
А что в мире?
Также в документе МВФ опубликован обновленный прогноз по состоянию мировой экономики и экономики отдельных стран в 2023 и 2024 годах. Так, в США рост экономики в прошедшем году составил 2%, и в дальнейшем ожидается снижение показателя: в 2023-м рост будет на уровне 1,4%, в 2024-м — на 1%. В Китае он соответственно составил 3%, в этом году ожидается до 5,2%, однако в следующем году замедлится и будет на уровне 4,5%. Значительный рост МВФ прогнозирует индийской экономике. В прошлом году она выросла на 6,8%, в этом — ожидается небольшое замедление темпов, до 6,1%, а в 2024 году рост вернется на уровень 2022-го.
В целом в мире в прошлом году экономический рост был на уровне 3,4%. В 2023-м МВФ предсказывает его падение до 2,9%, в 2024 году — слабый рост, до 3,1%. По сравнению с октябрьским прогнозом результаты 2022-го оказались оптимистичнее на 0,2%; на столько же улучшился новый прогноз для 2023 года.
В январе свой экономический прогноз также опубликовал Всемирный банк. По данным его аналитиков, в 2022-м российская экономика сократилась на 3,5%, в текущем году спад продолжится и будет на уровне 3,3%. В 2024-м ожидается рост на 1,6% со «скромным увеличением потребления» и «незначительным восстановлением экспорта, по мере того как Россия будет переориентировать свои торговые связи».
В прошлом сентябре российское Минэкономразвития также давало свой прогноз по состоянию экономики страны в ближайшие годы. Так, в 2023-м оно прогнозировало спад на 0,8%, но уже в 2024 году ожидается рост на уровне 2,6%.
Коллапса удалось избежать
Таким образом, всего за несколько месяцев ожидания экспертов относительно ВВП России кардинально изменились: экономика не пойдет на спад, а напротив — перейдет к «умеренному росту». Несмотря на санкции и непростую геополитическую ситуацию, российская экономика продолжает быть одной из ключевых в мире.
Если вернуться в март прошлого года, тогда Правительство России опасалось потери управляемости экономикой. Это признавал первый вице-премьер Андрей Белоусов: «Если процессы хаоса продолжат нарастать, то система может пойти вразнос. Честно скажу, в марте был момент, когда мне казалось, что мы в этом направлении движемся».
Коллапса удалось избежать. В конце года Белоусов даже назвал российскую экономику «островком стабильности». На фоне энергокризиса и рисков рецессии в развитых странах в России «события прогнозировать легче», считает он.
Сейчас правительство ожидает, что 2023 год пройдет для российской экономики гораздо легче, чем 2022-й. Бюджет базируется на прогнозе по снижению ВВП на 0,8% в 2023 году после 2,7% в 2022 году (со слов министра финансов Антона Силуанова).
Минэкономразвития рассчитывает на возобновление экономического роста уже в 2024 году. Основным драйвером восстановления должен стать потребительский спрос. В переводе экономики на военные рельсы нет необходимости, уверяют в правительстве. Это вызвало бы «страдания миллионов людей», отмечал Белоусов.
Мнения российских экспертов
Сайт RTVI.com приводит слова экономиста по России и СНГ ИК «Ренессанс Капитал» Софьи Донец, которая считает, что у России есть положительный опыт опоры на внутренний рынок.
— Это дорога, по которой мы постепенно шли с 2014 года, и сейчас можно назвать два успешных примера. Первый — это финансовый сектор, который действительно был подготовлен для работы в закрытом формате. Даже столкнувшись с существенными внешними санкциями, он оказался полностью жизнеспособным, адаптивным. Второй — продовольственный рынок, который тоже хорошо приспособился. Больше нюансов присутствует в технологической сфере, где нужен очень длинный горизонт планирования, потому что догоняющее развитие в обрабатывающих и технологичных производствах — проекты на годы и даже десятилетия. После 2014-го мы наблюдали выход на спокойный период, что способствовало переходу к интенсивному развитию. Это как у детей в стрессе: для начала нужно стабилизировать ситуацию, а затем совершать скачок,
Сейчас мы лишились преимуществ, которые были у нас после 2014 года, а именно — открытости экономики и слабого рубля, который поддерживал, например, продовольственный сектор. Сейчас рубль остается достаточно крепким, что способно мешать импортозамещению. Хотя мы наблюдаем более активную поддержку производителей со стороны государства. Полагаю, мы будем видеть отдельные истории успеха. При этом было бы избыточно оптимистично надеяться, что в неспокойные времена произойдет то, что не смогло произойти за более спокойные и легкие два десятилетия.
Импортозамещение в некотором смысле уже произошло, потому что объем импорта к концу текущего года, по нашим оценкам (на основе НДС на импорт), фактически восстановился до предкризисного уровня. В октябре-ноябре мы уже видели с коррекцией на курс выходы объемов фактически на уровень всего 5% ниже докризисного. Это нетипично даже для обычных кризисов, не связанных с санкциями. Значит, не во всех секторах мы будем замещать за счет внутреннего рынка, потому что это уже произошло за счет перенастройки на другие внешние рынки или логистику, – отмечает экономист.
А вот что думает член-корреспондент РАН, доктор экономических наук, директор Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Александр Широв:
— Абсолютный технологический суверенитет невозможен в принципе, потому что ни одна страна в мире — даже такие развитые экономики, как США или Китай, — не может позволить себе автаркию, то есть полностью обеспечивать себя всем. Требуется четко понимать, что именно нужно замещать и какие критерии при этом должны быть положены в основу тех решений, которые применяются властями в отношении импортозамещения.
У России довольно большой рынок — 146 млн человек постоянного населения, поэтому значительную часть проектов в области импортозамещения можно ориентировать на внутренний спрос — например, авиастроение, автомобилестроение, ряд других производств. Но существуют такие производства, которые с учетом нашего рынка развивать будет довольно трудно. В частности, это электроника, может быть, редкоземельные металлы.
Когда мы говорим о таких производствах, главными критериями выступают или емкость внутреннего рынка, или критичность этого импорта — то есть то, в какой степени он обеспечивает безопасность жизнедеятельности в стране, или возможность поставки импорта на внешние рынки. При этом очевидно, что заместить все не хватит ресурсов.
Один из ведущих инновационных центров на юге России будет построен в Краснодаре
Однако страна продолжает держать курс на поиск своих новых решений и разработок. Яркий пример – Кубань, где создают максимально комфортные условия для развития всех сфер бизнеса. Так, буквально на днях губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев обсудил этапы реализации нового IT-парка с инвестором, учредителем научно-производственного предприятия «МВС» Александром Фоминым.
– Новый IT-парк необходим для прорыва в технологических направлениях самых разных отраслей – АПК, туризм, промышленность, городская среда, логистика. Он станет одним из ведущих инновационных центров на юге России. Объединит порядка 500 талантливых специалистов, которые будут разрабатывать IT-продукты и запускать их в производство. Это позволит краю стать еще более инвестиционно-привлекательным. В таких мощных проектах мы заинтересованы и готовы всячески поддерживать,
Александр Фомин в свою очередь сообщил, что IT-кластер станет отправной точкой в решении задач, которые ставит цифровая экономика.
– Соглашение о строительстве IT-парка мы подписали на Петербургском экономическом форуме в 2021 году. За это время проект стал еще более востребованным. Увеличился объем инвестиций и его площадь. Строительство идет по плану, от графика не отклоняемся. Видим поддержку со стороны края. Уверен, объект будет сдан вовремя – в 2025 году,
Технопарк строят в Краснодаре. Объем инвестиций превышает 300 млн рублей. Участок под застройку занимает 1 гектар, площадь помещений – 20 тыс. кв. метров. На данный момент возвели первый этаж, подвели электричество. IT-парк будет включать бизнес-инкубатор, дата-центр и телекоммуникационную инфраструктуру, площадку для подготовки специалистов в сфере цифровых технологий.
Также в ходе совещания обсудили возможность создания беспилотных летательных аппаратов. В крае уже разрабатывают дроны для сельского хозяйства, экологического мониторинга, энергетической инфраструктуры, нефтегазового сектора, а также для нужд специальной операции.
– Сегодня важно не только создать площадку для сборки дронов, но и наладить выпуск электронных комплектующих для них в промышленных масштабах,
На сегодняшний день в Краснодарском крае для импортозамещающих предприятий действуют льготы. Регион финансирует 30% затрат на их создание, освобождает от краевых налогов, предоставляет льготные займы под 0,1%.
Стоит отметить, что и другие сферы не стоят на месте. Расширяются все виды туризма, увеличиваются показатели в сельском хозяйстве, в принципе, пищевая отрасль на подъеме. Тем более в регионе созданы все условия для поддержки бизнеса. Свою лепту вносят молодые инноваторы, которые получают поддержку – кубанские студенты еще во время обучения в вузах могут начать реализовывать свои перспективные бизнес-идеи при экспертной поддержке краевого Фонда развития инноваций. В прошлом году пять из 14 инициатив выиграли федеральные гранты по 1 миллиону рублей. В 2023 году Фонд возьмет в работу еще 30 проектов.
Это говорит о том, что экономике России есть на кого опереться. Сегодня каждый регион пересматривает свои внутренние ресурсы, для того чтобы в целом вывести экономику страны на новый высокий уровень.