Первый магистр игры «Что? Где? Когда?» начал свою игру около 37 лет назад, и с тех пор выступает без перерывов. В нашей «двухсигаретной» беседе (по времени, а так мы не курим) он тоже будто играл, перебивая и обсуждая вопрос еще до его окончания. — Ученые говорят, что человек свой мозг использует на три процента, вы, наверное, на четыре… — На самом деле это не совсем так, версия довольно спорная. Природа так распорядилась, что нашему мозгу нужна избыточность: если частично он будет поврежден, то сможет регенерироваться. Процесс сложный. Но в любом случае человек использует свой мозг недостаточно, надо заставлять его работать больше. — …а если бы еще процентов 10-15 использовать научился, то какие, на ваш взгляд, у человека добавились бы возможности? — Не уверен, что было бы лучше. Страшила из Изумрудного города просил себе мозги не столько в прямом смысле, сколько в переносном. А ему дали в прямом: острые, которые во время мыслительного процесса все время прокалывали ткань головы и выглядывали наружу. Мозг, если под этим термином подразумевать разум, это нечто, похожее на мышцу, – достаточно ее упражнять, чтобы она могла работать прекрасно и долго. Загружайте мозг работой – чем больше, тем лучше – и живите счастливо. — Считаете ли вы, что умение мыслить – залог успешности в жизни? — Безусловно. Только умный не тот, кто все учит и помнит, а тот, кто адекватно воспринимает окружающий мир и умеет так же адекватно реагировать на вызовы, которые ему этот мир предлагает. Я знал многих эрудитов, но при этом они были полными идиотами. Но знал много людей и без образования, и они были успешны именно потому, что умные и правильно воспринимают мир. Другое дело, что образование облегчает восприятие картины мира, но некоторым может и помешать. Ум – это не знания, а умение найти свое место в сложном мире, который окружает человека.— Вы были первым игроком «Что? Где? Когда?», которого дисквалифицировали за …— Совершенно незаслуженно. Подсказать команде в элитарном телевизионном клубе практически невозможно. Когда команда играет, она не может выделить специально обученного человека, чтобы он ловил подсказки. Я еще не знал вопроса, когда пытался направить игрока в нужное русло, просто видел, что показывают по телевизору. Но и это мне не удалось, хотя я шептал, как потом оказалось, правильный ответ. Потому что игрок был занят размышлениями, а не восприятием информации. Так в чем вопрос? — …остается ли место хулиганству в игре? — Есть такая английская поговорка: «Если джентльменов не устраивают правила игры, то джентльмены их меняют». Конечно, только в определенных пределах. Нечестно бежать марафон по короткой дороге, если он – 42 км 195 метров. Что ты ни придумывай, в этом числе ничего не должно измениться.
— Игра пережила переломный момент, когда наградой победителям стала не книга, а деньги…— Да, и люди до сих пор думают, что мы играем за деньги. Для телезрителей это так и есть, а вот знатокам ничего не достается, даже к «Хрустальной сове» денежной награды не полагается. — …поменялось ли отношение? Ушел ли нерв, азарт, кураж? — Все продолжают играть и без призов, и играть азартно. И думаю, даже если стали бы брать деньги со знатоков, а так тоже было, когда мы играли на свои и не всегда выигрывали, думаю, все равно нашлись бы желающие проверить себя: насколько они соответствуют окружающему миру, насколько они умные. — Правда, что раньше больше вопросов было на логику, а теперь – на знания? — Нет, и сейчас на логику, просто круг знаний расширился. С помощью интернета люди стали знать больше. Но очень много вопросов, я их называю пошутилками, из серии «для чего используется вот эта вещь в нашей местности?», ответ на которые знать просто невозможно. К нему можно лишь дойти в размышлениях, но не всегда есть для этого достаточно ступеней. — У вас две дочери, и обе играют. Стоит ли родителям «дрессировать» детей с детства? — Дрессировать не надо, надо поощрять то свойство, которое присутствует у всех детей без исключения, – любознательность. У нас в семье железное правило: на любой вопрос ребенка нужно дать ответ. Если сможешь, то сам объясни, если нет – вместе с ним найди информацию. Раньше в словарях или энциклопедиях искали, сейчас в интернете. Но нельзя говорить: «Пойди нагугли», – ведь ребенок не всегда готов воспользоваться текстом: он может быть ему непонятен или, наоборот, найденный источник окажется неверным. Надо приучать с самого раннего детства, что информация – это полезно, чем большим объемом информации ты владеешь, тем легче будет жить. — В советские времена существовала так называемая техническая интеллигенция. Как вы считаете, реально ли в современном обществе появление новой «технической интеллигенции»? — Она уже существует, на мой взгляд, – это программисты. Но, как говорил Козьма Прутков, «узкий специалист подобен флюсу». Жизнь настолько широка и многогранна, что не стоит замыкаться на своей специальности. И если ты хочешь жить интересно, то занимайся не только физикой, но и на скрипке играй, как Эйнштейн, к примеру. — Для любителей игры вы практически бог… — Спасибо на добром слове. — …так и хочется спросить вас: а знаете ли вы то, чего не знаете? — В игре речь идет не о знаниях, а об умениях ими, пусть и небольшими, воспользоваться в игре. И сделать так, чтобы, допустим, из шести небольших знаний появилось одно новое и объемное. Нет никакого удовольствия, когда тебе задают рядовой вопрос, и ты на него отвечаешь «с пальца». А вот когда идет раскрутка вопроса командой, и она получается, то это здорово. — Вы столько лет в игре, не надоело? — Пока играю, я живу. Игра мне интересна как феномен, я, можно сказать, интеллектуальный игроман. А вопросы всегда разные, и, самое главное, бесполезно вспоминать, был такой вопрос или нет. Гораздо продуктивнее подойти к нему как к новому, и снова раскрутить.
«КИ» ранее писали: Режиссер Кшиштоф Занусси рассказал «КИ» о своем новом фильме.
Читайте новости там, где удобно: Vk, Оk, Яндекс.Дзен.