«Привет, спасибо, на здоровье»

В состав делегации Краснодара вошли председатель городской Думы Вера Галушко, заместитель главы города Всеволод Нетреба и заместитель председателя Общественной палаты Краснодара Виктор Тимофеев.

Краснодарцы уже два раза участвовали во Всемирном конгрессе объединенных городов и местных властей (ОГМВ). Первый — в 2019 году в Дурбане (Южная Африка). Тогда президентом Евразийского отделения ОГМВ избрали мэра Казани Ильсура Метшина. Второй раз на Всемирном конгрессе, который прошел в Конье (Турция), делегация краевого центра побывала в 2023-м. Такой перерыв связан с пандемией коронавируса и началом специальной военной операции.

Выбор на этот город пал не случайно: организаторы искали площадку, которая смогла бы вместить 18 тыс. человек — столько человек приехало на Всемирный конгресс. Российская делегация в общей сложности насчитывала около 60 человек из почти 40 регионов нашей страны,

— говорит Вера Галушко.

Каждое государство оформило свой павильон. Интерес к российскому был очень большой, его организацией занимались москвичи. Краснодарцы, побывав в нем, убедились в этом лично. Многие иностранцы, заходя в павильон, старались хотя бы несколько слов сказать по-русски: привет, спасибо, добрый день, на здоровье. Но чаще всего звучала фамилия Президента России, люди говорили: «О, Путин!» — и сопровождали жестом «молодец» — большой палец вверх.

Доброжелательное отношение к россиянам чувствовалось во всем. К нам подходили, фотографировались, общались, обменивались телефонами, спрашивали о ситуации в России. Интересовало, как живут люди, какое у нас настроение в связи со СВО, и всегда добавляли: «Держитесь!». Чтобы противостоять Западу действительно нужны сила духа и характер. Конгресс в Каире показал, что какие бы санкции ни применялись к России и как бы недругам ни хотелось видеть нашу страну изолированной, нам есть с кем дружить и строить партнерские отношения,

— отмечает Вера Федоровна.

Диалог со всеми странами

Краснодарская делегация приняла участие в международной выставке,  работе круглых столов и, конечно, в отчетно-выборной конференции Евразийского отделения. В режиме онлайн президент Евразийского отделения ОГМВ Ильсур Метшин поприветствовал гостей мероприятия.

Главная цель, которую ставят перед собой участники, — это диалог народов разных стран, изучение опыта муниципалитетов в ведении хозяйственной, экономической и социальной деятельности. В планах — создание Ассоциации Евразийского отделения БРИКС+. Это перспективное и очень нужное направление, на котором сосредоточено основное внимание.

Ильсура Метшина оставили еще на один президентский срок. В состав одного из комитетов вошел и наш глава — Евгений Михайлович Наумов. Также на этом конгрессе в состав Ассоциации Евразийского отделения приняли Гальский район Абхазии,

— сообщает Вера Галушко.

Одной из тем конгресса стала гендерная политика. В этом плане Краснодар смотрелся очень достойно.

У нас немало женщин-руководителей. Яркий пример — администрация Краснодара и гордума. То же можно сказать и о соседнем Ростове-на-Дону, где глава города Зинаида Неярохина. В прошлом году в состав органов ОГМВ вошла Ялта, мэр города — Янина Павленко, опять видим, насколько высок потенциал женщин-управленцев. В Каире практически везде работают мужчины, но ситуация постепенно меняется. Например, в офисах сотовой связи уже можно увидеть девушек. Также представительницы прекрасного пола приходят работать в госсектор, таможенный и пограничный контроль,

— рассказывает Всеволод Нетреба.

Мир без мусора

В числе самых значимых задач конгресса — решение вопроса, который приобретает глобальные масштабы: утилизация мусора. Выход видят в реализации двух направлений. Первое: надо с самого детства учить культуре — не мусорить, содержать в чистоте не только свой дом, но и окружающий мир. Элементарно не бросать бумажки на улице, оставлять после себя чистую природу. И второе: использовать новейшие технологии по переработке мусора. Например, те, что продемонстрировали нашей делегация в китайском мегаполисе Харбине.

Мусоросжигательный завод в этом городе обслуживает 20 млн человек:  около 11 млн населения Харбина и почти 9 млн — жителей близлежащих провинций. На производстве — чистота, никакого запаха. Здесь мусор не просто утилизируют, но и получают из него дополнительную тепловую и электрическую энергию. Сам Харбин тоже очень чистый, ухоженный и зеленый,

— говорит спикер гордумы.

К сожалению, о Каире такого нельзя сказать. По словам местного населения, представители которого общались с нашей делегацией, и город, и страна сильно изменились после революции.

Нас сопровождал русскоговорящий гид, он в свое время учился в медицинском вузе в Белоруссии, но после третьего курса вернулся в Каир, здесь как раз начались волнения. Он был ярым сторонником революции, участвовал в событиях по смене власти. Оппозиция победила, но люди не получили «лучшей жизни», за которую боролись. Как сказал наш гид, они оказались обманутыми своими западными кураторами. Прежнюю систему в  стране сломали, но взамен не построили ту, при которой жизнь египтян стала бы комфортнее и благополучнее. Местные жители сделали соответствующие выводы, но поправить ситуацию пока очень сложно,

— считает Всеволод Нетреба.

Кстати, после революции в Египте минимизировали количество российских компаний, которые там работали, но найти альтернативу Росатому так и не смогли. Это предприятие продолжает строить здесь атомную электростанцию и обслуживать действующие объекты, которые в свое время создал Советский Союз.

Кондиционеры? Нет, не слышали

Тот, кто был в Каире лет 15 назад, говорят, что нынешняя столица Египта сильно отличается от прежней. Люди живут очень бедно, местами город просто утопает в грязи.

За три дня нашей командировки мы не видели, чтобы убирали улицы, вывозили мусор. Когда спрашивали у каирцев, почему такое отношение к городу, они отвечали, что дома у них очень чисто, а улицы как бы ничьи, поэтому о них никто особо и не заботится. Есть, конечно, организации, которые около своего офиса наводят порядок, но таких единицы,

— продолжает рассказ Вера Галушко.

Поразила нашу делегацию и ситуация на дорогах.

Когда у Каира были дружественные отношения с Советским Союзом, здесь построили немало крупных автомагистралей, путепроводных развязок — они до сих пор служат городу. Но так как ими никто не занимается, дорожное покрытие практически разрушено. А из-за отсутствия порядка на дорогах  ужасные пробки. На их фоне краснодарские пробки просто меркнут. Как говорят сами египтяне, светофоры — для приезжих, местные же ездят как хотят, для них закон не писан. Единственное, кого немного побаиваются водители, это полицейских. Если стоит патруль, тогда начинается хоть какое-то соблюдение ПДД. Поэтому мелкие дорожные аварии практически на каждом шагу. Участники нашей делегации даже шутили между собой, что самые расхожие запчасти в Каире — это бамперы и фары,

— отмечает Виктор Тимофеев.

Что касается общественного транспорта, его как такового в Каире нет. Автобусы по улицам ходят, но они совсем не похожи на наши — без окон и дверей, и уже тем более без кондиционеров, а ведь в этом африканском городе температура поднимается до +60 градусов.

На улицах продается много фруктов, свежевыжатых соков, овощей, но в пересчете на наши деньги оказалось, что стоит это все дороже, чем в Краснодаре. Готовят в Каире вкусно, это отметили все участники делегации.

Картину портят и частые песчаные бури. Мало того, что в воздухе летают пакеты, так еще и песок повсюду.

Главное — добраться до больницы

Из положительных моментов. Краснодарцы обратили внимание, что в Каире нет висящих проводов — они все проложены под землей.

Что касается уровня жизни, доход обычного жителя Каира раза в 2-2,5 ниже нашего. Многие находятся за чертой бедности, но при этом на улице не встретишь человека, просящего милостыню, — это запрещено законом. Зато часто можно увидеть ребенка, продающего сделанные своими руками безделушки — так деньги зарабатывать египтянам разрешено.

Несмотря на очень непростую ситуацию, из страны уезжают немногие. Справедливости ради стоит сказать, что и в Каире можно стать уважаемым человеком и неплохо зарабатывать. На первом месте по оплате труда — военнослужащие, на втором — полицейские, на третьем — медицинские работники. Медицина в Египте очень развита, практически все услуги бесплатные. Жители так и говорят: если смог добраться до больницы, тебя обязательно вылечат,

— делится Всеволод Нетреба.

Приятно удивило отношение к своей истории. Египтяне гордятся уникальностью своей страны, ведь здесь сохранились настоящие чудеса света — пирамиды. Поражает воображение и музей в Каире, где можно увидеть (и даже потрогать) настоящие золотые саркофаги. К экспонатам относятся очень бережно, тем более что самому молодому из них не менее 3,5 тыс. лет. «Наше все» для египтян — это богатое историко-археологическое наследие. Историей интересуются со школьной скамьи, знают ее блестяще, факультативно изучают древнюю письменность. Независимо от текущей ситуации в стране считают ее жемчужиной мировой истории и транслируют это на весь мир. Вот этому у египтян стоит поучиться.