Фото: архив Диляры Садыковой

Документальную картину «1994. За Фасадом» совсем недавно опубликовали на платформе ArtdocMedia и выложили в свободный доступ на одном из видеохостингов. Фильм уже получил профессиональное признание от экспертов и высокий рейтинг. «Краснодарские известия» поговорили с Анной Пчелиной о том, как пришла идея снять такую кинокартину, что происходило в то время в сфере искусства в Краснодаре и чего не хватает городу в наши дни.

Начать работу помог карантин

В 1994 году Краснодарский художественный музей пригласил 12 молодых художников в одно из своих исторических зданий, где в течение полугода они создавали экспериментальный выставочный проект, занявший три этажа. Там были представлены живопись, скульптура, инсталляция, перформанс и видеоарт. Мероприятие, к которому подключились многочисленные музыканты, продлилось 3-4 дня, но этого хватило, чтобы эпизод занял свое место в истории отечественного современного искусства. Это захватывающая история о смелости, творческой энергии художников и мудрости музея.

— Я слышала о выставке «Фасад» на протяжении многих лет от разных людей из краснодарской арт-среды. У меня была идея собрать об этом событии материал и подготовить лекцию или найти специалиста, который бы подготовил ее. Делать проекты о современном искусстве и не обсуждать при этом местную ситуацию — неправильно,
— сказала режиссер.

Конечно, о том, что происходило в городе в творческой среде, знают многие причастные к ней. Но эти события практически не введены в искусствоведческий оборот и не являются хорошо описанным явлением в истории отечественного искусства. Именно поэтому у Анны Пчелиной появилось желание приложить руку к популяризации местных событий, в том числе событий 1990-х годов.

Фото: Анна Пчелина
— Когда наступила пандемия, наши офлайн-лекции в рамках проекта «Как устроено современное искусство» встали на паузу. И я подумала, что самое время поговорить о локальной сцене: пусть не лекция, но можно взять о «Фасаде» интервью, выложить запись. Однако одного интервью мне не хватило, я переходила от одного участника тех событий к другому, открывалось много интригующих и увлекательных подробностей — так я и приняла решение сделать фильм. Обсудила эту возможность с партнером нашего лектория — компанией «Ростелеком», и, получив поддержку, на протяжении года только фильмом и занималась. Я взяла больше двух десятков интервью, сделала фактчекинг, смонтировала двухчасовой ролик и поняла, что дальше моих умений в области монтажа не хватает. Так в проекте появился Алексей Коноплев — сотрудник московского Мультимедиа-арт-музея и фотохудожник, который стал режиссером монтажа фильма, он работал удаленно. Еще несколько месяцев ушло на видеозвонки, во время которых мы перебирали каждый кусочек фильма, сокращали, чистили, ставили титры, добавляли изображения,
— прокомментировала режиссер.

Проводники в историю «Фасада»

По словам Анны, была проделана очень скрупулезная работа по сбору и обработке материала, так как часть файлов были «битыми», плохо записанными, некоторых спикеров пришлось научить пользоваться видеозвонками. А с кем-то и вовсе не получилось пообщаться, например с одним из главных лидеров «Фасада» Вячеславом Толмачевым. Художник ушел с головой в иконопись и поменял свой подход к тому, чем он занимался. В фильм вошло мало фрагментов разговора с художником Евгением Казицыным. Режиссер отметила, что ему было трудно разговориться перед камерой. Однако когда он пришел на премьерный показ документального фильма, проходивший в одном из краснодарских кинозалов, художник рассказал много увлекательных деталей о «Фасаде» гостям, но уже не под запись.

Фото: кадр из документального фильма «1994. За Фасадом»

Фото: кадр из документального фильма «1994. За Фасадом»
Фото: кадр из документального фильма «1994. За Фасадом»

Фото: кадр из документального фильма «1994. За Фасадом»
Фото: кадр из документального фильма «1994. За Фасадом»

Фото: кадр из документального фильма «1994. За Фасадом»
Фото: кадр из документального фильма «1994. За Фасадом»

Фото: кадр из документального фильма «1994. За Фасадом»
— Основным проводником при создании фильма стал сам Краснодарский краевой художественный музей имени Ф. А. Коваленко. Сотрудники предоставили самое ценное — видеозапись с выставки, которая вошла в документальную картину, а также архивные документы и репродукции полотен. Мне, кстати, удалось найти человека, который сделал видеозапись, — московского режиссера Владимира Берзина. Это показалось почти чудом, так как его мало кто знает в городе, особенно спустя 26 лет. Многое рассказали участники выставки — художники и музыканты, а также директор музея в те годы — Татьяна Кондратенко. Я нашла и независимых зрителей, которые видели все своими глазами, пообщалась с несколькими искусствоведами из Москвы, Краснодара и Санкт-Петербурга, чтобы понять значение этого события. С фотографиями помогли работница музея Диляра Садыкова и фотохудожница, преподаватель ВГИКа Наталья Свиридова, проживавшая в то время в Краснодаре,
— добавила Анна Пчелина.

По словам режиссера, в кубанской столице и до «Фасада» были подобные выставки, но «Фасад» 1994 года стал вершиной, выплеску энергии способствовали и эпоха, и условия, которые создал музей. Пожалуй, подобного в том время не было в России: музей предоставил художникам почти все свое здание, работников, материалы, сейчас бы сказали – дал грант на производство, стал на несколько месяцев арт-резиденцией, а затем — фестивальной площадкой. Благодаря синергии художников и институции родился проект, который можно считать достижением, важным для всего отечественного искусства.

Фото: архив Евгения Казицына
— И само искусство было прекрасным, не выглядело провинциальным. Возможно, что-то создано было на коленке, но по уровню самого концепта художники мыслили абсолютно современно. Такое же искусство в тот период было и в Москве, и в Нью-Йорке. Краснодарцы смогли выдать высокий художественный результат, хотя каналы связи были слабые, мало кто тогда в Краснодаре знал, что происходило в искусстве за пределами страны,
— сказала Анна Пчелина.

Краснодару не хватает институции

Куратор выставок и искусствовед Анна Романова отметила в фильме, что до Краснодара некоторые тенденции дошли все же с опозданием, город отставал в сфере искусства от Москвы и Петербурга. Однако, по мнению режиссера, хоть удаленность и обособленность были, хоть «Фасад» продолжил уже набравший обороты тренд, но это не сказалось на качестве проекта, а в самом подходе к производству и показу Краснодар даже обошел столицу: московские музеи стали включаться в такую плотную работу с актуальными художниками позднее.

— Сейчас город тоже находится в некой изоляции из-за того, что не летают самолеты, что кто-то покинул Краснодар, а кто-то не решается приезжать. Чувствуется, что культурная жизнь стала глуше: меньше приезжают художники, реже привозят работы, сократилось количество выставок. Но, думаю, это временно. Краснодар все наверстает, он невероятно энергичный,
— добавила режиссер.

Также Анна Пчелина считает, что городу не хватает не столько выставочных площадок, сколько институции — устойчивого организма, который бы системно, стабильно и профессионально занимался работой с имеющимися здесь творческими людьми, объединениями и идеями.

— Город наполнен прекрасными артистами и зрителями. Не хватает связующего звена, культурного центра. У наших музеев слишком много работы, связанной с хранением, документацией, проведением отчетных выставок, там не всегда справляются с задачей взаимодействия с актуальным культурным материалом. В частных же проектах пока не видно больших средств и, как следствие, там редко появляются компетентные продюсеры, кураторы, ученые. Нужно создавать частно-государственную институцию, которая могла бы существовать независимо от внешних перипетий, финансовых кризисов, социальных потрясений, чтобы она поступательно исследовала, обучала, показывала, работала с местным материалом, вступала в коллаборации с институциями других регионов, чтобы делала современность предметом своего постоянного внимания и изучения. Для такого города, как Краснодар, удивительно, что в нем сейчас нет ничего подобного,
— поделилась своим мнением режиссер.

Анна Пчелина посоветовала посмотреть документальный фильм тем, кто родился и вырос в Краснодаре, и тем, кто недавно переехал, чтобы лучше понимать местную содержательность, чтобы взаимодействие со сложной культурной средой создало новые эмоциональные связи. Другая группа людей, которой стоит посмотреть «1994. За Фасадом», — специалисты в сфере искусства из других городов России, чтобы они могли зафиксировать для себя эту историю и рассказать о ней другим.

— Хочется, чтобы история «Фасада» попала в условные, пока воображаемые учебники по истории отечественного искусства, тем более что и после 1990-х годов в кубанской столице все продолжило бурно развиваться. А вообще, пусть фильм смотрят все, кто любит Краснодар или хочет его полюбить,
— сказала Анна Пчелина.

Информационный обзор редакции, 16+