Фото: Ольга Вирич, «Краснодарские известия»

Очень сложные правила

Историки сходятся на том, что появились таврели (от «тавро» — клеймо, изображение) на территории Руси во второй половине 8 века. Современная история русских шахмат началась в 1997 году с создания спортивной федерации, в которую вошел многократный чемпион мира по классическим шахматам Анатолий Евгеньевич Карпов. Он и сейчас является вице-президентом Федерации таврели России.

Вообще, таврели лишь немного напоминают традиционные (индийские) шахматы, поскольку возможность создавать ударную силу, формируя башни, в корне меняет суть стратегии и тактики игры. Они на порядок сложнее индийских шахмат по набору различных приемов. Так что же это за игра?

Таврели учат мыслить в трехмерном пространстве, дают возможность планировать головокружительные игровые комбинации, вести шахматную баталию, словно полководец, командующий армиями в генеральном сражении. Эта удивительная игра, в которую с увлечением сражались еще в незапамятные времена, сегодня стремительно набирает популярность у людей всех возрастов. Таврели признаны официальным видом спорта, а в Краснодарском крае создана краевая федерация и проводятся соревнования.

Цель игрока — поставить мат предводителю «войска» противника (волхв). Любопытен и гуманен сам принцип игры в русские шахматы: если в классических фигуры «убивают» друг друга и снимаются с доски, то здесь берутся в плен и по ходу игры могут быть освобождены. Все фигуры до конца партии остаются на шахматной доске. Если игра индийских шахмат развивается на плоскости, то таврели заставляют спортсмена мыслить в трехмерном пространстве. Словом, русские шахматы есть не что иное, как столбовые шахматы, шахматы в пространстве, трехмерные шахматы.

Правила движения такие же, как и для соответствующих индийских шахматных фигур, включая рокировку. В общем, правил много, они достаточно сложные — настолько, что до сих пор не удалось создать компьютерную версию таврелей.

Фото: Ольга Вирич, «Краснодарские известия»

Таврели в пансионате Шепси и в Приморско-Ахтарске

Краевая Федерация таврелей (председатель Елена Кустова) размещается в селе Шепси Туапсинского района. Еще в 2020 году в местном пансионате прошла презентация проекта «Русские шахматы — интеллектуальная безопасность России». Ежегодно здесь проводятся всероссийские фестивали таврели, чемпионаты страны среди мужчин и женщин, кубок России среди юношей и девушек. Проходят и блиц-турниры. В июле этого года состоялся Фестиваль таврели, в котором приняли участие более сотни любителей русских шахмат со всей страны.

— Об этой игре я узнала от младшего сына Матвея, который увлекается шахматами. Он изучал русские шахматы и даже сделал доклады по истории этого вида спорта. Он настолько увлекся ими, что научил и меня. Мы теперь уверены, что русские шахматы намного интереснее и увлекательнее классических. Так как живем в Приморско-Ахтарске, здесь организовали секцию по обучению игре таврели. Десятки ребят полюбили эту игру. Я преподаю русские и обычные шахматы в местном Доме творчества, когда спрашиваю детей, какие им больше нравятся — отвечают, что таврели. Им нравится строить башни и то, что здесь можно вернуть фигуры из плена. Дети очень быстро схватывают детали,
— рассказывает Елена Луганская, член Федерации таврели Краснодарского края.
Фото: Ольга Вирич, «Краснодарские известия»

Инструкция по применению

Партия в русские шахматы играется между двумя партнерами, по очереди передвигающими фигуры (таврели) на квадратной клетчатой доске. Шахматная доска состоит из 64-х клеток, 8-ми горизонталей и 8-ми вертикалей. На ней также присутствуют черные и белые диагонали. У каждого игрока имеются по 16 фигур (таврелей).

Цель игры — атаковать волхва партнера таким образом, чтобы он не имел никаких возможных ходов для защиты своего волхва от пленения на следующем ходу. В этом случае считается, что игрок поставил мат волхву партнера и выиграл партию. Партия также может закончиться ничьей.

Ходом считается передвижение таврели (одной или в составе башни по правилам верхней таврели) с одного поля на другое. Ни одна из таврелей, за исключением хелги (когда фигура ходит, как всадник), волхва, всадника и ратоборца, при рокировке не может перемещаться через поле, занятое таврелью противника. Ни одна из таврелей в процессе партии не снимается с игровой доски.

Все таврели могут при своем ходе ставиться на другие таврели (свои или партнера), образуя башни. Исключение: на волхва не может ставиться ни одна таврель.

Башня может быть перемещена как полностью, так и разделяясь на две части. При этом ее нижняя часть остается на прежнем поле и действие этой части начинается немедленно (по правилам хода верхней таврели).

Фото: Ольга Вирич, «Краснодарские известия»

Фигуры

  • Ратоборец. Ходит на любое поле по горизонтали и вертикали, на которых он стоит. Перепрыгивать через таврели не может, за исключением рокировки. Если на пути его движения расположена своя или чужая таврель, он ставится сверху, образуя башню, которая будет двигаться по правилам верхней таврели.
  • Лучник. Ходит на любое доступное поле по диагонали, на которой он стоит.
  • Всадник. Особенная фигура на шахматной доске. Если остальные фигуры ходят по прямым или косым линиям, то всадник перемещается по ломаной: на два поля прямо и на одно поле перпендикулярно (разумеется, за один ход). Кроме того, всадник — таврель, которая может перескакивать через свои и чужие фигуры. Свой ход всадник может делать в любом направлении, и всегда этот ход напоминает букву «Г». В зависимости от того, в каком направлении движется всадник, и буква «Г» может выглядеть по-разному.
  • Князь. Ходит на любое поле по вертикали, горизонтали или диагонали, на которых он стоит. Князь перемещается как лучник и ратоборец. Одна из самых сильных фигур, уступает только хелги.
  • Волхв. Может ходить на любое соседнее поле на 1 клетку, если она не находится под ударом фигур противника. Волхв может образовать башню, если она не находится под боем.
  • Хелги. Ходит на любое доступное поле по вертикали, горизонтали и диагонали, на которых стоит, а также как всадник. Таким образом, возможность перемещения хелги соответствует объединенным возможностям князя и всадника.