Учился на коммерсанта — стал художником
Леонид Сологуб, наш с вами земляк, потомственный запорожец, родился в Ейске в 1884 году,
— рассказал искусствовед Иван Ващенко.
Вскоре многодетная семья купца Романа Салогуба (спустя годы сын поменяет букву «а» в отцовской фамилии на более благозвучную «о») переехала в Екатеринодар. Желая видеть в сыне наследника своего дела, отец отправляет его в столичную академию коммерческих наук, но вскоре, признав незаурядные художественные способности мальчика, переводит в Московское училище живописи, ваяния и зодчества на архитектурный факультет, а в 1902 году восемнадцатилетний юноша поступает в Императорскую академию художеств, в класс профессора архитектуры Николая Бенуа. Академик даже приютит его в своем доходном доме, построенном по его же проекту на 3-й Линии Васильевского острова.
Карьера провинциального юноши складывается удачно: Сологуб получает первую премию за проект здания купеческого банка в Харькове, заграничное пенсионерство — за проект здания Государственной Думы и даже обойдет своего учителя, выиграв конкурс проектов реконструкции Михайловского дворца. В 1911 году Сологуба отправляют бесплатно стажироваться за границу.
Но все-таки первый по-настоящему крупный успех был связан с событиями 1812 года, когда архитектор к 100-летнему юбилею Бородинской битвы создает обелиск в память артиллеристов 12-й батарейной роты на Шевардинском редуте. Монумент так понравился потомкам сражавшихся офицеров, что они по подписке собрали деньги и подарили золотой медальон с изображением монумента. Сологуб всю жизнь им гордился и носил как орден до самой старости,
— говорит Иван Ващенко.
В 1913 году по проекту Сологуба в Костроме для торжеств в честь 300-летия дома Романовых возводят деревянные павильоны в русском стиле, постройку которых архитектор контролирует лично. При посещении выставки государь-император Николай II в знак признательности за успешные постройки подарил Сологубу золотой портсигар.

Получил Георгиевский крест за мужество
Однажды его приглашают на суаре в дом «миллионщиков» — Елизаветы Алексеевны (это ее парадный портрет кисти Валентина Серова попал в наш художественный музей в 1920-е благодаря перераспределению художественных фондов) и Николая Михайловича Красильщиковых, владельцев текстильной фабрики. Там он знакомится с их младшей дочерью Анной, своей будущей супругой…
Однако поженились они не сразу. Сологуб возвращается в Екатеринодар, где не был более 10 лет, и селится в доме на Борзиковской (сохранившемся по сей день на ул. Коммунаров, 105) и живет в нем вместе с отцом, сестрой Клавдией и братом-близнецом Федором. Но тут начинается Первая мировая война, на которую Леонид Сологуб уходит добровольцем, рядовым солдатом. Служба шла успешно. В 1915 году он получил Георгиевский крест за мужество, стал поручиком артиллерийской бригады. В декабре 1916 года в залах Петроградской академии художеств проходит благотворительная выставка его работ «На войне», вызвавшая самые доброжелательные отклики как широкой общественности, так и знатоков изящных искусств: «Везде чувствуется незаурядная острая наблюдательность, умение схватить и передать движение, а главное — необычайная энергия графики», — пишет корреспондент журнала «Нива».

В эмиграции гражданство не менял
В начале 1918 года Сологуб женился на Анне Николаевне Красильщиковой. После кругосветного путешествия молодая семья перебралась на родину художника в Екатеринодар, где проживала большая семья Сологубов. В 1919 году у них родилась дочь Ирина.
Жизнь в Екатеринодаре с каждым днем становится все тревожнее. В феврале 1920 года на одном из последних пароходов вместе с тестем Николаем Михайловичем Красильщиковым, трехмесячной дочерью Ириной и няней Сологубы отплыли из Новороссийска в Турцию. Здесь Николай Михайлович вскоре умер от сердечной болезни, а Сологубы перебрались во Францию.
В Париже, в силу различных обстоятельств, в 1922 году семья Сологуб распалась. Леонид Романович отправился в большое путешествие по странам Европы, а затем, попав в Гаагу, навсегда осел в Голландии. Несмотря на отрыв от Родины и семейные неурядицы, Сологуб продолжает активно работать в живописи и рисунке, участвует в больших выставках и устраивает свои собственные, персональные. Архитектура, к его немалому огорчению, в творчестве отошла на задний план — в Европе хватает своих даровитых зодчих. Он пишет пейзажи, портреты, натюрморты, в которых преобладают цветы. Написанные чистыми, яркими красками, его картины несут явный отпечаток увлечения импрессионизмом. Леонид Сологуб выставлял свои произведения в Гааге, Амстердаме, Роттердаме, салоне Независимых, Осеннем салоне, галерее «Бернхейм» в Париже. Принял участие в выставках русского искусства в Белграде (1930) и Париже (1932).
Гражданство Сологуб не менял, так и прожил с нансеновским паспортом, оставаясь формально российским гражданином (нансеновский паспорт — международный документ, который впервые начал выдаваться Лигой наций для беженцев без гражданства. Выдавался в период с 1922 по 1938 год. — Прим. авт). Интересный был человек, с необычной судьбой. Умер в Гааге, в Голландии, прожив очень хорошую жизнь, остался русским человеком,
— рассказывает Иван Ващенко.
В одном из писем, отправленных из Гааги своему сослуживцу, писателю Александру Николаевичу Степановуна склоне жизни, Леонид Романович писал: «Но будь уверен, дорогой, что я тот же артист-художник, каким был при тебе в 13,14,15 годах… Вот разве только старость изменила лицо, а душа осталась русская, широкая, свободная, черноземная…»

Дочь художника Ирина Леонидовна Сологуб прожила долгую жизнь (умерла в 2007 г.). С младенчества став французской подданной, она тщательно хранила семейный архив и работы своего отца, постепенно передавая самое ценное на Родину. В 1987 году ее пригласили в Россию для участия в юбилейных торжествах, посвященных 175-летию Бородинской битвы. Она настояла на визите в Краснодар для «встречи с памятью». Постояла у дома, где родилась, посетила Всесвятское кладбище и заказала панихиду над родными могилами, в художественном музее встретилась с его сотрудниками и, конечно же, сфотографировалась у портрета своей бабушки.
По словам искусствоведа Натальи Щурик, Ирина Леонидовна рассказывала, что ее отец, несмотря на большое трудолюбие, «был беден и скромен в своих потребностях настолько, что на посмертной выставке в 1962 году один из голландских критиков назвал его «святым старцем».
Леонид Сологуб скончался в Гааге 17 июля 1956 года и был похоронен на кладбище Westduin.
Ряд работ Сологуба в настоящее время находится в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина (Москва), куда они были переданы его дочерью.
Ранее «КИ» писали, что в Краснодаре может открыться филиал Третьяковской галереи.
Читайте также: в Краснодарском крае обнаружили артефакты, относящиеся к меотским поселениям.