А правильно ли поступает молодая учительница из повести «Старшая сестра» Любови Воронковой, вмешивающаяся в конфликт трех бывших подруг, ее учениц? В рамках Года педагога и наставника продолжаем говорить о тех людях, без которых мы никогда не стали бы теми, кем стали, — думающими и образованными личностями.

Фото: Денис Яковлев, «Краснодарские известия»

Вместо предисловия

Героини моей публикации особенные: они живут на книжных страницах в разных областях большой страны, но при этом имеют схожие черты. Им чуждо равнодушие и невыносима несправедливость. Некоторые являются вымышленными или собирательными персонажами, но мы вполне можем встретиться с ними… в школе.

Я выбрала три образа педагога из произведений авторов XX века, которые, с моей точки зрения, наиболее ярко показывают, что настоящий наставник, какие бы штормы ни бушевали в его жизни, остается чутким к проблемам детей и не побоится бросить вызов системе ради правды. Не идеален, но человечен. Не мыслит шаблонами, а ищет пути решения. Ему веришь. Если не читали, берите на заметку и читайте вместе с детьми.

Две книжки из подборки не входят в школьную программу. Зачитала их буквально до дыр в детстве и перечитываю, когда теряется ориентир, а реальность становится размытой. Ностальгия по Союзу, скажете вы, где трава была зеленее? Отнюдь. Каждому человеку необходим маяк, указывающий путь, и якорь, удерживающий его на этом пути. И таким маяком становится проверенная временем русская литература. А учителя и вечные ценности — якорем. Впрочем, в преддверии Дня знаний самое время отправиться в библиотеку.

Ну а я прошу «Лучшего учителя Краснодара 2020 года», педагога русского языка и литературы Ирину Марюхину стать моим экспертом в произведениях, которые я предлагаю вниманию читателей, и прокомментировать поступки своих книжных коллег.

«Лучший учитель Краснодара 2020 года», педагог русского языка и литературы Ирина Марюхина

Решительная Лидия Михайловна

Автор посвятил рассказ Анастасии Прокопьевне Копыловой, матери своего близкого друга драматурга Александра Вампилова, которая работала учителем в сельской школе. Писатель уважал ее за мудрость и доброту, но героиней «Уроков французского» является другая учительница. По признанию самого писателя, рассказ глубоко автобиографичен: в основу сюжета легли его детские впечатления.

В сложные послевоенные годы учительница Лидия Михайловна пыталась спасти от болезни гордого талантливого мальчика. Она приглашала его на дополнительные уроки, после которых играла с ним в «пристенок» на деньги. Молодой педагог пошла на эту хитрость, когда убедилась, что подросток откажется от открытой помощи. «Конечно, принимая деньги от Лидии Михайловны, я чувствовал себя неловко, но всякий раз успокаивался тем, что это честный выигрыш», вспоминал он позже.

Не помню, чтобы в школе уделялось этому произведению много внимания, и, честно говоря, считала, что оно вообще не входит в стандартный курс. Это не так. «Лучший учитель Краснодара 2020 года», педагог русского языка и литературы Ирина Марюхина пояснила, что дети знакомятся с рассказом в шестом классе и, несмотря на юный возраст, воспринимают историю о мальчишке, страдавшем от малокровия, и учительнице, игравшей с ним на деньги ради того, чтобы ребенок смог купить себе кружку молока, с большим интересом.

— Образ Лидии Михайловны — это пример и эталон чуткого, любящего и неравнодушного учителя. В конце года я задаю детям мини-сочинение на тему: «Кто для вас идеальный учитель». Как ни странно, но они отталкиваются именно от образа Лидии Михайловны и добавляют к нему те качества, которые хотели бы видеть в педагоге. Это произведение и портрет учителя в нем сегодня актуальны и близки детям,
— говорит педагог.

В свое время поступок Лидии Михайловны вызвал немало споров. Учитель — и играет на деньги? Аморально! Бескорыстную помощь рассмотрели как «…преступление. Растление. Совращение». Лидия Михайловна отступила от общепринятых мерок, потеряла работу, но отогрела душу мальчика. Чему она нас учит? Честь и совесть никогда не позволят взять верх равнодушию. Понять чужую боль, быть рядом и помочь другому в тяжелую минуту — об этом произведение Валентина Распутина.

— О поступке учителя мы размышляем вместе с ребятами на уроке. С точки зрения закона, она не права, так как позволила себе играть в азартные игры с учеником, но жизнь многогранна, и, помимо формальных законов, существуют и законы нравственные. И в соответствии со своим нравственным кодексом она не могла поступить иначе. Интересно рассуждать об этом с детьми. Они склоняются к тому, что педагог поступила верно,
— продолжает Ирина Андреевна.

Тактичная Елена Петровна

Повесть «Старшая сестра», как и все творчество советского писателя Любови Воронковой, не входит в школьную программу и также вызывает дискуссии: на просторах интернета пользователи спорят о том, нужно ли современным детям знать о том, как была устроена жизнь в стране, которой больше нет на карте.

Я познакомилась с автором случайно: в 1993 году учитель задала на дом рассказы о пионерах в рамках внеклассного чтения, тогда еще память о них была свежа. По совету дедушки достала книгу из домашней библиотеки и… через несколько минут растворилась в сюжете. История о шестикласснице Зине Стрешневой из многодетной семьи, рано потерявшей мать, ее подругах и взаимоотношениях в школе глубоко поразили меня. Эта действительность кардинально отличалась от моей и заставила задуматься. Она была другой.

— Именно поэтому уроки внеклассного чтения важны и необходимы. Я такие занятия провожу, и как раз на них ребята знакомятся с произведениями не из школьной программы, так как много интересных вещей, особенно из подростковой литературы, мы не имеем возможности изучать на обычных уроках. Это прекрасная возможность для расширения кругозора, и мы не должны ее упускать,
— считает Ирина Марюхина.

Зина учится в школе для девочек, следовательно, действие происходит не позже 1953/54 учебного года. Образ молодого педагога Елены Петровны — один из центральных. Девушка стала классным руководителем не так давно, опыта у нее маловато, но она пытается найти подход к каждой ученице и разобраться в конфликте трех бывших подруг, но делает это аккуратно. Понять, что происходит в их семьях, как формируются неокрепшие детские души — что может быть важнее в профессии? Автор показывает разных учителей. К примеру, преподаватель русского языка Вера Ивановна строга и равнодушна к своим ученицам, да и в других вопросах оказывается поверхностной. К счастью, есть мудрые наставники.

«К девочкам неслышно подошла Елена Петровна и, улыбаясь, обняла всех троих за плечи.

— Какой-то митинг здесь, — сказала она, лукаво поглядывая на девочек по очереди, — и какое-то слово здесь «крепкое как дуб».

Зина и Маша смутились. Но Тамара глядела в глаза учительнице прямо и спокойно. Все трое молчали. Елена Петровна сделала серьезное лицо:

— Значит, тайна? Ну, не могу врываться. Тайны, конечно, полагается хранить. Будьте покойны, девочки: никакого «крепкого дуба» я не слыхала».

Ищущая себя Татьяна Николаевна

Эту повесть, которая изначально называлась «Роман и Юлька», читали не все, но фильм Ильи Фрэза с Ириной Мирошниченко в главной роли смотрели многие. Сюжет прост. Это нежный рассказ о первой любви старшеклассников, непонимании родителей, боль расставания, страх потери — стандартный набор. Единственным, кто протянул ребятам руку помощи, была учительница литературы Татьяна Николаевна Кольцова. Удивляет, что, пережив профессиональную неудачу и будучи несчастливой женщиной в личной жизни, она смогла стать хорошим педагогом.

— Мы взаимодействуем с тонкими душами, с людьми, у которых психика не созрела и личность не состоялась. На мой взгляд, наставник всегда должен держать себя в руках, иметь выдержку, мудрость, стойкость и умение работать с разными детьми. Что касается меня лично, когда начинается урок, забываю о своих проблемах, настолько отдаюсь процессу. Но это возможно лишь тогда, когда человек занимается любимым делом,
— отмечает Ирина Марюхина.

Татьяна Николаевна старалась воспитать в своих учениках чувство порядочности, ответственности, помогала увидеть красоту окружающего мира, научить их любить, дружить: «Я единственный предметник, который касается души. Если не я, то кто же?»


Через доверительный, дружеский разговор она говорит о вечных проблемах, но не вколачивает эти истины менторским тоном, а умело приводит к ним своих учеников, и они начинают вести с ней диалог, в котором, размышляя, находят свою истину.

— Те качества, которые должны быть присущи человеку, собирающемуся работать с детьми, — безусловно, остаются неизменными: честность, искренность, любовь. Это вечно. Современный педагог прежде всего обязан следить за тенденциями в различных сферах и быть на одной волне с учениками. Чтобы детям было интересно с учителем, важно, чтобы они видели в нем разностороннюю личность,
— заключает Ирина Андреевна.