Фото: Денис Яковлев, «Краснодарские известия»

Примерно за 25 рублей можно оставить машину хоть на 15 минут, хоть на 12 часов. По мнению чиновников, символическая стоимость должна отбить у водителей желание прятать или снимать номера, чтобы не получать штрафы за неоплату парковки. «Краснодарские известия» выяснили, насколько такая мера эффективна и применима в столице Кубани. Эксперты сходятся во мнении, что безлимит на стоянку только ухудшит ситуацию и приведет к транспортному коллапсу, так как на парковках не останется свободных мест.

Постоял сам, дай постоять другому

В Бишкеке проживает около 1 млн человек. В городе зарегистрировано 500 тыс. личных авто. То есть по одной машине приходится на каждого второго жителя. Для сравнения: в Краснодаре примерно с такой же численностью населения зарегистрировано около 400 тыс. автомобилей, а стоимость парковки – в зависимости от места. Дороже всего – в центре города. Например, на улице Красной час стоянки обойдется в 60 рублей. Если человек работает в центре и будет оставлять машину на платной парковке на девять часов пять дней в неделю, то в месяц набегает приличная сумма — 11 340 рублей.

При этом основания для таких тарифов вполне понятны: они устанавливаются не для того, чтобы автомобилисты тратили на стоянку четверть среднемесячной зарплаты, а, наоборот, чтобы мотивировать их оставлять машину на парковке на меньшее количество времени, объясняет гендиректор ООО «Городские Парковки» Дмитрий Передерей. В беседе с «Краснодарскими известиями» он пояснил, что, таким образом, больше водителей смогут воспользоваться парковкой и не будут вынуждены бросать авто там, где это запрещено.

— Подход, с которым экспериментируют в Бишкеке, абсолютно нивелирует основной принцип платных муниципальных стоянок, который подразумевает оборачиваемость парковочных мест. Высокая стоимость мотивирует человека оставлять машину на стоянке на ограниченное время, не ехать лишний раз в центр города на личном авто, чаще пользоваться общественным транспортом. Благодаря этому на платных стоянках появляются свободные места, происходит та самая оборачиваемость. Если же ввести минимальную разовую плату за сутки – это приведет к тому, что неплательщиков действительно станет меньше, но и парковочных мест в таком случае не останется совсем,
— объясняет Дмитрий Передерей.
Фото: Денис Яковлев,

Фото: Денис Яковлев, «Краснодарские известия»
false

false

Цена зависит от числа свободных мест

В Краснодаре 239 платных муниципальных парковок более чем на 9 тыс. мест. Для 400 тыс. зарегистрированных в городе машин цифра, мягко говоря, небольшая. Московский урбанист, автор проекта «Город для людей» Аркадий Гершман также уверен, что за вековую историю автомобилизации человечество не придумало более эффективного метода управления парковками, чем регулирование рублем. По его словам, цену для уличной парковки делают такой, чтобы в пешей доступности всегда было одно свободное место: если их много, то стоимость снижают, если мало — повышают и вводят ограничение по времени для повышения оборачиваемости каждого места.

— В общем, каждый город устанавливает плату за час или даже за минуты, чтобы стимулировать людей не кидать машину на целый день и освободить улицы. В идеале уличная парковка должна быть дороже, чем в паркингах, тогда бизнесу становится выгодно строить эти самые паркинги и люди начинают ими пользоваться для экономии. Заодно становится проще находить место на улице для озеленения, выделенных полос, широких тротуаров и так далее,
— добавляет Аркадий Гершман.

По статистике, в Краснодаре в среднем водители оставляют авто на платных стоянках на два часа. При этом действует «грейс-период» — на 15 минут можно припарковаться бесплатно. Дальше нужно оплатить услугу с помощью мобильного приложения «Парковки Краснодар», паркомата либо через сайт (за наличку можно купить только абонемент). Если же после истечения «льготного периода» оплата не произведена, выписывается штраф – 3 тыс. рублей.

— Сейчас около 95% пользователей муниципальных парковок оплачивают с помощью приложения — это самый удобный и быстрый способ. Остальные 5% предпочитают паркоматы и сайт. Для сравнения: в Москве приложением пользуются больше 99% водителей. Именно поэтому в столице в ближайшее время откажутся от паркоматов. Думаю, у Краснодара есть все шансы пойти по этому сценарию,
— говорит Дмитрий Передерей.
Фото: Денис Яковлев,

Фото: Денис Яковлев, «Краснодарские известия»
false

По словам эксперта, в краевом центре водителей, которые оплачивают парковку, в процентном соотношении больше, чем неплательщиков, — примерно 60 на 40. Однако даже при таких показателях в центре Краснодара свободных мест на муниципальных парковках почти никогда нет, отмечает президент Союза транспортников Кубани Иван Петров. По его словам, это говорит о том, что водители готовы платить 60 рублей за час, и данная сумма не является для них обременительной.

— Именно по этой причине стоимость парковок в центре Москвы на самых загруженных улицах в дневное время подняли до 450 рублей за час. Результат не заставил долго ждать — начали появляться свободные места. Водители посчитали и поняли, что не могут позволить себе оставлять машину на платной стоянке возле офиса на целый день, поэтому часть людей пересела на метро, трамвай и автобус. В этом и заключается смысл платных парковок: убедить рублем автолюбителей оставить машину дома и воспользоваться общественным транспортом,
— отмечает Иван Петров.

Штраф придет на электронку

Что касается неплательщиков, то их поиском в Краснодаре занимается мобильный комплекс «Тайфун» – это автомобили, оснащенные видеокамерами и специальным оборудованием для проверки наличия платы за пользование каждым парковочным местом. В случае неоплаты фиксируют госномер машины и определяют по базе, на кого она зарегистрирована. Материал об административно-правовом нарушении формируется автоматически и отправляется на электронную почту владельцу авто. Однако водители придумали, как избежать наказания, и закрывают номера подручными средствами или просто снимают их. В таком случае система фотофиксации оказывается бессильна.

— Мы наблюдаем, как другие крупные города, которые реализуют платные парковки, борются с нарушителями. В Казани, например, с 2021 года на машины, которые припаркованы на платной стоянке со спрятанными или закрытыми номерами, устанавливаются блокираторы колес. После этого авто не может сдвинуться с места. А чтобы снять ограничитель, владельцу машины нужно позвонить по номеру, который указан на блокираторе. На место приезжают специалисты и выписывают штраф. Думаю, это эффективная мера и было бы интересно протестировать ее в Краснодаре,
— рассказывает Дмитрий Передерей.
Фото: Денис Яковлев, «Краснодарские известия»

Бороться с неплательщиками, скрывающими номера, можно и с помощью существующих методов, если немного изменить подход, считает Иван Петров. По его словам, комплексы «Тайфун», которые курсируют по городу и фиксируют нарушения правил парковки, делают это только по госномерам. А что, если его не видно или он был снят?

— В этом случае нужно подойти к машине и заглянуть под лобовое стекло – там указан VIN-номер, который присваивается на заводе каждой машине. Его можно сфотографировать и легко идентифицировать владельца авто. Таким образом, нарушитель рискует получить штраф не только за неоплату парковки, но и за отсутствие госномера. Например, в Москве автомобили без госномеров приравниваются к бесхозным вещам и отправляются на штрафстоянку, так как могут представлять опасность для горожан,
— объясняет Иван Петров.
Фото: Денис Яковлев, «Краснодарские известия»

В качестве вывода

  1. Снижение стоимости парковки – неэффективное решение для города-миллионника, так как стоянки будут постоянно переполнены.
  2. Такая мера не мотивирует водителей больше пользоваться общественным транспортом, а только поощряет автомобилизацию. Как итог: вечные автомобильные пробки и стихийные парковки.
  3. Судя по количеству свободных мест на платных муниципальных парковках, стоимость стоянки должна не снижаться, а увеличиваться. Тогда их эффективность будет расти.