Александр Проценко, политолог, кандидат политических наук, доцент кафедры государственного управления ЛГУ им В. Даля, член Общественной палаты ЛНР

В состоянии «ни мира, ни войны»

Если в 2014 году уже стало в принципе понятно, что Россия нас не бросит, «не отдаст на съедение националистам», как сказал однажды Президент РФ Владимир Путин, то в 2019-м, после введения упрощенной процедуры получения российского гражданства, уже даже наши недоброжелатели вынуждены были признать, что Донбасс для России не просто зона реализации геостратегических интересов и вопрос политической прагматики, а нечто большее. Тогда эмоции людей были сравнимы с чувствами экипажа корабля, которому после многолетнего блуждания в океане и борьбы со штормами вдалеке на земле наконец-то зажгли путеводный маяк. Осталось только собраться с силами, духом и еще сильнее и дружнее нажать на весла.

В феврале же 2022-го мы, наконец, ощутили под ногами долгожданную землю, причем родную. Опору и устойчивость, уверенность после затянувшегося подвешенного состояния «ни мира, ни войны». Как пел Высоцкий: «Ну, вот сорвался в пропасть страх навек, навек». Ушел не просто страх, у нескольких миллионов людей с души упал камень сомнений и переживаний насчет своего будущего и будущего своих детей. Если кому-то кажутся излишне пафосными и преувеличенными такие аналогии и эпитеты вроде «долгожданное событие», «историческое» или «выстраданное», то этот человек, скорее всего, никогда не был в республиках и просто не очень хорошо себе представляет, чем и как жило его население с 2014 года.

Русские своих не бросают

При этом к всенародному восторгу и ликованию 21 февраля довольно быстро присоединилось и чувство глубокой тревоги. И не только о своих близких, о тех, кто ушел на фронт, или о жителях, чьи дома оказались на линии боевого соприкосновения. Некоторое время переживали, как отзовется в российском обществе это решение — закончить наши страдания, разрубив узел на шее Луганска и Донецка после безуспешных попыток его развязать мирно, по-человечески.

Ведь геополитическое противостояние, которое вылилось сначала в гражданскую конфронтацию на Украине, а потом и в гражданскую войну на территории Донбасса, имело целью ослабление России как минимум, а максимум — ее разрушение. При этом еще два века назад выдающийся прусский генерал и аналитик Клаузевиц сформулировал аксиому о том, что Россию невозможно победить, атаковав ее границы, ее можно лишь расщепить изнутри. И линии геополитического разлома, прошедшие по улицам луганчан и дончан, в итоге, по замыслу инициаторов войны, должны были трещинами проникнуть глубоко внутрь российского общества, расколоть его, разобщить и рассорить.

Но, несмотря на системные попытки посеять сомнения, испугать россиян и заставить их устыдиться сделанного руководством страны выбора, большая часть российского общества проигнорировала псевдопацифистские ужимки псевдоинтеллигенции и расставило приоритеты, исходя из чувства справедливости. И, как уже не раз бывало в истории государства, несмотря на все угрозы и вероятные тяготы, ответило однозначно на вопрос: «Бросают ли русские своих?» Теперь этой тревоги нет, мы знаем и уверены, что российское общество так же не дрогнуло перед опасностью, как и народ на Донбассе в 2014 году. Вся Россия так же поставила ценности выше ценников.

Нет ненависти к украинцам

Более того, Донбасс тревожит судьба не только своих, но и тех, кого на данный момент сделали нашими врагами или посадили с ними в одну лодку. Люди в республиках до сих пор очень остро и с сожалением переживают то, что приходится переносить украинцам, не взявшим в руки оружие, на той стороне. Пусть даже многие там и возненавидели в моменте нас и Россию в целом за свою собственную неспособность дать по рукам нациствующим компрадорам у власти, которые под их молчаливое согласие все это время пытались сломать и унизить не только жителей Донбасса, но и свой же народ. За то, что закрывали глаза на беззаконие, на преступления и на откровенное культивирование в обществе русофобской неонацистской идеологии в обмен на сохранение своей условной зоны бытового комфорта.

До сих пор души луганчан и дончан не наполнились исступленной ненавистью, бессмысленной жестокостью и ядом к своим бывшим соотечественникам. Это тоже наш общий со всей Россией показательный лакмус, важный критерий отличия и большое нравственное достижение. А также во многом залог победы. И не только военной.