали им обустроиться. Вообще, ассирийцы всегда очень тесно дружили со славянами и благодарны за то, что советская власть в свое время приняла иммигрантов на своей территории, дав им возможность выжить,

— рассказывает Серафима.

Помимо теплых отношений, нации сближает общая христианская вера. Олег Георгизов — инициатор строительства ряда православных храмов на Кубани, в числе которых ассирийский храм Святого Георгия Победоносца, церковь Ильи Муромского в Краснодаре и ассирийская православная церковь в Урмии.

Молитва «Отче наш» на арамейском языке звучит точь-в-точь как на русском. Когда мы с мужем крестили младшего сына, Олега, в ассирийской церкви Востока, консультировались со священником. По его словам, различия в верах насколько незначительны, что можно считать, будто сын крещен в православии. Кстати, по этой же причине в нашу церковь потянулись представители русской национальности, и их немало,

— делится ассирийка.

Приветствуются в ассирийских семьях и межнациональные браки. Поэтому, когда в 2010 году Серафима вышла замуж за Павла Воловова, родные не возражали.

Знаете, мой муж не может не понравиться. Он позитивный, добрый и очень душевный. И именно эти качества в нем — главное, а не то, ассириец он или нет,

— говорит собеседница.

Рожденные в двух мирах

Семья мужчины, в свою очередь, прониклась культурой невестки — его родители и дети от первого брака уверенно исполняют круговые танцы и подпевают на ассирийском языке.

В детстве я говорила только на языке по крови, и сейчас могу свободно общаться на нем. Но русский язык в нашей речи, конечно, преобладает. А еще я обожаю русское хоровое пение! То и дело затягиваю во время чаепития с подружками какую-нибудь старинную колыбель,

— продолжает Серафима.

Все праздники, включая ассирийский Новый год, семья Волововых отмечает шумно, громко и весело, в лучших кавказских традициях. К слову, о праздниках. В 2022 году старший сын Серафимы от первого брака с ассирийцем Виталий сыграл свадьбу. Его избранница — девушка армянской национальности Анна.

Теперь наша семья стала еще больше, и это прекрасно. Невестка — умница, сразу поняла, что в межнациональном браке нужно учитывать идентичность друг друга. Мой сын всю жизнь танцует в ассирийском ансамбле «Ниневия», выступает на концертах, в том числе  за дагестанскую общину. В общем, национальные традиции и взаимоуважение для него очень важны. На торжестве мы соблюдали и армянские, и ассирийские традиции: вывод невесты, музыку, обряды. Никаких соревнований между национальностями. Считаю, это правильно,

— признается женщина.

Теперь на столе в семье Волововых не только русские и ассирийские угощения, но и армянские. Кстати, сама Серафима очень любит селедку с вареным картофелем и борщ, тогда как Павлу больше по душе восточная кухня.

По словам ассирийки, дети, рожденные в межнациональном браке, награждены удивительной возможностью жить в двух мирах и быть любимыми в обоих.

Я называю сыновей космополитами — гражданами мира. В душевном плане мы стали гораздо богаче благодаря  такому союзу. Главное — не перетягивать на себя одеяло и не ставить свою национальность во главу угла,

— улыбается она.

Отмечено

Станислав Харьковский, директор департамента внутренней политики администрации Краснодара:

В соответствии с данными Всероссийской переписи населения 2020 года на территории Краснодара проживают представители более 120 национальностей и этнических групп. В нашем городе действует более 50 национально-культурных общественных объединений, включая крупнейшее из них — краевой Центр национальных культур. Он объединяет 28 общественных организаций, действующих не только в сфере укрепления межнационального мира и согласия, поддержания традиций добрососедства, сохранения и развития национальных культур народов, но и активно работающих по вопросам адаптации иностранных граждан, профилактики проявлений экстремизма, патриотического воспитания молодежи. Вся эта многогранная работа во взаимодействии с представителями правоохранительных органов, казачества, общественных объединений, администрации Краснодарского края позволяет на протяжении уже нескольких десятков лет сохранять в городе межнациональный мир. Мы с уверенностью смотрим в будущее. Ведь все проживающие в Краснодаре народы заинтересованы в укреплении нашего общего дома — прекрасной благодатной миллионной столицы Кубани!