Харизма, знание психологии и даже… спортивная подготовка. Это лишь малая часть качеств, которыми должен обладать хоровой дирижер. То, что это очень сложная, но главное — нескучная профессия «с огоньком», автор этой статьи совершенно неожиданно для себя открыла на Всероссийском музыкальном фестивале «Во имя жизни».
Собирали мальчишек со всего СССР
К своему стыду, про Александра Свешникова, именем которого назвали конкурс, я слышала лишь мельком. Советский дирижер, педагог, руководитель Государственного академического русского хора СССР, директор Московской консерватории, профессор. Родился в 1889 году в Коломне. Эти данные можно найти в любой библиотеке или на просторах интернета. А вот про непростую судьбу, музыкальный дар и уникальные человеческие качества — ну кто про это знает?
Один из признанных подвигов Александра Васильевича — это создание Московского хорового училища в 1944 году. Только представьте себе — идет страшная война. В тылу голодают люди. А Свешников собирает по всей стране музыкально одаренных детей.
Он родился на стыке эпох, в семье, принадлежавшей купеческому старообрядческому роду, о чем в советские времена было принято молчать. Наша земля рождает великих людей, причем порой — в тяжелые времена. До этого хоровым дирижированием у нас никогда толком не занимались. Нотная запись не совершенна, она всего лишь конструкция. Александр Васильевич же всегда добивался того, чтобы песня не просто пелась — рассказывалась,
— отметил со сцены сочинского Зала органной и камерной музыки Станислав Калинин, заведующий кафедрой хорового дирижирования Московской государственной консерватории имени Петра Чайковского, председатель жюри этого конкурса.
Идите в народ! Ищите красивые голоса, и тех, кто любит музыку, с хорошим слухом!,
— так говорил Свешников.
Отбор в его училище был очень строгим. Поющих мальчишек, действительно, привозили со всего Союза — от Якутии до Прибалтики, от Архангельска до Кавказа. Предпочтение отдавалось легким, звонким, «полетным» голосам.
Свешников не выносил фальши. У него на пульте всегда лежала коробка не заточенных карандашей. И если случалось кому-то из хористов сфальшивить, он брал карандаш и начинал колотить им по пульту. Помощники-хормейстеры исправляли тех, кто ошибался. После этого Свешников выбрасывал измочаленный карандаш и продолжал репетицию. При этом он любил своих мальчишек. После долгих тренировок или концертов им раздавали шоколад и апельсины.
Судьбу определил жребий
Вот и на Первом международном конкурсе имени А. В. Свешникова, как и завещал великий дирижер, главной целью было — поиск новых талантов среди молодых хормейстеров и исполнителей.
То, что лентяев-раздолбаев среди конкурсантов не найти, стало ясно нам, журналистам уже после первого этапа соревнования. Только соблюдая железную дисциплину, можно добиться результатов, которые демонстрировали участники.
Забегая вперед, скажу — никого из зрителей и членов жюри не оставило равнодушным выступление уроженки Белоруссии Марии Козыревой. Если честно, все 13 минут ее работы с хором я сидела, открыв рот. Словно птица, кружила она вокруг дирижерского пульта, то и дело, направляя руки-крылья в сторону хора.
Это магия,
— только и могла я сказать Марии, как только мы с ней друг за другом вышли из аудитории.
Сама Мария Козырева раскраснелась от волнения, первый тур конкурса был позади.
Тут важно заметить, как проходит работа с хором на конкурсе. В первом туре все участники тянут жребий. Ты не знаешь, какая музыкальная композиция достанется именно тебе. Возможно даже, ты еще никогда с этой мелодией не работал. Возьмем во внимание и тот факт, что ты должен «поставить» композицию с неизвестным тебе хором, который видишь впервые. А ведь через 13 минут под твоим управлением они должны как можно лучше, единым ансамблем исполнить этюд, ноктюрн, сонату или часть симфонии.
Нужно ухватить, наиболее полно раскрыть смысл музыкального произведения для слушателей. В данном случае для экспертного жюри. В него вошли 14 знаменитых музыкантов из семи стран.
Для меня этот конкурс — настоящее испытание. Не представляю, как оценят мое выступление члены жюри, ведь там — звезды, настоящие профессионалы нашего дела. Но я отработала на максимуме своих возможностей, старалась показать все, что умею. Мне сегодня довелось поработать с хором «Ярославия». Это, действительно, сильный академический коллектив, —
рассказала сразу после своего выступления Мария Козырева.
Женщины отвоевали право стоять за дирижерским пультом
Марии 28 лет. В Минске она четвертый год работает певицей и хормейстером в Белорусской филармонии с капеллой им. Григория Ширмы.
Благодаря такой практике в серьезном, заслуженном хоре у меня стал нарабатываться опыт. А в первый год, признаюсь, у меня были одни косяки!
— смеется Мария.
По словам конкурсантки, самое сложное — это подстроиться буквально под каждого участника хора, найти общий язык, завоевать доверие.
Коллектив должен тебя принять, только тогда начнется успешная работа, — продолжает Мария. — Можно знать все, так сказать, технические тонкости профессии, но, если ты не «договорился» со всеми исполнителями, ничего не получится.
Интересуюсь у своей собеседницы, разве это не мужское дело — руководить академическим хором?
Думаю, у меня в характере сошлись и женские, мягкие черты и достаточно жесткие мужские. По-другому никак, руку руководителя должен чувствовать коллектив.
А еще дирижер должен прекрасно петь и играть на фортепиано, быть в хорошей физической форме, обладать умением заинтересовать, зажечь.
Женщина-дирижер сегодня — уже не такая редкость, как еще полвека назад. Здоровый феминизм проник в одну из самых консервативных сфер искусства. Век равноправия помог женщине утвердить «легитимность» в искусстве.
Может, поэтому на конкурсе было много представительниц прекрасного пола? И одна из них одержала победу.
Уже после подведения итогов я удивлялась самой себе. Как это я сразу же умудрилась поговорить с будущей победительницей Первого международного конкурса хоровых дирижеров имени А. В. Свешникова?
Ведь именно Мария Козырева заняла высшую ступень пьедестала. Жюри отметило ее музыкальность, чувство гармонии, умением работать с людьми.
«У нас петь сложнее, чем быть сольным оперным исполнителем»
Всего на конкурс заявки подали 528 (!) молодых хормейстеров. Заочный этап успешно преодолели 36 участников из пяти стран мира — России, Ирана, Китая, Беларуси и Казахстана. Именно эти конкурсанты съехались в Сочи, где им предстояло показать свое мастерство в трех турах.
Помогали участникам три известных коллектива — хор Государственной академической симфонической капеллы России, филармоническая хоровая капелла «Ярославия» Ярославской государственной филармонии, хор студентов Казанской государственной консерватории им. Назиба Жиганова.
Победительницу конкурса Марию Козыреву сразу пригласил к себе на сезон 2024/2025 художественный руководитель и главный дирижер филармонической хоровой капеллы «Ярославия» Владимир Контарев.
И это еще один человек, который покорил мое сердце на этом конкурсе. Остроумный, академически образованный, душевный мужчина. Имя Владимира Контарева хорошо известно в России и за рубежом. Ведущее положение ярославской капеллы, которой он руководит вот уже 16 лет, — уже аксиома.
Говорят, что любое замечание Владимир Контарева хористам всегда начинается со слов «молодцы». А любое выступление его коллектива сравнится с театральной постановкой. Видели бы вы, как лихо этот 72-летний профессор Московской государственной консерватории выплясывал на открытии конкурса во время исполнения его коллективом русской народной песня «Порушка-Параня».
Как известно, в хоре петь сложнее, чем быть сольным оперным певцом.
Безусловно, сложнее. Но когда оперный исполнитель попел какое-то время в хоре, он поднимается на совершенно другой уровень. Вы знаете, что Федор Шаляпин начинал свою карьеру в хоре? Тому, чему учатся у нас исполнители, не научит никакой профессор,
— уверен Владимир Контарев.
Кто такой этот Пугачев?
Неспроста я говорю, что этот конкурс в некотором смысле перевернул мое мировоззрение. И неспроста в своем репортаже иду от человеческих историй. Это просто чудо, когда продолжаешь удивляться, спустя 30 лет в журналистской профессии.
Не могу обойти своим вниманием какого-то особого, сделанного в единичном экземпляре человека — художественного руководителя — генерального директора Культурного фонда отечественного искусства «Классика XXI», обладателя трех грантов Президента РФ.
И это все о 22-летнем дирижере Алексее Пугачеве. Парень, кстати, наш земляк. Родом с хутора Бураковского, который расположен в Кореновском районе Кубани.
Молодой человек — выпускник Краснодарского музыкального колледжа имени Римского Корсакова, студент факультета хорового и симфонического дирижирования Московской государственной консерватории имени Петра Чайковского. Казалось бы, он только начинает свой творческий путь, однако уже сегодня его проекты поражают масштабом, искренней любовью и преданностью к российской культуре. Побольше бы нам таких фанатов искусства, молодых сподвижников.
Ведь именно по его инициативе на Кубани состоялся уже второй Всероссийский музыкальный фестиваль «Во имя жизни», в рамках которого состоялся этот замечательный конкурс хоровых дирижеров. Дай Бог, не последний.
Справка «КИ»
II Всероссийский музыкальный фестиваль «Во имя жизни» прошел в Краснодаре и Сочи, был посвящен Году семьи в России.
I фестиваль состоялся в 2022 году, и был посвящен творчеству Александры Пахмутовой.
Организатор — культурный Фонд отечественного искусства «Классика XXI». Основное направление работы фонда — реализация образовательных программ для молодых музыкантов в возрасте от 12 до 35 лет, сопровождение их выдающимися педагогами и мастерами исполнительского искусства.