— Ситуация критическая, тяжелая и, можно сказать, ужасная, − заявила жительница Краснодара, временно проживающая в селе Южная Озереевка, Анна Карпачева, утверждая также, что пары нефти и инертного газа с танкеров, загружаемых на КТК, доносятся до поселка Южная Озереевка при перевалке через расположенные в 5 км от берега выносные причальные устройства (ВПУ).
КТК начал работу в 2001 году. Анна Карпачева рассказала, что тогда местные жители положительно отнеслись к строительству, надеясь на помощь компании в решении местных проблем. По имеющейся информации, Анна не проживала на тот момент в Озереевке, а сведения получила от неустановленных старожилов.
— На протяжении определенного времени все было более или менее спокойно, хотя запахи были всегда, но за последние четыре года ситуация стала достаточно сложной,
Что именно изменилось четыре года назад, так и осталось невыясненным.
Эмоционально выступив и сравнив город Новороссийск и пригороды с газовой камерой, Карпачева потребовала от присутствующих принять решение, чтобы сразу на круглом столе пообещать жителям прекратить выбросы.
Ветер с юга – поставки на стоп
Гражданская активистка предложила полностью прекратить загрузку танкеров при южном ветре с моря в сторону берега. Представители КТК пояснили, как при загрузке танкеров контролируется концентрация паров нефти, описав весь процесс контроля от замеров непосредственно на танкере, до вручения под роспись уведомлений капитанам танкеров о контроле стравливания газов вблизи населенных пунктов. Отмечалось, что при неблагоприятных погодных условиях выбросы регулируются, чтобы не допустить залповых выбросов. Кроме того, на законодательном уровне нет подобных, ветровых ограничений, объяснил главный специалист инспекции государственного портового контроля администрации Морских портов Черного Моря Олег Синайский. Он пояснил, что капитаны танкеров руководствуются конвенциями МАРПОЛ, СОЛАС и нормативами Новороссийского порта. Все суда, заходящие в акваторию порта, выполняют требования конвенций, имеют действующие свидетельства и сертификаты и используют низкосернистое топливо. Без них ни одно судно в порт не придет и под погрузку не встанет. Тем не менее, остановки погрузок выполняются при поступающих жалобах с берега, отметил Олег Синайский. Капитаны судов всегда на связи с диспетчерами.
Если же полностью прекратить загрузку танкеров, то это чревато серьезными проблемами. Через КТК на экспорт идет 80% казахстанской нефти, на которой держится финансовая система республики. Кроме того, на пути к КТК добавляется и российская нефть, которая также идет за рубеж. Остановка работы Консорциума — это удар и для Казахстана, и для России как государства-участника консорциума и транзитера, и по отношениям двух стран. Западники уже давно пытаются разорвать устоявшиеся связи с соседом. Остановка работы КТК будет им только на руку.
Карпачева согласилась, что ПДК по вредным веществам в Южной Озереевке ни разу не были превышены, но сам факт ощущения неприятного запаха негативно действует на здоровье человека и его настроение. Врачи оппонировали, заявив, что неприятный запах не влияет на состояние как таковое. Неприятно – безусловно, вредно ли – нет. Статистика заболеваемости как рядовыми болезнями, так и онкологией не подтверждает обывательскую версию.
Активистка права в самом главном, все неприятное хочется устранить и надо стремиться это делать, вести диалог. Однако спрос на дома в Южной Озереевке и других близлежащих поселках невероятно высок, людей не отпугивают запахи. Сегодня дома в Южной Озереевке продаются по цене от 12 до 45 млн. рублей. Не слишком ли дорого для «газовой камеры»?
Сейчас гражданка Карпачева призывает население в социальных сетях к массовым жалобам в адрес администрации Президента, министерств, надзорные органы и органы здравоохранения. Также активно продвигала среди населения обращение в адрес Президента Казахстана с целью организации проверок КТК на территории России, которое анонсировал омбудсмен Титов. Соответствующие ссылки и заготовки она сформировала по аналогии с методиками оппозиционеров-иноагентов – все они выложены в открытый доступ в чате, который активистка администрирует.
ВПУ подальше от берега
Анна Карпачева также предложила отнести ВПУ дальше от берега. Действительно, есть примеры ВПУ на расстоянии до 43 км от берега в Мексиканском заливе. Но там мелководье, а на кавказском побережье дно является продолжение горного массива и резко уходит от берега в глубину. Под ВПУ глубина 56-58 метров, это близко к пределу глубины, на которой могут оперативно работать водолазы для осмотра и ремонта тянущихся с берега трубопроводов. Кроме того, установка таких буев на глубинах свыше 60 метров создает повышенную угрозу разрыва плавающих шлангов при болтанке и высоких амплитудах колебаний в море.
Рекуперировать нельзя оставить?
Есть и еще одно предложение, которое неоднократно поднималось при обсуждении проблемы, − построить рекуперационные установки для улавливания запахов нефти при загрузке танкеров. Такие установки успешно работают на стандартных береговых причалах в России и за рубежом.
К сожалению, сделать это на системах погрузки с выносными причальными устройствами (ВПУ) далеко в море, как у КТК, невозможно, поясняет Александр Попов, исполнительный директор ООО «Борисоглебское машиностроение», ведущего российского предприятия по производству систем рекуперации паровоздушных смесей (ПВС) в нефтяной промышленности. Его тезисы подробно разбирали новороссийские СМИ.
Вакуумные насосы, используемые в системах рекуперации, не переносят вибраций, неизбежных при их размещении на судне в море. Плюс их вес, размеры и энергопотребление выходят за возможности судового оборудования.
По словам Попова, загрузка танкеров осуществляется со скоростью не менее 3 тыс. кубометров в час. При такой скорости оборудование для улавливания паров нефти заняло бы площадь порядка 1 тыс. кв. метров, а его вес превысил бы 700 тонн. В случае ВПУ, как у КТК, скорость погрузки – 9 тыс. кубов в час. Соответственно никакой завод по рекуперации рядом с загружаемым танкером на другом судне не возможен по ограничениям чувствительности оборудования к волнению моря, равно как и на самом загружаемом судне. Дополнительным ограничением является и сама схема соединения двух танкеров в данном случае, которая создает повышенные риски как для загружаемого танкера, так и для судна-рекуператора.
По сумме причин нигде в мире не реализована рекуперация нефтяных паров в условиях плавающих загрузочных устройств, заверил специалист. Их выносят далеко в море именно для того, что при загрузке танкеров выходящие газы рассеивались до безопасных значений для человека. Запах самих веществ при этом конечно может оставаться, так как некоторые из них обоняние улавливает в микроскопических дозах.
Поэтому, «простых решений для полного устранения запахов при загрузке танкеров КТК нет», − констатировали участники круглого стола и все специалисты. Их поиски продолжаются.