dpa02239 7d5ca93b8c Краснодарские известия
Концерты артистов, признанных иноагентами, отменяют в России, в частности в Краснодаре. Фото: Дарья Паращенко, «Краснодарские известия»

Эти люди попросту плюнули в душу россиянам. Борис Гребенщиков*, Земфира*, Чулпан Хаматова* и другие сбежавшие за границу продолжают нелицеприятно высказываться о Родине, давшей им все, и открыто оскорблять ее жителей. И получать здесь авторские отчисления.

Удалить или оставить, но с ограничениями

А страна выросла на их песнях и фильмах, и у многих рука не поднимается убрать «Город золотой» из плейлиста, хотя теперь этот всенародно любимый хит, как и остальные, звучит с устойчивым привкусом горечи. БГ не раз называл русских фашистами… И здесь каждый решает для себя сам: включать или не включать, а закон уже определяет, где включать и как. «Привет, ромашки…» Приехали, Земфира*. Кто-то может разделять политические взгляды исполнителя и его творчество, кто-то — нет. Это этическая сторона вопроса.

— Лично я больше не могу слушать этих людей, которые, мягко говоря, повели себя отвратительно по отношению к своей Родине и к тем, кто борется за правду и осознает, что на самом деле происходит. Знаю песни наизусть и когда-то даже пела, но не сейчас. Никому не навязываю свое мнение, но вот моя гражданская позиция: эти имена необходимо убирать с открытых площадок. Понимаю, что те, кто слушал их на протяжении 40 лет, вероятно, будут продолжать это делать, но воспитывать новое поколение нужно уже без этих артистов,
— говорит руководитель и одна из создателей фонда «Добро и дело» в Краснодаре Анна Артемьева.

Удивительно, но нашлись и такие, кто не постеснялся отплясывать в одном из караоке-баров Краснодара, пока наши парни сражаются за интересы страны и гибнут, под песню Верки Сердючки*, а говоря точнее — Андрея Данилко*, откровенно ненавидящего Россию. Местные власти сразу же взяли на контроль все караоке-бары города и поручили проверить контент. Владельцы заведения пояснили, что «принципиально не разрешают гостям петь песни на украинском языке», а из-за того, что скандальная песня практически вся на русском, звукорежиссер не успел сориентироваться. Допустимо ли подобное сегодня? Ответ лежит на поверхности. Очевидно, назрели перемены.

Известно, что Госдума РФ рассматривает вопрос, как поступить с артистами, внесенными Минюстом в список иностранных агентов. Звучало и предложение удалять эпизоды с ними из уже готовых картин. Первый зампред комитета по культуре Елена Драпеко предложила запретить иноагентам сниматься в новых фильмах, создаваемых за счет госбюджета. Удалять сцены с ними из давно снятых картин она считает излишним, так как фильм всегда коллективное творчество.

По информации Рамблера, актер Сергей Никоненко считает, что справедливо повременить с запуском фильмов, в которых снимались иноагенты и актеры, сбежавшие за границу. Он убежден, что отменять ленты нельзя, а вот отложить их показ до окончания СВО будет правильным. Директор Лиги безопасного интернета Екатерина Мизулина выразила следующую точку зрения: «Вполне вероятно, что появится и процедура лишения гражданства для таких граждан». То есть вопрос находится на стадии рассмотрения и пока не решен.

Особое внимание в Сети уделяется фильму «9 рота», в котором одну из главных ролей сыграл Артур Смольянинов*. Всем известно, какими высказываниями и действиями «прославился» артист в последнее время.

— «9 рота» — это наша история. Да, там играет Смольянинов*, но не самого себя. К тому же помимо него в картине заняты и другие актеры, и я не вижу необходимости запрещать ленту. С некоторыми ребятами знаком лично и знаю, что они ему открыто сказали, что о нем думают. Подчеркну, он сыграл в нашем кино. Здесь стоит разделять творчество и политику,
— считает директор департамента информационной политики Краснодара Павел Лаврентьев.

РАО и ВОИС оставили запрос без ответа

Этика этикой, но всех думающих и патриотично настроенных людей волнует еще один куда более острый вопрос: не идут ли деньги, которые продолжают получать в России теперь уже бывшие звезды, на поддержку вооруженных сил Украины, о чем некоторые из них открыто заявляли в своих интервью? Способствуют ли этому потоку стриминговые площадки и те же караоке-бары, и возможен ли закон, жестко ограничивающий в финансах и авторских правах всех, кто решил разорвать связь с Россией?

«Краснодарские известия» делали запрос в Российское авторское общество: кому и каким образом идут отчисления за публичное воспроизведение композиций исполнителей, признанных в России иноагентами. В частности, речь идет о воспроизведении композиций на радио и интернет-платформах типа Яндекс.Музыка, VK Музыка и других. Возможно ли исключить артистов-иноагентов из системы РАО и ВОИС, учитывая высокую вероятность отчислений средств на поддержку ВСУ? Ответа мы так и не получили.

— Я, откровенно говоря, недоумеваю по поводу того, что происходит с РАО и ВОИС. Они продолжают, насколько мне известно (если это не так, то буду только рад), проводить отчисления в рамках своих контрактов в адрес тех музыкантов, которые высказываются против России и русского народа. Повторюсь, не считаю, что их творчество нужно запретить, потому что оно уже стало народным достоянием, но логично было бы запретить платить деньги тем людям, которые объявили нас врагами. Если бы у РАО и ВОИС была возможность направить эти средства во благо, это было бы справедливо,
— отмечает Павел Лаврентьев.

Мы задали вопрос ряду экспертов: куда может идти финансирование и какой существует выход из ситуации, но ответов не получили.

— Да, на эту тему боятся говорить, в основном предприниматели. Я не удивлен. Это бизнес,
, — полагает директор департамента информационной политики Краснодара.

Потому что иноагенты в реестре, но их не отменили

Что же получается? Список лиц, попадающих в реестр иностранных агентов, расширяется, и россияне не без удивления обнаруживают в нем все новые имена, в том числе создателей известных хитов и кассовых кинолент. Таких перечней несколько: для некоммерческих организаций, СМИ, объединений и физических лиц, которые получают зарубежное финансирование и действуют в интересах другой страны или иностранных структур. Да, для данных граждан существует ряд ограничений, предусмотренный Законом «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием» Что именно он подразумевает?

Известно, что положения направлены не на запрещение деятельности иноагентов, а на информирование граждан, что тот или иной материал создан лицом, находящимся под иностранным влиянием. Получается, что слушать и смотреть контент иноагентов можно, но должна быть маркировка предупреждающей надписью. Для аудио- и видеоматериалов действует правило: длительность пометки — не менее 15 секунд.

Такие уведомления есть на YouTube канале, если вы решите посмотреть программу Юрия Дудя* или Екатерины Гордеевой*. Но, к нашему удивлению, мы не обнаружили их на «Яндекс.Музыке». Не туда смотрели? Спросили у компании, почему данные лица находятся в общем доступе? (Значит, им все еще идут отчисления?) Ответа на момент выхода материала не получили. К примеру, ту же «Монеточку»* на стриминговой площадке слушать можно и это не будет являться нарушением, но включать в общественном месте или даже в компании, где больше двух человек, нельзя. Так гласит закон. А за отсутствие маркировки могут оштрафовать как самого иноагента, так и того, кто распространяет его творчество в СМИ.

Нужен жесткий контроль, самоцензура, совесть

На днях в общем доступе появилась информация, что «Яндекс.Музыку» будут проверять на опасный контент. В самом «Яндексе» заявляют, что «комфорт и безопасность» пользователей для площадки важны «так же, как и свобода творчества». При этом нет разъяснений, как именно будет работать алгоритм и по каким критериям контент может попасть в категорию «чувствительный». Поэтому вероятность того, что треки «нежелательных» артистов пропадут из рекомендаций, все-таки есть. Эксперты не исключают, что с платформы пропадут артисты-иноагенты.

К слову, о необходимости премодерации музыкального контента в мае этого года заявлял и депутат Госдумы Александр Хинштейн. Он предложил законодательно обязать «Яндекс. Музыку» удалять «откровенно русофобские и экстремистские композиции». Идея возникла после скандала, когда в преддверии Дня Победы в каталоге сервиса появился украинский трек под названием «Горит москаль». Впрочем, как оказалось, это не все претензии к сервису Яндекс.

— Мы от нашего фонда «Добро и дело» тоже неоднократно писали запросы, обращались к депутатам. У нас масса вопросов к тому, как работают различные структуры.Тот же самый Яндекс прокладывает маршруты через территорию врага для волонтеров, и неоднократно мы так доезжали почти до украинских окопов только потому, что маршрут был проложен через линию боевого соприкосновения. Возмущает то, что на карте Яндекса до сих пор новые территории РФ считаются украинскими. Нет единства. Но я уверена, что время все расставит по своим местам,
— продолжает Анна Артемьева.

Нужен жесткий контроль, которого требуют современные реалии. Необходима самоцензура представителей бизнеса, важна сознательность простых граждан, пока нет четкого закона, который определит, можно ли иноагентам зарабатывать на открытых площадках на авторских правах.

* Признаны иноагентами в России.