
Документальную картину «1994. За Фасадом» совсем недавно опубликовали на платформе ArtdocMedia и выложили в свободный доступ на одном из видеохостингов. Фильм уже получил профессиональное признание от экспертов и высокий рейтинг. «Краснодарские известия» поговорили с Анной Пчелиной о том, как пришла идея снять такую кинокартину, что происходило в то время в сфере искусства в Краснодаре и чего не хватает городу в наши дни.
Начать работу помог карантин
В 1994 году Краснодарский художественный музей пригласил 12 молодых художников в одно из своих исторических зданий, где в течение полугода они создавали экспериментальный выставочный проект, занявший три этажа. Там были представлены живопись, скульптура, инсталляция, перформанс и видеоарт. Мероприятие, к которому подключились многочисленные музыканты, продлилось 3-4 дня, но этого хватило, чтобы эпизод занял свое место в истории отечественного современного искусства. Это захватывающая история о смелости, творческой энергии художников и мудрости музея.
— Я слышала о выставке «Фасад» на протяжении многих лет от разных людей из краснодарской арт-среды. У меня была идея собрать об этом событии материал и подготовить лекцию или найти специалиста, который бы подготовил ее. Делать проекты о современном искусстве и не обсуждать при этом местную ситуацию — неправильно,
Конечно, о том, что происходило в городе в творческой среде, знают многие причастные к ней. Но эти события практически не введены в искусствоведческий оборот и не являются хорошо описанным явлением в истории отечественного искусства. Именно поэтому у Анны Пчелиной появилось желание приложить руку к популяризации местных событий, в том числе событий 1990-х годов.

— Когда наступила пандемия, наши офлайн-лекции в рамках проекта «Как устроено современное искусство» встали на паузу. И я подумала, что самое время поговорить о локальной сцене: пусть не лекция, но можно взять о «Фасаде» интервью, выложить запись. Однако одного интервью мне не хватило, я переходила от одного участника тех событий к другому, открывалось много интригующих и увлекательных подробностей — так я и приняла решение сделать фильм. Обсудила эту возможность с партнером нашего лектория — компанией «Ростелеком», и, получив поддержку, на протяжении года только фильмом и занималась. Я взяла больше двух десятков интервью, сделала фактчекинг, смонтировала двухчасовой ролик и поняла, что дальше моих умений в области монтажа не хватает. Так в проекте появился Алексей Коноплев — сотрудник московского Мультимедиа-арт-музея и фотохудожник, который стал режиссером монтажа фильма, он работал удаленно. Еще несколько месяцев ушло на видеозвонки, во время которых мы перебирали каждый кусочек фильма, сокращали, чистили, ставили титры, добавляли изображения,
Проводники в историю «Фасада»
По словам Анны, была проделана очень скрупулезная работа по сбору и обработке материала, так как часть файлов были «битыми», плохо записанными, некоторых спикеров пришлось научить пользоваться видеозвонками. А с кем-то и вовсе не получилось пообщаться, например с одним из главных лидеров «Фасада» Вячеславом Толмачевым. Художник ушел с головой в иконопись и поменял свой подход к тому, чем он занимался. В фильм вошло мало фрагментов разговора с художником Евгением Казицыным. Режиссер отметила, что ему было трудно разговориться перед камерой. Однако когда он пришел на премьерный показ документального фильма, проходивший в одном из краснодарских кинозалов, художник рассказал много увлекательных деталей о «Фасаде» гостям, но уже не под запись.
— Основным проводником при создании фильма стал сам Краснодарский краевой художественный музей имени Ф. А. Коваленко. Сотрудники предоставили самое ценное — видеозапись с выставки, которая вошла в документальную картину, а также архивные документы и репродукции полотен. Мне, кстати, удалось найти человека, который сделал видеозапись, — московского режиссера Владимира Берзина. Это показалось почти чудом, так как его мало кто знает в городе, особенно спустя 26 лет. Многое рассказали участники выставки — художники и музыканты, а также директор музея в те годы — Татьяна Кондратенко. Я нашла и независимых зрителей, которые видели все своими глазами, пообщалась с несколькими искусствоведами из Москвы, Краснодара и Санкт-Петербурга, чтобы понять значение этого события. С фотографиями помогли работница музея Диляра Садыкова и фотохудожница, преподаватель ВГИКа Наталья Свиридова, проживавшая в то время в Краснодаре,
По словам режиссера, в кубанской столице и до «Фасада» были подобные выставки, но «Фасад» 1994 года стал вершиной, выплеску энергии способствовали и эпоха, и условия, которые создал музей. Пожалуй, подобного в том время не было в России: музей предоставил художникам почти все свое здание, работников, материалы, сейчас бы сказали – дал грант на производство, стал на несколько месяцев арт-резиденцией, а затем — фестивальной площадкой. Благодаря синергии художников и институции родился проект, который можно считать достижением, важным для всего отечественного искусства.

— И само искусство было прекрасным, не выглядело провинциальным. Возможно, что-то создано было на коленке, но по уровню самого концепта художники мыслили абсолютно современно. Такое же искусство в тот период было и в Москве, и в Нью-Йорке. Краснодарцы смогли выдать высокий художественный результат, хотя каналы связи были слабые, мало кто тогда в Краснодаре знал, что происходило в искусстве за пределами страны,
Краснодару не хватает институции
Куратор выставок и искусствовед Анна Романова отметила в фильме, что до Краснодара некоторые тенденции дошли все же с опозданием, город отставал в сфере искусства от Москвы и Петербурга. Однако, по мнению режиссера, хоть удаленность и обособленность были, хоть «Фасад» продолжил уже набравший обороты тренд, но это не сказалось на качестве проекта, а в самом подходе к производству и показу Краснодар даже обошел столицу: московские музеи стали включаться в такую плотную работу с актуальными художниками позднее.
— Сейчас город тоже находится в некой изоляции из-за того, что не летают самолеты, что кто-то покинул Краснодар, а кто-то не решается приезжать. Чувствуется, что культурная жизнь стала глуше: меньше приезжают художники, реже привозят работы, сократилось количество выставок. Но, думаю, это временно. Краснодар все наверстает, он невероятно энергичный,
Также Анна Пчелина считает, что городу не хватает не столько выставочных площадок, сколько институции — устойчивого организма, который бы системно, стабильно и профессионально занимался работой с имеющимися здесь творческими людьми, объединениями и идеями.
— Город наполнен прекрасными артистами и зрителями. Не хватает связующего звена, культурного центра. У наших музеев слишком много работы, связанной с хранением, документацией, проведением отчетных выставок, там не всегда справляются с задачей взаимодействия с актуальным культурным материалом. В частных же проектах пока не видно больших средств и, как следствие, там редко появляются компетентные продюсеры, кураторы, ученые. Нужно создавать частно-государственную институцию, которая могла бы существовать независимо от внешних перипетий, финансовых кризисов, социальных потрясений, чтобы она поступательно исследовала, обучала, показывала, работала с местным материалом, вступала в коллаборации с институциями других регионов, чтобы делала современность предметом своего постоянного внимания и изучения. Для такого города, как Краснодар, удивительно, что в нем сейчас нет ничего подобного,
Анна Пчелина посоветовала посмотреть документальный фильм тем, кто родился и вырос в Краснодаре, и тем, кто недавно переехал, чтобы лучше понимать местную содержательность, чтобы взаимодействие со сложной культурной средой создало новые эмоциональные связи. Другая группа людей, которой стоит посмотреть «1994. За Фасадом», — специалисты в сфере искусства из других городов России, чтобы они могли зафиксировать для себя эту историю и рассказать о ней другим.
— Хочется, чтобы история «Фасада» попала в условные, пока воображаемые учебники по истории отечественного искусства, тем более что и после 1990-х годов в кубанской столице все продолжило бурно развиваться. А вообще, пусть фильм смотрят все, кто любит Краснодар или хочет его полюбить,
Информационный обзор редакции, 16+