В основе всего — единство

Краснодарская краевая общественная организация таджикской национальной культуры «Сомониён» организована в 1999 году. Позже деятельность общины приостановили. С 2009-го ее переименовали в «Ватан», она официально входит в состав Центра национальных культур.

Просветительская работа среди своих земляков, торжества в честь национальных и религиозных праздников, поддержание традиций, участие в краевых и муниципальных фестивалях — в двух словах о буднях 67 членов организации и не расскажешь. Главное, что лежит в основе всех мероприятий, — единство. По словам председателя общины Бахтиёра Ширинова, мир и процветание без него невозможны.

Фото: Варвара Вострокнутова, «КИ»

В советские годы был популярен идеологический термин «дружба народов», подразумевающий всестороннее братское сотрудничество и взаимопомощь народов и наций. Считаю, благодаря этому мы и победили фашистов — чуму ХХ века. А сколько крупных промышленных предприятий и объектов инфраструктуры построено за короткое время! Атомные и гидроэлектростанции, Байкало-Амурская магистраль… Сегодня, когда наше государство находится в трудном положении, эту идеологию нужно возрождать, и как можно скорее,

— убежден Бахтиёр Ширинович.

В организации приезжим таджикам рассказывают о жизни на Кубани, помогают освоиться. Кстати, всего в крае проживает более 6000  представителей этой национальности. Все они имеют гражданство нашей страны, учатся и работают здесь.

Со всем чувством ответственности осознаем, что не представляем в дальнейшей перспективе свою жизнь без русского народа. Без поддержки такой могущественной страны наша малая родина может просто-напросто исчезнуть,

— говорит  Бахтиёр Ширинов.

Мигранты со знанием местного менталитета

Первая и главная проблема, с которой они сталкиваются при переезде, — языковой барьер. Председатель «Ватан» признается, что и сам не до конца знает русский язык и говорит с выраженным акцентом. Но в целом тенденция сейчас иная:

К примеру, мой сын, работник здравоохранения, разговаривает чисто, без таджикского акцента, а внуки и вовсе не знают родного языка. Одна из задач нашей общины — исправить это, возродить язык и традиции нашей нации. Ведь если человек не знает собственной истории, то вряд ли заинтересуется культурой другого народа.

По словам Бахтиёра Шириновича, каждому мигранту члены общины пытаются донести простую истину — в чужой монастырь со своим уставом не ходят. Нужно изучать законы Российской Федерации и исполнять их. Вопросы и ответы, диспуты и встречи — разговоры на эту тему ведутся в разных форматах.

В 1970-1980-е — времена курса коммунистического воспитания молодежи — в сфере профобразования была отличная, на мой взгляд, практика, когда тысячи представителей нашей национальности ежегодно отправляли сюда на обучение. Они изучали язык, базовые науки, после чего переходили в категорию рабочего класса. В итоге мигранты получали профобразование и знание русского менталитета, что важно для межнационального взаимодействия и адаптации,

— убежден собеседник.

«Не зря я принял тогда решение о переезде»

В эти годы таджики и обосновались на Кубани. Помимо получения образования, многие проходили на юге службу и после демобилизации оставались здесь жить, обзаводились семьей.

К примеру, у нас на родине не преподавали табаководство. Для его изу­чения направляли в Краснодарский край. Около 30% выпускников обратно уже не возвращалось. Поток переселенцев хлынул и после распада СССР. Почему именно сюда? Все просто: схожие климатические условия, такое же яркое и жаркое солнце, как в Душанбе — столице Таджикистана. А еще у наших народов схожая натура — и таджики, и русские очень гостеприимны, радушны, трудолюбивы,

— делится Бахтиёр Ширинович.
Фото: Варвара Вострокнутова, «КИ»

Сам председатель переехал сюда по тем же причинам почти 30 лет назад. По его словам, на Кубани он ощущал себя гораздо комфортнее и спокойнее, нежели на родине. Прельщала и система образования в крае. Мужчина хотел, чтобы его дети и внуки получили его именно здесь и были полезными для общества.

Я отучился на педагога химии и биологии. После окончания вуза преподавал в институте, затем работал в системе Ленинского коммунистического союза молодежи Таджикистана, потом возглавил одну из школ в республике. Сейчас занимаюсь общественной и предпринимательской деятельностью. Мои внуки живут в Павловском районе. Как-то раз приехал их проведать, еду в такси, и водитель, узнав, кто я по национальности, спрашивает: «Вы, случайно, не к Сухайбу?» Я удивился: «Откуда вы знаете моего внука?» — «А кто его не знает? По учебе, плаванию и футболу — он первый». Мне очень приятно было это услышать. Значит, не зря я принял тогда решение о переезде,

— улыбается Бахтиёр Ширинович.

Медицина им близка

Председатель рассказывает, что сегодня такого количества приезжих из их страны уже нет. Внесла лепту в это и более жесткая миграционная политика  ради безопасности нашего государства. Те, кто живут здесь уже не один год, работают в сфере строительства, здравоохранения.

Ортопеды, хирурги, урологи и врачи других специальностей есть почти во всех районных больницах Кубани. А все потому, что много студентов-таджиков приезжает сюда на учебу в медвуз. Мы ведь все потомки Авиценны — великого ученого и врача. Потому медицина нам близка,

— отмечает он.

Члены общины оказывают помощь в стенах медучреждений не только пациентам. Без их внимания не остаются и пенсионеры, инвалиды, сироты, соотечественники, которые по каким-то причинам остались без работы, а также ветераны боевых действий, участники СВО. Бахтиёр Ширинов признается, что вспоминать о сделанном добре таджики не любят. Могут и обидеться, если собеседник делает на этом акцент. Помощь любит тишину.

В Центре национальных культур работают клубы по просвещению, вышиванию, кулинарии, классической музыке и танцам таджиков. Их основные посетители — молодежь, студенты вузов. Кстати, особняком среди всех видов досуга стоит поэзия и народный фольклор. Каждая строка в таджикском творчестве носит воспитательный характер: уважение к старшим, стремление к взаимопониманию и единству. Неспроста фестиваль таджикской культуры приурочен ко дню рождения персидского философа, математика и поэта Омара Хайяма.

Мясо, нут, приправы и… мед

Ценят таджики и свои национальные праздники. Среди наиболее значимых председатель общины выделяет Навруз, Мехргон и праздник ученых, который принято отмечать в конце года.

Это цикл, повторяющийся из века в век. Навруз — день весеннего равноденствия. В это время закладывается урожай. Мехргон — его осенний сбор. Ну а зимой агрономы и другие специалисты оценивают, насколько хорош в этом году урожай, изучают климатические условия прошлых лет и готовят новые семена к предстоящему Наврузу,

— поясняет Бахтиёр Ширинов.

Эти и другие события, включая Новый год, фольклорные праздники, вечера поэзии Востока и другие отмечают в стенах Центра национальных культур. Пляски, песни, задор и вкусные блюда — обязательные условия.

К слову, о блюдах. Знаете, без чего не обходится ни одно таджикское торжество? Правильно, без плова! То, насколько вкусным он получится, зависит не столько от ингредиентов, сколько от мастерства поваров. Между ними в общине даже проходят соревнования — у кого вкуснее.

Мы традиционно готовим плов с нутом, чесноком, приправами, мясом, жиром, маслом, луком… Кстати, от того, когда добавишь этот овощ, зависит цвет блюда. Если нарезать кольца в самом начале вместе с маслом, рис получится желтым. Если в конце, после жарки мяса — красным. А еще кто-то кладет туда щепотку сахара и даже мед. У каждого свои секреты,

— улыбается наш собеседник.

На таджикских праздниках собираются представители самых разных национальностей — по 50-60 человек минимум. Особое значение имеют наряды. В основе национальной вышивки таджиков — символика вращения Солнца вокруг Земли. Этот орнамент можно встретить практически на всех элементах одежды: халатах, рубахах, платьях, а также на украшениях. И даже дома на коврах.

А вот таджикские тюбетейки выглядят по-разному, в зависимости от назначения: они могут быть на каждый день или для праздника, свадьбы.  Их оформляют в соответствии с региональными особенностями узора.

Комментарий

В сфере межэтнического взаимодействия в нашем городе действует такая авторитетная организация, как Региональное отделение Общероссийской общественно-государственной организации «Ассамблея народов России», а также десятки национально-культурных общественных объединений. Крупнейшим из них является Краснодарская краевая общественная организация «Центр народов Кубани». Укрепление межнационального согласия, сохранение национальных культур, традиционных духовно-нравственных ценностей, памяти об общем героическом прошлом народов России — все это входит в спектр их деятельности.

Администрация города во взаимодействии с национальными объединениями ежегодно проводит десятки фестивалей, заседаний круглых столов, встреч в рамках молодежных клубов и т.д. Ближайшим из крупных мероприятий станет уже полюбившийся жителям и гостям столицы Кубани праздник национальных культур «Хоровод дружбы» в честь дня рождения нашего города. Он состоится в Чистяковской роще.

— Данил Плачковский, заместитель директора департамента внутренней политики.