Горстки земли из Трабзона, Джаника и Арцаха

Храм святых Саака и Месропа находится в Пашковском микрорайоне. Тридцать лет назад в этом месте, когда-то считавшимся рабочим поселком за чертой Краснодара, зародилось армянское движение.

Чтобы пожилым людям было проще добираться до богослужебного заведения, в конце 90-х годов XX века здесь решили построить церковь. Фундамент заложили в 2007-м, а через три года здание освятили и дали ему имена святых — создателей армянского алфавита,

— рассказывает председатель Совета старейшин Пашковской армянской общины Владимир Марянян.

Снаружи церковь выглядит одновременно строго и изящно: острые углы и внушительный фасад цвета каштана гармонично сочетаются с декором в виде изразцов и витражей, сияющих на солнце ярче всяких красок. По периметру расположены хачкары, что в переводе означает камни-кресты. По словам Владимира Александровича, эти памятники являются своего рода воинами армянской веры. Их устанавливают в честь важных событий, которые оставили след в истории нации.

К примеру, инициатором установки этого хачкара стал я. Надпись на нем гласит: «В память о потерянной малой родине в Шаумяновском районе Азербайджанской ССР. Там родился и вырос я, мой отец, дед и прадед… Но в 1991 году в ходе Карабахского конфликта моей семье пришлось покинуть это место. Официально этого поселения сегодня не существует. Последним уезжал мой двоюродный брат. Позднее он вспоминал, что его спасли слова русского парня-танкиста, который закричал во всю мощь: «Убегайте, вот-вот появятся головорезы и никого не оставят в живых»,

— рассказывает наш собеседник.

Недалеко от хачкаров — комплекс «Святая земля», где в стеклянных емкостях собраны горстки земли из бывших армянских поселений западной Армении — Трабзона, Джаника, Арцаха, Карса и др. А еще мы заметили алтарь — единственный в мире, находящийся вне помещения церкви. Завершает нашу прогулку по территории памятная доска в честь Героев Советского Союза — армянских воинов, сражавшихся на Кубани.

«Наши двери открыты для всех»

Пора осмотреть внутреннее убранство церкви. Светлые мраморные колонны, атрибутика из дерева, величественный орган и все те же расписные изразцы в виде граната, винограда и абрикоса — символов Армении. Свидетели этой красоты — сотни прихожан. Причем не только армянской национальности.

Послушать проповеди настоятеля нашей церкви Тер-Наири приходят русские, грузины, греки… Двери открыты для всех. Особенно много молодежи. А какой у нас хор, какие голоса! Можно слушать круглые сутки,

— признается Владимир Марянян.

Обращаем внимание, что в Армянской апостольской церкви нет икон, а прихожане, в отличие от нас, православных христиан, крестятся слева направо. Как оказалось, причина лишь в переводе фразы «Во имя отца, сына и святого духа».

На армянском языке порядок слов иной, а пальцы идут за словами.Отличие и в том, что слева у алтаря у нас мужская половина, а справа — женская. Мало кто сегодня соблюдает это правило, но я не берусь судить, хорошо это или плохо. А еще во время службы здесь всегда бегает много детишек. Замечаний им не делаем. Приятно смотреть, как ребятня тянется к кресту, чтобы поцеловать лик Иисуса,

— поясняет председатель Совета старейшин.

Коснуться губами руки самого Христа

В стенах церкви ежегодно проходит и любимый армянским народом праздник абрикоса. Его история восходит к библейской легенде о Ное, ковчег которого уперся в гору Арарат в Армении. Там он нашел абрикосовую косточку и вырезал из выросшего дерева дудук. Однако наш собеседник признается, что ему по душе другая легенда.

Согласно ей, первую абрикосовую косточку армянам подарил Иисус Христос. Из нее и выросло дерево. А значит, каждый, кто попробует этот фрукт, коснется губами руки самого Христа,

— говорит Владимир Александрович.

Вот уже несколько лет праздник абрикоса проводится и в Краснодаре. Специально к этому дню члены общественной организации «Региональная армянская национально-культурная автономия Краснодарского края» доставляют из Армении спелые отборные абрикосы, которыми угощают жителей нашего города. В этом году празднество выпало на 20 июля.

Из веток абрикоса изготавливают и знаменитый армянский дудук. Его звучание председатель Совета старейшин описывает как живую дышащую нить, которая нанизывает на себя отдельные эпизоды из истории Армении — как героические, так и трагические.

Кстати, Владимир Марянян в восторге не только от звучания этого музыкального инструмента, но и от… русского языка, который он называет родным. В Азербайджанской ССР собеседник окончил русскую школу, чему, по собственному признанию, очень рад.

Я обожаю русский язык. И не только потому, что он богат и красив. Это язык таких возможностей! С его помощью можно дотронуться до каждой струнки человеческой души,

— убежден наш собеседник.

Вокал, этика и даже шахматы

Территория апостольской церкви — это не только про духовное развитие. В выходные дни здесь работает Школа дополнительного образования, где дети изучают армянский язык, национальные танцы, вокал, этику, эстетику, историю государства и даже играют в шахматы. По словам руководителя Региональной армянской национально-культурной автономии Краснодарского края Артема Миносяна, здесь — маленькая Армения.

На мой взгляд, находясь в диаспоре, народ сохраняет свою идентичность сильнее, нежели на малой родине. В состоянии национального меньшинства люди особенно заботятся о том, как не раствориться и не растерять ценности, нажитые веками. Я сам армянин, но родился на Кубани. Мои предки приехали сюда более века назад — в 1916 году. И таких, как мы, много. Переселенцы из Османской империи, жертвы миграции. Здесь коренные армяне, как правило, заняты в медицине, науке, производстве и строительстве,

— считает Артем Сергеевич.

Ряды армянской автономии ежегодно пополняются «свежей кровью». На базе организации действует крупнейший в крае Кубанский союз армянской молодежи. Тысяча парней и девушек занимаются волонтерской деятельностью, творчеством и социальной помощью.

Что касается адаптации новоприбывших, то для них при автономии работает общественная приемная. Там юристы бесплатно консультируют приезжих в  части трудового и миграционного законодательства.

Наша задача — сделать так, чтобы в нашем регионе возникало как можно меньше социального напряжения. К счастью, его и так практически нет. Не зря же Кубань славится тем, что здесь живет в мире и согласии более 120 национальностей,

— отмечает Артём Миносян.

«Владыки сидят рядом и общаются — это было впечатляюще!»

Такое разнообразие порождает и смешанные союзы. К примеру, супруга председателя Совета старейшин Владимира Маряняна — чистокровная казачка.

Мы не делим никого на чужих и своих. Армяне, как и русские, — христиане. Наши таинства и ценности совпадают,

— добавляет руководитель автономии.

Подтверждает это и удивительный факт. Два года назад впервые за последние 100 лет на Кубани встретились для беседы два владыки — глава Краснодарской и Северо-Кавказской епархии Армянской апостольской церкви архиепископ Мовсес Мовсесян и митрополит Екатеринодарский и Кубанский Григорий.

Мне выпала честь взять у них интервью. Владыки сидят рядом и общаются — это было впечатляюще! Такие контакты сближают нации. И не только между светскими, но и духовными лицами. Для этого мы и ведем свою работу. Гармонизация межнациональных отношений, толерантность… за этими сухими фразами — люди. Нужно находить возможности для их общения. Благодаря ему все и выстраивается,

— считает Артем Сергеевич.

Действительно, все упирается в общение. Пару-тройку лет назад в школе на базе автономии армянскому языку обучалась русская девочка. На вопрос, зачем ей это, она ответила коротко и ясно: «У меня во дворе живут друзья-армяне. Хочу их удивить во время беседы».

На территории нашего города действует более 60 национально-культурных общественных объединений, зарегистрированных органами юстиции, и 10 из них — национально-культурные автономии. Деятельность этих организаций направлена на изучение родного языка, культуры, истории, на сохранение традиционных духовно-нравственных ценностей и памяти об общем героическом прошлом народов России, на укрепление межнационального единства. Администрация города совместно с национальными объединениями проводит более сотни мероприятий в год. Вместе мы сохраняем культурное наследие, делаем Краснодар безопаснее и комфортнее для проживания,

— рассказывает Данил Плачковский, заместитель директора департамента внутренней политики.

В завершение нашей встречи собеседники напомнили о том, что пятиметровая фигура русского живописца Ивана Айвазовского, возвышающаяся на пересечении улиц Ставропольской и Старокубанской, установлена к 205-летию со дня рождения художника по инициативе армянской автономии.

Имя Ивана Айвазовского при рождении — Ованнес Айвазян. Автор знаменитого «Девятого вала» вырос в армянской семье. Мы решили увековечить его память, а заодно и подарить любимому городу уютный сквер,

— подытожил Артём Миносян.