Фото: Денис Яковлев, «Краснодарские известия»

Всего за несколько лет электросамокаты успели заработать незавидную репутацию: со всех уголков страны ежедневно приходят вести о ДТП с их участием, пешеходы откровенно их боятся, автолюбители ругают, а активисты критикуют. Однако, несмотря на волны негодования, кикшеринг процветает — увеличивается количество самокатов на улицах, рынок централизуется в руках крупных игроков.

«Краснодарские известия» решили разобраться в вопросе и выяснить, в связи с чем на Кубани начинают появляться «свободные» от электросамокатов территории и как пешеходам предстоит уживаться со столь неоднозначным видом городского транспорта.

Городская угроза

Периодически на Кубани случаются резонансные случаи, лишь подливающие масло в огонь – в ночь на 13 августа в Краснодаре на пешеходном переходе электросамокат сбил няню с грудным ребенком на руках. В результате у малыша – перелом ключицы и ушиб, а у женщины – внутричерепная гематома. Водитель самоката помог женщине подняться, после чего скрылся с места преступления. Инцидент так и остался бы «одним из», если бы не камеры ЕДДС, зафиксировавшие аварию.

— За семь месяцев 2023 года в Краснодаре произошло 19 ДТП с электросамокатами, в которых пострадали 19 человек. Показатели статистики уже значительно выше, чем в 2023 году, – практически в два раза (тогда зафиксировали 10 ДТП),
— сообщили «Краснодарским известиям» в отделе ГИБДД по Краснодару.

Однако речь идет лишь о задокументированных инцидентах – наездов, столкновений, а впоследствии синяков, ссадин и довольно серьезных травм по факту значительно больше.

— Одними из основных причин частых нарушений ПДД и спешки со стороны самокатеров являются действующие тарифы сервисов кикшеринга, которые считают стоимость поездки не за километры, а за минуты,
— сообщил «Краснодарским известиям» краснодарский урбанист Мирослав Гриценко.

По его словам, главные минусы СИМ — абсолютная бесшумность и высокая скорость. Паттерны поведения по отношению к ним еще не сформированы, пешеходы их боятся и у них для этого есть все причины.

— Все чаще и чаще поступают пациенты, пострадавшие в ДТП с электросамокатами – как пешеходы, так и сами водители СИМ. Травмы бывают разной степени тяжести, в основном легкой и средней. Это является проблемой и ее нужно решать. Желательно, чтобы в местах высокого скопления людей действовал запрет на передвижение СИМ, речь в первую очередь про набережные, парки и зоны отдыха,
— сообщил «Краснодарским известиям» заведующий отделением травматологии и ортопедии городской больницы №1 Краснодара Денис Туголуков.

Со стороны общественности и лидеров мнений появляется закономерное негодование тем фактом, что по улицам городов курсируют 35-килограммовые металлические «тараны».

— Риторический вопрос: как можно было так испортить репутацию прекраснейшего, напоминающего о детстве средства передвижения под названием самокат? Зачем вы добавили туда моторы и сделали из него опасный транспорт, который оказывается в руках тех людей, которые либо ни о чем не думают, либо думают о чем угодно, кроме ПДД. Участившиеся случаи дорожных происшествий с участием самокатеров напоминают о поговорке: главное – это прокладка между рулем и сиденьем, даже если сидения нет,
— сообщил руководитель департамента информационной политики Краснодара Павел Лаврентьев.

Лазейка в законе

Проблема в том, что водители электросамокатов все еще остаются невидимками и действуют практически вне правового поля. С точки зрения КоАП (Кодекс РФ об административных правонарушениях) водитель СИМ — пешеход.

Штраф за нарушение правил перевозки пассажиров, пересечения пешеходных переходов и иных предписаний минимален и согласно ч. 1 ст. 12.29 КоАП РФ составляет 500 рублей. Либо же нарушитель и вовсе обойдется предупреждением.

При этом на водителей электросамокатов не распространяются общие обязанности водителей: они не должны предъявлять документы, могут уехать с места происшествия без привлечения к ответственности и в случае нарушения ПДД номинально являются «пешеходами».

— Действующая нормативная база все еще в процессе формирования – это нормальная практика, действующая на прецедентах. Поэтому сейчас и получается, что по факту самокат сбил самокат, а номинально — пешеход пешехода. Вот только происходит это на скорости 25 км/ч,
— отметил Мирослав Гриценко.

Вход с моторчиком запрещен

Одной из первых зон, которую освободили от электросамокатов на Кубани, стал парк «Краснодар» — запрет ввели еще 5 июня 2020 года. «Я стараюсь быть комфортным и безопасным местом отдыха для каждого гостя… Надеюсь, вы будете ответственно следовать этим правилам и наслаждаться безопасными прогулками», — появилось тогда сообщение в телеграм-канале зеленой зоны.

В этом году практику переняли в Анапе, под «замок» попала набережная — о запрете езды двухколесного транспорта стало известно в конце мая. Решение было принято властями города совместно с правоохранительными органами и вызвано жалобами жителей и гостей курорта, а также невозможностью создания на набережной полноценной велодорожки.

Позднее аналогичные меры приняли и на других популярных курортах Кубани. В Сочи проезд на электросамокатах запретили на днях по ул. Навагинской и набережным. Это было вызвано тем, что с начала года в городе к административной ответственности привлекли более 120 пользователей СИМ. Такой же запрет ввели и на набережной в Геленджике.

— Существует метод кнута и пряника, однако сейчас возможно прибегать лишь к кнуту – запрещать кататься в тех или иных зонах. Другого выхода здесь и сейчас нет. Самым логичным «пряником» является создание велопешеходной инфраструктуры, но это очень долгий бюрократический процесс — нужно создать проект, организовать проектную группу, провести тендеры, заложить средства. А технология уже есть, ею пользуются — в текущей ситуации остается лишь реакционное поведение, действие по прецедентам,
— подчеркнул Мирослав Гриценко.

Схожей точки зрения придерживается краснодарский велоактивист Виталий Черкассов. По его словам, сами по себе электросамокаты — экономный, экологический вид городского транспорта. Однако отсутствие культуры вождения, рабочей нормативной базы и подходящей инфраструктуры делает его крайне опасным для пешеходов.

— В моем понимании, их не должно быть на тротуарах: им, скорее, место на дороге. Однако самокатеры ощущают угрозу со стороны водителей — вот и лезут к пешеходам, которые им вовсе не рады. Однако наши тротуары не являются безбарьерной средой. Где сможет проехать велосипед, самокату приходится лавировать — это приводит к печальным последствиям, ведь транспорт требует минимальной сноровки, чувства баланса. Страдает и культура вождения – ездят по двое, нарушают. Отсюда и запреты, плохое отношение,
— отметил в разговоре с «Краснодарскими известиями» Виталий Черкассов.