От лопат до автомобилей

Когда в 2014 году случилась Крымская весна и наши казаки отправились туда поддерживать порядок, стали оказывать помощь местным жителям, я понял, что тоже должен как-то в этом участвовать, не мог оставаться в стороне. Из-за проблем со здоровьем на военную службу пойти не получилось, поэтому решил оказывать поддержку чем могу: собирал сухпайки, привозил обмундирование. Постепенно к этому процессу подключились мои товарищи из мотолиги, так и влились в это дело,

— рассказывает Эдуард Сыпко, по профессии — ведущий инженер спорткомплекса.

Когда началась спецоперация, сын Эдуарда служил в ВАИ (Военной автоинспекции Краснодарского края). Он принимал участие в сопровождении грузов и формировании колонн, которые шли на передовую. У Эдуарда, конечно, на душе было неспокойно. Он следил за новостями, поддерживал связь с сыном, общался с местными казаками. Тогда он и предложил своему единомышленнику, предпринимателю и спонсору клуба Олегу Бондареву помогать ребятам «за ленточкой».

После объявления частичной мобилизации мы стали доставлять гуманитарную помощь на передовую. При формировании первых подразделений увидели, что ребятам не хватает палаток и печей. Сначала просьбы о помощи поступили из Крыма, где проводилось боевое слаживание. Бойцы сообщили, что сильно мерзнут в полях. Я сказал об этом Олегу Бондареву, и мы закупили палатки, машины и генераторы. Тогда Олег Викторович отправился в зону СВО в первый раз и своими глазами увидел, в каких условиях живут наши воины, против кого и чего сражаются. Вернувшись, он сказал мне: «Это благое дело». С того момента и начались наши поездки на линию соприкосновения с гуманитарными грузами,

— вспоминает байкер.

Волонтеры сразу приняли решение: поставлять «за ленточку» в основном бытовые вещи, предметы первой необходимости, уазики, а не военное оборудование. Чаще всего ребята просили лопаты, молотки, маскировочные сети.

Идею подала буква «Z»

Со временем единомышленников и волонтеров у «Кентавров» становилось больше, с ними требовалось поддерживать связь, сообщать о новостях, акциях, итогах поездки «за ленточку». И тогда у Эдуарда родилась идея объединить всех в сообщество. А как назвать?

Когда только появилась Z-символика, я обратил на нее внимание. Мне понравилась эта эмблема. И нам коллективно пришло решение назвать наше сообщество и чат в телеграмме «Z, своих не бросаем, Краснодар». Потом оно сократилось до «Своих не бросаем».

Главой сообщества стал Олег Бондарев. Именно благодаря ему многотонные машины  доставляют грузы на линию соприкосновения. На сегодняшний день байкеры отправили уже 50 с лишним грузовиков «за ленточку».

Олег Бондарев. Фото респондента

По нашим подсчетам, это около 150 тонн гуманитарки, не считая техники, банек и прочих крупных позиций. В основном наше сообщество прирастает за счет разных краснодарских объединений. Я — многодетный отец, состою в Союзе многодетных «Кубанская семья» Светланы Недилько. Союз нас очень поддерживает: например, помогает с «поставкой» писем и поделок от детей, которые на передовой всегда нарасхват,

— говорит байкер.

В самом начале в сообщество «Своих не бросаем» входило 15-20 человек. Сейчас на его странице в телеграм-канале уже около 900 участников.

«Не делим на своих и чужих»

Сам Эдуард Сыпко в последний раз приезжал на линию соприкосновения перед Новым годом, когда «Народный фронт» России поручил сообществу передать очередную партию гумпомощи подразделениям.

После раздачи гумпомощи мы поехали в те районы, где находятся ребята 71-го полка, мои байкеры — командиры штурмовых отрядов. Увидев их, побеседовав, остался под сильным впечатлением. Их рассказы, быт, позитивное настроение, гостеприимство — все это меня взбодрило, тряхнуло. Каждая поездка заставляет задуматься о том, какой ценой мы куем нашу победу,

— делится Эдуард.

Олег Бондарев ездил «за ленточку» более 30 раз:

Ребята всегда нас ждут: и столы готовят, и Новый год мы с ними встречали, 23 Февраля отмечали в этом году и 9 Мая — в прошлом. Сейчас снова готовимся ехать к ним «в гости».

Бойцы всегда встречают волонтеров с радостью, ведь для них гражданские на передовой — глоток свежего воздуха.

Ребята там уже пережили столько событий, что радуются как дети, когда привозим им гумпомощь — не столько ей, сколько нам. Можно поговорить с кем-то с «большой земли», выпить чаю, поделиться своими мыслями о происходящем на передовой. Из привезенных нами машин половина, грубо говоря, уже стала металлоломом: они постоянно в работе, убиваются на бездорожье в два счета. В поселке Индустриальном батюшка традиционно их освящает. И знаете, хоть некоторые автомобили и разбиваются вдребезги, люди остаются живы. Это действительно чудо,

— говорит Эдуард.

Первоначально сообщество помогало землякам из Краснодара и Краснодарского края: мобилизованным и контрактникам, а еще детдомам и беженцам. Сейчас же помогают всем подразделениям, которые просят о помощи.

Мы оказываем помощь десяткам подразделений, не делим на своих и чужих. Помогаем всем четырем фронтам: Луганскому, Херсонскому, Донецкому и Запорожскому. Артиллеристы в Марьинке тоже под нашей опекой, в Авдеевке — штурмовики и птурщики (операторы ПТРК, противотанковых ракетных комплексов). Бахмут мы проехали вдоль и поперек. Лично я прошел все точки, неоднократно виделся с ребятами,

— заключает Олег Бондарев.