В драме спектакль бы не получился
А.С. Пушкин, как основоположник русской литературы, не только создал вечные произведения, но и открыл двери в театральное искусство, вдохновляя поколения режиссеров и артистов. Его поэма «Руслан и Людмила» — это не просто история о любви и приключениях, а глубокая аллегория, отражающая человеческие чувства и стремления. Именно поэтому она так часто становится объектом для театральных постановок. Но ни один из спектаклей, основанный на поэме, не похож друг на друга. Татьяна Вдовиченко — руководитель проектов и второй режиссер Фонда Сергея Безрукова воссоздала текст так, чтобы он был понятен как для взрослой аудитории, так и для детей. Режиссер отметила, что ставить произведения Александра Сергеевича Пушкина — задача весьма непростая. По ее словам, Пушкин — это глубокий и сложный автор, а его поэзия и поэмы, подобные «Одиссее» Гомера, создают дополнительные трудности для сценической интерпретации.
Выбрала я эту поэму, потому что, честно говоря, поставить Александра Сергеевича всегда было моей мечтой. Мне предложили — я сразу схватилась за эту идею. Потом пожалела, а потом начала работать,
— рассказала она.
Режиссер подчеркнула, что театр кукол — это не только детское развлечение, но и серьезное творческое направление с уникальными приемами, отсутствующими в драматическом театре.
Тут есть много других выразительных средств, которые можно использовать, и я думаю, что в драме я бы этот спектакль не поставила. Потому что видите, тут летающие столы, стулья — все работает,
— отметила она.
Страшно красиво
Все чаще в традиционных театральных постановках появляются интерактивные элементы, и так называемая «четвертая стена» между зрителем и сценой постепенно исчезает. Спектакль «У Лукоморья» не стал исключением. Начало представления ознаменовалось задорными актерами, которые читали первые строки из знаменитого фрагмента поэмы: «У Лукоморья дуб зеленый». Зрители должны были продолжить вторую строку. Каждый раз, когда кто-то выражает недовольство по поводу необразованного молодого поколения, стоит пригласить его на этот спектакль, чтобы услышать, как дети хором выкрикивают из зала: «Золотая цепь на дубе том», даже без подсказок родителей.
После такого взаимодействия все внимание ребят на ближайшие 1,5 часа точно будет сосредоточено на сцене. Тем более, когда на сцене происходит что-то зловещее. Всем известный сюжет – Руслан женится на Людмиле, но её похищает злой колдун. И то, как на сцене изображали борьбу света с тьмой, заслуживает отдельного внимания. Особенно сильно на восприятие картины играет звук и свет, с чем прекрасно справилась команда звукорежиссеров и постановщиков света. Их работа создала уникальную атмосферу, усиливая каждую сцену и подчеркивая эмоциональную нагрузку происходящего. Музыка, подобранная к ключевым моментам, погружала зрителей в мир волшебства и приключений, а эффектные световые решения помогали визуализировать внутреннюю борьбу героев. Темное полотно, подсвеченное красных цветом на фоне зловещего голоса Черномора и устрашающего смеха колдуньи Наины выглядели действительно жутко, но в то же время и по-настоящему прекрасно.
Кроме того, стоит отметить мастерство актеров, которые не только передали характеры своих персонажей, но и смогли установить контакт с аудиторией. Мы встретили одну из актрис на улице перед показом. Не зная, что она играет одну из главных ролей, завели диалог, в процессе которого она с восторгом отметила, что спектакль, просто потрясающий: «Аж не верится, что это у нас в Краснодаре такое, а не где-нибудь в Москве». Именно эта эмоция и читалась у них в глазах. Одно из правил Станиславского — чем больше актер погружается в свою роль и точно передает переживания своего персонажа, тем больше зритель начинает верить в происходящее на сцене. Воодушевившись мастерством режиссера, абсолютно каждый актер буквально жил на сцене.
Ну и самым прекрасным для меня в этой постановке стали костюмы и декорации, которые отражали дух времени, при этом создавая яркие образы. Каждая деталь была продумана до мелочей.
А где же куклы?
В силу моего маленького опыта хождения именно по кукольным представлениям, мне, как и многим, казалось, что кукольный театр — это никогда не актеры, а всегда только куклы, которыми просто управляют и озвучивают. Но оказалось все не совсем так. У кукольников существует термин «живой план» — это техника в театре кукол, при которой актеры исполняют свои роли без использования традиционных кукол, но при этом сохраняют элементы кукольного театра. Это может включать в себя использование мимики, жестов и голосовых эффектов, чтобы создать иллюзию взаимодействия с куклой или персонажем.
Такой подход часто используется в современных постановках, где традиционные границы между театром кукол и драматическим театром стираются, создавая новые формы искусства. Конечно, для совсем малышей продолжают ставить исключительно кукольные представления, но время меняется, как и меняется искусство вместе с ним. И может совсем скоро театр перевоплотиться в совершенно ином видении. А вот хорошо это или плохо судить уже не нам.
Информационный обзор редакции / 12+