Бой красного шарфа с голубым платьем
Не припомню, чтобы на прогон в драме собиралось столько людей, как в день показа «Театра». Обычно это представители СМИ, артисты и режиссеры — в общем, люди, к искусству приближенные. Делаю вывод: интерпретацию истории о блистательной актрисе элегантного возраста, влюбившейся в молоденького прохиндея, зритель ждал и следил за анонсами в культурных пабликах.
Предположу, что у каждого присутствующего в тот вечер в театре был свой запрос. Кто-то шел на режиссера — у Цнобиладзе характерный почерк, кто-то — на Великанову, а кто-то, как я, исключительно на Моэма: получится ли у команды воплотить роскошный финал, этот неравный бой красного шарфа с голубым платьем, а точнее, поединок беспечной и даже наглой юности с отвергнутой зрелой женской любовью, коварством и профессионализмом?

Премьера вышла 27 марта, когда весь мир праздновал День театра. Тема романа не кажется замысловатой, хотя и не лишена конфликта, но предполагает юмор и легкую подачу, чего так хочется весной, в конце насыщенного театрального сезона.
Чем еще вызван столь очевидный интерес к постановке Цнобиладзе? Дело —
в составе в первую очередь: спектакль поставлен на Веру Великанову, фаворитку публики, другие роли распределены между ведущими артистами: заслуженные артисты Кубани Алексей Сухоручко и Анна Еркова, заслуженные артисты Краснодарского края Ольга Вавилова и Александр Крюков, заслуженная артистка России Татьяна Корякова, а также Елизавета Велиган, Филипп Душин, Анастасия Довбыш, Анастасия Поддубная, Татьяна Башкова и др.
Сам Георгий Цнобиладзе, с которым я беседовала во время антракта, отметил, что на этот раз произведение выбирало руководство театра и Вера Григорьевна лично, в отличие от его предыдущей работы — спектакля «12 стульев» по роману Ильфа и Петрова (любимой книжке детства режиссера), являющейся его инициативой.
Текст у Моэма хороший, но сложный, это не драма все-таки. Мне кажется, что он совсем не про театр, а про любовь. Про женщину и ее достижения, про то, что она превратила свою личную жизнь в театр, который для нее существует не на сцене, а в жизни,
— считает постановщик.
Идея ясна
В центре внимания — зарубежная литература, которая в последнее время однозначно уступила сцену отечественным классикам: психоделике Достоевского, строгости Островского, блистательному слогу Пушкина, чье 225-летие со дня рождения отмечало все культурное сообщество. Причем делало это со всей щедростью, присущей душе русской, используя все возможные художественные средства и даже музыкальные жанры, включая рэп.
«Театр» Сомерсет Моэм написал в 1937 году, и этот роман принято считать известнейшим в его творческой биографии. Автор говорил, что произведение должно быть понятным каждому, а если его понимают лишь избранные, то это излишний пафос. В то же время англичанин ироничен и «отрывается» на своих героях, не стесняясь обнажать их пороки, а каждое его творение не только пропитано усмешкой, но и разобрано на краткие, но меткие цитаты.
Главная ценность романа в том, что все чувственные женские порывы и их изменения — от зарождения любви до ее ухода — ты проживаешь вместе с Джулией, проходишь их шаг за шагом. Как герои впервые встретились и сперва Том не вызвал у нее интереса, затем как у них случилось сближение, но она еще не предполагала, что полюбит его, пока в конечном итоге не осознала, что не может жить без этого юноши,
— рассуждает режиссер.
И здесь лично у меня возникают вопросы. Ибо как раз-таки перехода от стадии к стадии, природу чувств — когда, как и почему они зародились в душе женщины, переживающей кризис среднего возраста, мотивы ее поступков — в конкретной постановке я не увидела и не поняла.
Плюсы и минусы
Действо начинается помпезно, как любит Цнобиладзе, под очень громкую музыку и с яркими репликами. Вообще, саунд-дизайн в спектакле разножанровый (даже Гендель звучит), подбирался всеми участниками. И это ощущается. У «Театра» словно нет единой стилистики. Но у режиссера свое видение.
Люблю, когда вся команда вовлечена в работу, потому что театр — это работа коллективная, и чем больше человек подключатся, тем лучше. Рассматривали разные варианты, что-то меняли в процессе. Не было задачи попасть в какое-то определенное время, хотя у нас и есть отсыл к «Белоснежке» Диснея и «Унесенным ветром» (они вышли в год написания «Театра»). Все очень близко эстетически.
— поделился Георгий Цнобиладзе.
Итак, идет репетиция спектакля, которым руководит Майкл (Алексей Сухоручко), прикрикивающий на артистов в своей эффектной манере произносить отдельно взятые слова. Сухоручко не в первый раз появляется в постановках приглашенного режиссера на ведущих ролях, и Майкл, на мой взгляд, у него получился. Кстати, актеры, играющие в «Театре» массовку, подобраны прекрасно, делают спектакль живым, а не статичным, с легкостью меняя амплуа, и в то же время создают конфликт беззаботности с неизбежностью. Отличная работа театрального хореографа и режиссера по пластике Марины Яшиной.
Двигаемся дальше. По обоим краям основной сцены развешены костюмы, символизирующие театральную гримерку и одновременно гардероб героини, изображающей то любящую мать, то умирающую Мими из оперы «Богема» — смотря чего требует ситуация. Задумка неплохая, но в какой-то момент поймала себя на мысли, что вешалки перестали работать и утяжеляют архитектуру сценического пространства. Но это дело вкуса.
Выходит прима — Джулия Ламберт (Вера Великанова), несколькими минутами ранее начавшая спектакль из зрительного зала, что, видимо, должно было стереть границу между театральным вымыслом и реальностью и между ней, актрисой, и ее героиней. Спорный ход, с моей точки зрения. Он как-то все упрощает и сразу дает понять, что не стоит рассчитывать на «претензию». Супруги завязывают диалог. Вот только Майкл рассказывает жене о новом бухгалтере по имени Том Феннел (Андрей Бражник), как паренек уже оказывается у четы дома, где вкусно ужинает, а заодно и присматривается к шикарным обстоятельствам.
О его намерениях можно догадаться, если знаком с оригинальным текстом. Пока что герой Бражника ничем себя не выдает. Возможно, лишь фоновое звучание слегка расстроенного фортепиано намекает на то, что у супругов разлад. Намерения самой Джулии, вдруг оказывающейся у юноши в постели после одного-единственного телефонного звонка, мне также не ясны. Все больше напоминает иллюстрацию к роману, а не режиссерское высказывание. Образ героини не вызвал у меня ни сочувствия, ни восхищения, но и не показался смешным.
Отчетливо читается тема возраста. Джулия боится стареть. Пышное платье Джун (Анастасия Довбыш) цвета июньской травы в сочетании с ее волосами оттенка горького шоколада подчеркивают зависть главной героини и обнажают жестокую пропасть между молодостью и зрелостью. Здесь акценты расставлены.
Джулия не просто влюбилась в молодого парня — это влюбленность в себя юную, прежнюю, поэтому одна из тем — это возраст,
— резюмировал постановщик.
Случается, что неудачная сценография уводит зрителя не в ту сторону, но в данном случае к художнику Александру Храмцову нет претензий. В «Театре» она основана на многослойности: эпизоды сменяются, как слои, подходящие к отдельно взятому акту. Слой за слоем, которым, кажется, нет конца в безграничном пространстве основной сцены. Принцип работы: наша жизнь, по сути, проходит в таких же декорациях и очень сильно напоминает театр. Ну… или театр напоминает нашу жизнь. Сделано качественно и красиво. Да, на этот раз никакой видеопроекции. Зато есть лодка, где Майкл и Джулия произнесут один из самых глубоких и забавных диалогов, изящная ванна, кинозал и цветущий яблоневый сад, открывающий второе действие, и восхитительная игра света в конце (художник — Александр Рязанцев).
…так пиво или любовь?
Финал. Ожидала увидеть основную сцену, где главная героиня должна была одержать победу над молоденькой соперницей по имени Эвис Крайтон (Елизавета Велиган), вернув расположение мужа и любовника, но ее решили оставить за кадром. Нерв произведения. Раскрывающий его суть. У Георгия Цнобиладзе Джулия-Великанова рассказывает о случившемся от первого лица как о свершившемся факте: красный шарф в ее руке говорит зрителю о том, что триумф все-таки состоялся.
Успешную актрису вновь ждут овации и прием в ее честь, но она выбирает одиночество, картофель, бифштекс с кровью и пиво, которые не могла себе позволить долгие годы. Выбирает себя, послав весь мир к черту.
Но это сказал Сомерсет Моэм…