Департамент транспорта и дорожного хозяйства города активно работает над решением этой проблемы. По словам директора департамента Андрея Белугина, ведется комплексная работа по улучшению дорожной инфраструктуры. Строительство и реконструкцию дорог продолжают, а существующую систему дорожного движения оптимизируют с помощью инновационных технологий.

Строят и реконструируют
Если говорить про прошлый год, то стоит отметить, что были завершены строительно-монтажные работы на 7 объектах общей протяженностью более 5,8 километра. Среди них — строительство подъездной дороги к спортивному комплексу «Дворец самбо», реконструкция улиц Ратной Славы, Тополиной, Константиновской и Сербской, а также строительство парковки на улице Дзержинского и подземного пешеходного перехода на улице Красных Партизан,
— рассказал Андрей Белугин.
По его словам, силами организаций застройщиков в 2024 году завершили дорожные работы и обустройство тротуаров на 14 участках:
- ул. Батуринская,
- ул. Чепигинская,
- ул. Яснополянская,
- ул. Соловьева,
- ул. Кирилла Россинского,
- ул. Народная,
- ул. Круговая,
- ул. 3-я Линия,
- автомобильная дорога от ул. Александровской до ул. им. Героя Аверкиева,
- ул. Генерала Брусилова (подъезд к СОШ),
- ул. 2-е отд. Агрофирмы Солнечная,
- 1-й Кипарисовый проезд,
- ул. Снежная.

Кроме того, благодаря новому участку дороги от КП «Крепость» до пос. Плодородного получилось организовать дополнительный выезд из поселка на ул. Кирилла Россинского и обеспечить подъезд к школе №100.
Успеть за 10 лет
В 2025 же году вся надежда по развитию уличной дорожной транспортной инфраструктуры возлагается на завершение уже ранее начатых работ на объектах капстроительства и проектирования в рамках программы «25/35».

Эта программа рассчитана на период с 2025 по 2035 год и направлена на реализацию приоритетных проектов по развитию сети автомобильных дорог местного значения в Краснодаре, перечень которых был утвержден губернатором Краснодарского края 4 декабря 2024 года.
В рамках «25/35» запланированы работы по строительству, ремонту и реконструкции дорог, мостов и путепроводов, на которые в течение десяти лет будет выделено свыше 150 млрд руб. Из них для 17 объектов уже подготовлена проектно-сметная документация, а для 10 других, входящих в распоряжение, предстоит ее разработка.


Уже в этом году по программе планируется начать строительно-монтажные работы на 6 объектах капитального строительства протяженностью чуть более 4 километров с общими инвестициями свыше 12,5 млрд руб. Среди них — реконструкция автомобильной дороги по улице Красных Партизан на участке от улицы Заполярной до Западного обхода.
Данный участок связан с концессией, поскольку для строительства трамвайных путей выделяются две полосы движения и возникает необходимость реконструкции участка на улице Красных Партизан. Как только мы получим проектную документацию от концессионера, работы будут незамедлительно начаты,
— отметил директор департамента транспорта и дорожного хозяйства.

А вот трамвайной ветки от Западного депо до Немецкой деревни ждать в этом году не стоит. Концессионер намеревался построить пути в конце 2024 года. На планерке Думы в мэрии пояснили, что сроки сдвинули на два года.
По моим оценкам, реализация проекта от второго этапа до Немецкой деревни будет завершена к концу следующего года. Это обусловлено необходимостью одновременной реконструкции участка автомобильной дороги на Западном подъезде к Краснодару и строительства трамвайных путей. На текущий год запланировано строительство 9,8 километра трамвайных путей. Эти работы будут включать в себя часть второго этапа и часть третьего этапа, ведущего к Баскет-холлу,
— объяснил Андрей Белугин.
Из концессионного соглашения убрали ремонт улицы Автомобильной.
Да, улица Автомобильная ранее планировалась в рамках четвертого этапа концессионного соглашения. Однако в прошлом году концепция этапа была пересмотрена, и теперь он будет реализован с концессионером по другому направлению. По этой причине улица Автомобильная не вошла ни в концессионный проект, ни в программу «25/35». Мы понимаем его важность и необходимость. Думаю, что в этом году мы либо скорректируем проектную документацию, либо в конце этого — начале следующего года будем искать возможности для финансирования и реализации проекта,
— подчеркнул директор департамента.
Кроме того, в текущем году планируют:
- реконструкцию Западного подъезда к Краснодару на участке с 12-го по 16-й километр (от Ленты до Немецкой деревни),
- строительство транспортной развязки, являющейся частью транспортного коридора Восточного подъезда, предусматривающей соединение улиц Володарского и Шевченко,
- реконструкцию улицы Есенина — от улицы Солнечной до улицы Суздальской, что особенно актуально для жителей Музыкального микрорайона,
- капитальный ремонт моста через реку Кубань.
Также запланирована реконструкция путепровода на улице Фадеева, который сегодня служит подъездом к аэропорту, но находится в аварийном состоянии. В настоящее время его проектная документация проходит государственную экспертизу, и уже в этом году планируется начало строительно-монтажных работ.

Кроме того, в апреле текущего года рассчитывают заключить контракт и начать разработку проектной документации по двум объектам: реконструкции путепровода на улице Офицерской, также находящегося в аварийном состоянии, и реконструкции автомобильной дороги на улице Тихорецкой, являющейся частью восточного коридора. К слову, оформление муниципальных контрактов на выполнение строительно-монтажных и проектных работ по объектам программы «25/35» запланировано на период с марта по май 2025 года.
Трамвай на ГМР пойдет обязательно
За счет субсидий из бюджета Краснодарского края планируется заключить муниципальные контракты на выполнение строительно-монтажных работ по двум важным объектам.
Во-первых, это строительство долгожданного надземного пешеходного перехода через железную дорогу с выходом на улицы Уральскую и Привокзальную, который соединит микрорайон Новознаменский с Комсомольским микрорайоном.

Во-вторых, в прошлом году был заключен контракт на строительство трамвайной линии, ведущей в микрорайон Гидростроителей по улицам Мачуги, Автолюбителей, Невкипелова до пересечения с улицей Снесарева. По условиям контракта работы должны быть завершены в июне следующего года. Подрядная организация настроена на опережение графика, поэтому есть надежда получить положительное заключение экспертизы к концу текущего года или в начале следующего. Этот проект включает в себя не только строительство трамвайной линии, но и реконструкцию улицы Автолюбителей с расширением до четырех полос.
Светофор знает, когда приближается трамвай
Для борьбы с пробками Краснодар также активно внедряет инновационные Интегральные Транспортные Системы (ИТС). С 2009 года город реализует комплекс мероприятий, направленных на повышение эффективности дорожной сети и снижение заторов с использованием современных технических средств и принципов ИТС.
ИТС — это комплекс интеллектуальных систем, автоматизирующих управление транспортной системой для эффективной эксплуатации дорожной сети.
Он включает в себя:
- системы автомобильной навигации,
- автоматизированное управление светофорными объектами (АСУДД),
- управление перевозками и парковочным пространством,
- информирование участников дорожного движения,
- автоматическую фиксацию нарушений ПДД,
- видеонаблюдение и интеграцию информации,
- метеорологическую информацию,
- системы взимания платы за проезд в общественном транспорте,
- моделирование транспортной ситуации.
В рамках национального проекта «Безопасные и качественные дороги» администрация города активно участвовала в конкурсах министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края на выделение средств из федерального бюджета.
В период с 2021 по 2024 год городу было выделено 370 миллионов рублей на внедрение ИТС, предусматривающих автоматизацию процессов управления дорожным движением. В текущем году запланирована реализация мероприятий на сумму 68 миллионов рублей.
В 2021 году был внедрен модуль приоритета общественного транспорта. На данный момент 41 трамвай Восточного трамвайного депо оборудован этой системой, которая позволяет изменять режим работы светофора при приближении трамвая, обеспечивая ему приоритетный зеленый сигнал. Это позволяет компенсировать сбои в расписании и оперативно восстанавливать график движения.
Реализация и развитие ИТС осуществляется на базе Центра организации дорожного движения (ЦОДД), входящего в структуру МКУ «Центр мониторинга дорожного движения и транспорта». В 2024 году сотрудники ЦОДД выполнили почти 20 тысяч корректировок режимов работы светофорных объектов для устранения локальных заторов, а также приняли меры более чем в 2,5 тысячи случаев ДТП и их последствий.
Эти корректировки осуществляются с помощью автоматизированной системы управления дорожным движением «РИПАС» (Санкт-Петербург), внедренной еще в 2009 году. В настоящее время к системе подключено 525 светофорных объектов на дорогах местного значения. Система позволяет не только отслеживать работоспособность светофоров, но и обеспечивать их работу в адаптивном режиме.
Самым сложным сегодня является адаптивный режим управления, так называемый в народе умный светофор. При данном режиме светофорный объект оборудуется детекторами, что позволяет контроллеру самому принимать решение об изменении режима работы в зависимости от потока транспорта с того или иного направления,
— подчеркнул Андрей Белугин.
Работа по внедрению «умных светофоров» ведется с 2009 года. На сегодняшний день адаптивные режимы реализованы на 164 светофорных объектах. Для максимальной эффективности их работы регулировки в первую очередь внедряются на основных магистралях города, таких как улицы Красная, Северная, Тургенева, Дзержинского, Мачуги, Ставропольская, Уральская и другие.
В перспективном плане на 2025-2026 годы запланировано строительство более 40 светофоров, часть из которых также будет оснащена детекторами транспорта для работы в адаптивном режиме.
Трафик растет, но пробка не увеличивается
Еще одно важное направление работы — внедрение подсистемы мониторинга параметров транспортного потока, начатое департаментом транспорта в декабре 2022 года. Эта система позволяет Центру организации дорожного движения получать подробные данные о движении транспорта, такие как интенсивность движения по полосам, среднее время проезда перекрестка, средняя скорость потока и занятость полос.
На основе этих данных в автоматическом режиме реализуется координация, в том числе и так называемая зеленая волна. Кроме того, информация о транспортном потоке используется для обновления и разработки новых сценариев математического моделирования дорожной ситуации. Для актуализации макромодели города департамент транспорта передал эти данные Научно-исследовательскому институту перспективного градостроительства —
разработчику генерального плана Краснодара.
Сегодня система мониторинга дорожного движения реализована на улицах Дзержинского, Тургенева, участке улицы Северной от Тургенева до Аэродромной, улицах Офицерской и Колхозной, улице им. 40-летия Победы, Ростовском шоссе. Завершаются работы на участке улицы Российской от им. 40-летия Победы до Пригородной, улицах Северной, Школьной, Восточно-Кругликовской, Уральской, Ялтинской, Селезневой, Ставропольской, Трамвайной, Мачуги и Бородинской.
Несмотря на продолжающуюся работу в этом направлении, уже сегодня можно говорить об эффективности внедрения интеллектуальных транспортных систем в Краснодаре. Анализ дорожной ситуации, проведенный департаментом транспорта в сентябре 2024 года на участке улицы Тургенева от Красных Партизан до улицы Северной, показал, что, несмотря на увеличение общего количества транспорта на 18% (по данным краевого ГИБДД), удалось повысить пропускную способность на 10% в час пик. Таким образом, внедрение ИТС позволяет сдерживать образование транспортных заторов, несмотря на рост трафика,
— разъяснил Андрей Белугин.
Важно отметить
Чтобы минимизировать неудобства для автомобилистов, движение по Тургеневскому мосту не прекратят полностью, а организуют поэтапно с ограниченными прерываниями.