Настоящие дворцы образования и культуры — так часто называют современные школы, которые ежегодно строятся в Краснодаре. В них есть все — от бассейна до кинотеатра, — о чем вчера не могли и мечтать педагоги и ученики. Но сегодня наш разговор с руководителем старой доброй школы №39 — учебного заведения с вековой историей. Здесь свое очарование, бережно хранимые традиции и преемственность поколений.
Год семьи — это наш год
Хочется сразу поблагодарить Ольгу Александровну за нашу беседу. В эти дни в любом учебном заведении горячая пора, идут последние приготовления к встрече учеников. Директор сразу предупредила, что разговаривать придется между важными делами. Приехав в школу, вижу, как руководитель одновременно контролирует укладку нового асфальта на пришкольной территории, верстку расписания, отвечает на вопросы коллег, принимает родителей своих учеников.
Знакомьтесь — Ольга Александровна Сафонова, учитель русского языка и литературы с более чем 20-летним опытом. Выпускница филиала Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского.
— В 2004 году по службе мужа мы оказались в Краснодаре. Карьеру начинала в гимназии №33, за 13 лет на счету несколько выпусков, есть стобалльники, чем могу гордиться. Затем пришла завучем в открывающуюся тогда школу №106. Когда получила предложение возглавить школу в историческом центре города, долго раздумывать не стала. И сейчас очень этому рада.
— Ольга Александровна, вы работали в новой школе, но сменили ее на небольшую. Да к тому же, наверняка, требующую постоянного ухода, ремонта, перестройки. Не жалеете?
— Конечно, новые школы Краснодара — это центры образования, где есть все: новейшее оборудование, современная техника. Но я выбрала место, где уже есть традиции и слаженный коллектив. Да, наша школа совсем небольшая, у нас всего 700 учеников. Здесь в центре города нет такого прироста населения, активной жизни, как в других молодых микрорайонах. У нас тут другая реальность. Я часто напоминаю своим учителям, что 2024-й, объявленный президентом Годом семьи, — это наш год. Ведь мы — семейная школа, из которой выпускались бабушки, дедушки, мамы, папы сегодняшних учеников. Это свой мир со своими традициями, историями. Наша особенность. Кстати, из 27 сотрудников пятеро — педагоги, которые учились в этих стенах и вернулись сюда после получения высшего образования.
— Наверняка и перегруженность классов — это не про вас?
— Верно. Места всем хватает. В классах учится от 25 до 30 ребят. В параллели —
всего 2-3 класса. 1 сентября мы встретим 50 первоклассников, это всего два класса по 25 человек. И мы их с нетерпением ждем. Готовим оригинальный сюрприз: первый звонок будут давать не одиннадцатиклассник и первоклассник, как это бывает в большинстве случаев, а семья из четырех поколений, все они окончили школу №39. Родители активно участвуют в Дне знаний. В современном мире сложно добиться такого единения, у нас, к счастью, это получается. Радует, что с этого учебного года вводится новый предмет «Семьеведение».
«Спасибо, что научили нашу семью ходить в театр»
— Как раз хотела начать разговор о нововведениях, которые ожидают среднее образование.
— Думаю, «Семьеведение» — как раз одно из самых важных новшеств. В современных реалиях родителям трудно найти время на поддержание традиций, которые сохраняют в семье тепло близких человеческих отношений. В свое время я как-то спрашивала у выпускников, какие у них есть семейные традиции. Они отвечали, мол, отмечаем вместе Новый год, 8 Марта. Ну, хорошо, говорю, это праздники, их все отмечают. А какие обычаи есть только у вас? Что-то общее, что делаете вместе. Так вот, ребята не смогли ответить на этот вопрос. Вспоминается случай, когда у меня было классное руководство и я ввела традицию ходить со своими учениками и их родителями в театр. Одна мама мне как-то сказала: «Спасибо, что вы научили нашу семью ходить в театр». До сих пор считаю это комплиментом. И если предмет «Семьеведение» с помощью наших учителей поможет детям понять важность семейного очага, ценность человеческих отношений — это будет дорогого стоить. Ведь ученики — будущие мужья и жены, папы и мамы.
— А кто будет вести этот предмет?
— Пока он «зашит» во внеурочную деятельность. «Семьеведение» будут вести классные руководители. Отдельной должности для «Разговоров о важном» нет. Но и мы, педагоги на местах, и министерство образования, и городской департамент — все задумываются о том, чтобы ввести отдельную должность для педагога, который взял бы на себя именно внеурочную деятельность. Потому что объем такой работы достаточно большой.
Варить борщи и делать табуретки смогут и девочки, и мальчики
— Ольга Александровна, мы с вами учились в советской школе. На уроках труда девочки готовили борщи, шили фартуки, а мальчики делали табуретки, работали на токарных станках. С этого года в школу снова возвращаются уроки труда, уходит предмет «Технология». Получается, все хорошее — это забытое старое? Или есть отличия?
— Отличия, безусловно, есть. Да, школьники будут и готовить, и шить, и столярным делом заниматься. Но обучение будет проходить без гендерного разграничения, то есть и девочки, и мальчики пройдут одинаковые модули предмета «Труд». Когда мы в школе над этим размышляли, кто-то из педагогов усомнился, правильно ли это, нужно ли, к примеру, мальчикам уметь шить. Я же напомнила, что самые известные модельеры в нашей стране —
это мужчины. Самые популярные шеф-повара — мужчины. А мальчикам, которые иголку в руках не держали, приходится учиться шить в армии. Кто за них там подошьет воротничок? Кроме того, в предмете «Труд» появляются новые модули. Они рассчитаны на обучение ребят навыкам, умениям, основам будущих профессий, которые востребованы не только у нас в стране, а в конкретных регионах, где проживают ученики. Выбор направления зависит от условий и возможностей школы. Это может быть, к примеру, модуль по сельскому хозяйству. В нашей школе мы выбрали модуль черчение. Наш учитель технологии по первому образованию инженер. На сегодня эта специальность востребована, а кадров не хватает.
— Как известно, приучать к труду теперь можно не только на уроках, но и в свободное от учебы время — проводить субботники на территории школы, мыть парты и полы в классах, как это было в наше время?
— Верно. Теперь, как и в советское время, мы можем не спрашивать разрешения у родителей привлечь ребенка к уборке в классе. Я считаю, что это правильно. Что скрывать, сегодня даже девочки, бывает, до 10-го класса не умеют полы мыть. Не знают, как тряпку держать. Разве это хорошо? Сейчас у нас появилась возможность дать им этот навык. Навык хотя бы уметь самого себя обслуживать в быту, самостоятельно создавая уют и комфорт в своем личном пространстве.
Уже в этом году мы привлекали ребят к подготовке школы к учебному году. Они с удовольствием приходили, помогали, наводили порядок. И знаете, их родители к этому тоже хорошо относятся. Сейчас мы восстановим дежурство в классах, как это было в наше время, но без всяких крайностей. Для тяжелой работы у нас есть сотрудники, которые прибираются в школе. А вот убрать за собой, собрать мусор в классе, уверена, несложно и полезно. Там, где сам прибрался, уже не захочется мусорить.
Важно вовремя понять, нужен ли ребенку 10-й класс
— Правильно ли я понимаю, что все эти нововведения, по большому счету, помогут ребенку рано определиться со своим будущим?
— Да, сегодня сделан акцент на том, чтобы ребенок уже с пятого класса начал задумываться о профессии, смог сделать осознанный выбор. Неправильная позиция идти в 10-й класс только потому, что не знаешь, куда идти дальше учиться. Чем раньше поймешь, нужно ли тебе высшее образование (и соответственно, 10-11 классы) или интереснее уже получать специальность, тем лучше.
— Получается, у школы сегодня появляется больше возможностей помочь ребенку и родителям, которые пытаются направить свое чадо на правильный путь.
— Конечно. Когда в школе тебе показали целый спектр профессий, рассказали, из чего можно выбрать, чувствуешь себя увереннее. Мы и раньше вели профориентационную работу: приглашали к нам на встречи представителей из колледжей. Работает большая профессиональная программа «Билеты в будущее». Немаловажной, как вы заметили, здесь является помощь родителей, их правильная позиция. У меня был случай, когда мама одной выпускницы сообщила ей, что после школы она пойдет учиться на экономиста. Девочка приходила ко мне, плакала, говорила, что мечтает стать фотографом, спрашивала у меня совета, как уговорить маму поменять решение. Увы, ее мама была непреклонна. Дочка не смогла ослушаться, поступила на экономический факультет. Но что произошло через несколько лет? Девочка бросила университет и уехала в Санкт-Петербург, где поступила на нужный ей факультет. Сейчас работает по любимой профессии. Нельзя принуждать своего ребенка в соответствии со своими личными предпочтениями и мечтами. Наверное, нам не только детям нужно уделять внимание, но и больше работать по профориентации с родителями. Всегда говорю, что непонимание между поколениями происходит из-за разницы во взглядах на жизнь. Надеюсь, именно школа поможет сгладить эти острые углы.
Школьная форма — уравниловка или свобода выбора?
— Среди нововведений — школьная форма по ГОСТу. Наверняка в школе № 39, как и во многих других учебных заведениях города, уже есть своя форма. Что-то изменится?
— У нас есть положение о школьной форме, как и в любой образовательной организации Краснодара. Мы не ограничиваем родителей выбором магазинов или швейных фабрик, но придерживаемся классического стиля одежды. Это не джинсы или огромные штаны, а брюки, белый верх, темный низ, необязательно черный. Мы предлагаем родителям самим решить с детьми, что им удобнее — пиджак или жилет. Понимаем, что в семьях разные финансовые возможности, поэтому не ставим строгих рамок по выбору ткани, но она должна быть дышащей, комфортной. С учетом введения формы по ГОСТу, думаю, теперь и производитель станет серьезнее задумываться над вопросом выбора ткани, соблюдения других санитарных норм. Необходимо обращать внимание на износоустойчивость, воздухопроницаемость.
— Но как вы будете это контролировать?
— Вопрос непростой. Для начала посмотрим на практике, что получится. Знаю, что многие школы сотрудничают с фабриками: так, наверное, соблюдение ГОСТа отследить проще. В перспективе мы тоже рассматриваем такой вариант заключения договоров с производителями. Пока же в нашей школе есть свобода выбора формы с учетом соблюдения наших требований.
— В советское время большой свободы выбора формы не было. Кто-то даже называл это уравниловкой, но зато все мы были тогда равны, независимо от дохода семьи.
— Это правда. Я бы сказала, что речь идет не про уравниловку, а равноправие. Одинаковая форма не будет мешать учебному процессу. В этом вопросе нужно найти золотую середину. У нас учатся дети, которые переехали из других регионов. Не везде была введена единая форма, поэтому этим ученикам очень сложно привыкнуть к нашим правилам. У меня на это один ответ: «Работа есть работа». Если приходишь на урок по форме, у тебя рабочий настрой. Я — за форму, она дисциплинирует. В конце концов, это уважение к преподавателям и друг к другу. Учителя же не могут позволить себе фривольную одежду или даже кэжуал (стиль одежды для повседневного использования, главными чертами которого являются удобство и практичность). При этом вне работы мы такие же люди, как и все: один любит рваные джинсы, другой — спортивный костюм.
«Пришло время новых героев»
— Еще один, по моему мнению, актуальный предмет, который вводится в этом учебном году. Вместо знакомого курса «ОБЖ» — «Основы безопасности и защита Родины».
— На мой взгляд, уникальный объемный предмет. ОБЗР вмещает в себя и основы безопасности жизнедеятельности, и начальную военную подготовку, и некий алгоритм патриотического воспитания. Будут организованы сборы, «Зарницы», в которых примут участие и мальчики, и девочки. Научим ребят в том числе оказанию первой медицинской помощи, организуем стрельбы. Нельзя сказать, что мы этим не занимались. В нашей школе мы уже возрождаем традиции строевого шага и песни, проводим патриотические мероприятия. Детям, кстати, такие занятия нравятся.
— Согласна, что патриотизм в стране нужно поднимать на новый уровень. Помню, мы плакали в тот момент, когда поднимали флаг и звучал гимн нашей страны. Настолько это было трогательно. Мы были уверены, что живем в лучшем в мире государстве.
— Мне кажется, что это никуда не ушло. Несмотря на то, что, казалось бы, что-то важное потеряно, мы сохранили свою целостность, любовь к России. Ведь наши выпускники, молодые ребята, сегодня отстаивают независимость Родины «за ленточкой». Значит, мы воспитали их правильно. У нас в вестибюле есть стенд, на котором размещены фотографии наших сегодняшних героев —
наших учеников, которые сейчас находятся на СВО. Да, пришло новое время, время новых героев. И выросли они в нашей современной действительности. А это значит одно: ничего не потеряно.