Фото: Денис Яковлев, «Краснодарские известия»

Образование плюс воспитание

Встречу с журналистами Елена Воробьева начала с тезиса о том, что система образования сегодня активно меняется:

— Само время диктует иное понимание ее смысла. Наша страна впервые заговорила о суверенности во всех областях. Мы должны знать, ценить, любить историю своей страны и стремиться к меньшей зависимости от наших партнеров. Образование — не исключение, поскольку оно является частью всеобщего развития. Сейчас оно трансформируется, чтобы успешно отвечать на запросы других сфер, включая экономику, — ведь ее будут менять те люди, которые в свое время получили управленческое образование.

По мнению Елены Воробьевой, мало обладать знаниями — нужно уметь их применять.

— С одной стороны, образование развивает логику, мыслительные процессы, а с другой — вооружает важными практико-ориентированными вещами: коммуникабельностью, умением учиться, позиционировать себя, работать в команде, поддерживать лидерские качества — под эти критерии меняется сам стандарт образования.

Министр образования рассказала о том, что сегодня происходит возвращение воспитания в систему образования: школа всегда пыталась закладывать в детях базовые ценности, но сегодня спрос на это особенно велик. Поэтому с этого года наш край вошел в число 45 регионов, которые ввели новую должность: советник директора по воспитанию. Как правило, это студенты-педагоги и нынешние учителя, которые проходят конкурсный отбор, а затем соответствующую подготовку. 

Основная задача советника — поиск общественных проектов, образовательных событий разного масштаба, в которых могут быть задействованы учащиеся. Например, одна из школ Новороссийска получила грант на сумму 1 млн руб. на организацию внутреннего пространства школы: различных локаций и т.д. Это яркий пример того, как дети становятся соучастниками своего развития и изменения школьной среды.

Фото: Денис Яковлев, «Краснодарские известия»

И учиться, и работать

Важной темой пресс-конференции была государственная итоговая аттестация, досрочный период которой стартовал 20 марта. Министр подчеркнула, что никаких глобальных изменений по ее проведению, в том числе и активно обсуждаемой отмены Единого госэкзамена, в этом году не предвидится:

— Преимущество системы ЕГЭ — в полной самостоятельности учащегося: никто не имеет отношения к его работе, а потому выпускник показывает объективно все, на что способен. Впоследствии он может увидеть свою работу в облачном сервисе, взвесить свои ответы с критериями оценивания, провести самоанализ.

Интересовал журналистов и вопрос дефицита педагогических кадров. Елена Викторовна объяснила, что студенты старших курсов, которые показывают хорошие результаты, могут совмещать учебу с преподаванием в школе. Также недостаток учителей восполняется посредством педагогических учреждений среднего образования, в которых готовят воспитателей, учителей начальных классов.

В разговоре о студенческой практике представляет интерес и образовательная программа «Профессионалитет», позволяющая учащимся колледжей стать высококвалифицированными специалистами на ведущих предприятиях региона.

— Уникальность проекта — в координации образовательной и экономической сфер: студенты обучаются по единой программе, которая востребована работодателем. Он, в свою очередь, предоставляет гарантии о трудоустройстве: не ниже 85 процентов учащихся будут приняты на работу. Таким образом, работодатель не просто формирует заказ, но участвует в процессе подготовки будущих работников. Кроме того, сокращается срок обучения, происходит более быстрый выход на рынок труда,
— рассказала Ирина Воробьева.

С учетом специфики края на территории Кубани в рамках «Профессионалитета» функционируют два кластера: «Виноградарство и виноделие», созданный на базе Анапского сельскохозяйственного техникума, и «Росток Кубани», площадкой для которого выступает Ладожский многопрофильный техникум.