Фото: Дарья Паращенко, «Краснодарские известия»

В родительском сообществе принято считать, что чем больше дети знают при поступлении в школу, тем лучше. С трех лет начинают обучать их чтению, письму, умению решать логические задачи и даже английскому языку. Есть ли в этом здравый смысл, и на чем расставить правильные акценты? Автор «Краснодарских известий» Анна Климанц узнала это у практикующего психолога, директора гимназии и департамента образования Краснодара.

Должен ли ребенок уметь читать и писать?

Я не помню, когда это началось, в начале нулевых, кажется. Курсы каллиграфии, скорочтения, всевозможные студии раннего развития для более легкой адаптации ребенка к школе и формированию его лидерских качеств. Куда-то подевался старый добрый синий букварь с заглавной буквой «А» на обложке. Внедрились новые заграничные методики обучения. Появилось понятие интерактивная доска, оказалось, что без нее в принципе невозможно построить учебный процесс. «Развивайки» выросли как грибы после дождя по всей стране и внушили родителям, что домашние задания на 10 листах для дошколят — это норма, как и вопросы с «подковыркой», ведь так они быстрее втянутся во взрослую школьную жизнь. 

Все это привело к тому, что гонка за знаниями стала обязательной составляющей успешного воспитания, а валерьянка — необходимым атрибутом домашней аптечки. На самом деле школа не ждет от наших детей, если только это не частный элитный лицей, что на собеседовании они наизусть расскажут стихотворение на иностранном языке или перечислят все главные мировые столицы. По мнению специалистов, оптимальный возраст, когда ребенка следует начинать готовить к школе — это 5-6 лет. И делать это нужно через игровую деятельность!

— Дети должны прийти в школу с определенным набором знаний. Для будущего первоклассника более важным, чем навык чтения и письма, является умение понимать прочитанный взрослыми текст, отвечать на вопросы, пересказывать, составлять рассказ по сюжетным картинкам, правильно произносить все звуки родного языка и различать их на слух,
— рассказали в департаменте образования Краснодара.

То, что мы с самого раннего возраста даем в руки малышу ножницы, клей и бумагу — это хорошо. Творческие занятия развивают мелкую моторику, а значит, способствуют и развитию его речи, что необходимо при поступлении в 1-й класс. Если ребенок посещает детский сад, где с детьми занимаются, то ему не требуются дополнительные часы в образовательной студии.

В департаменте отмечают, что овладеть навыком письма сложнее. Для этого у маленького ученика должна быть хорошо сформирована координация системы «рука-глаз». К семи годам он должен уметь рисовать, делать аппликации, лепить, вырезать, штриховать или раскрашивать рисунки не выходя за контуры, копировать фразы — все эти факторы являются важнейшей предпосылкой к успешному овладению письмом.

— У нас нет никаких сложных тестовых заданий при поступлении. Возможно, какие-то школы их и применяют, но я подобный подход не разделяю. Мы просим ребенка сделать самые простые вещи: соедини две точки, определи, какая фигура больше, а какая меньше,
— говорит директор гимназии № 3 Краснодара Зинаида Стрелкова.

Директор поясняет, что школа научит детей читать и писать, но общая интеллектуальная подготовка зависит от семьи: что ребенок видит вокруг себя и как он может объяснить это? Он должен знать времена года, дни недели, город, в котором живет, и улицу, свое имя, имена и отчества родителей.

— Казалось бы, элементарные вещи, но, к сожалению, есть такие ребята, которые этого не знают. Как правило, всему этому обучают в детском саду, и на собеседовании мы не выходим за рамки этой программы. Дорогие родители, научите своего ребенка слышать то, что ему говорит взрослый, и тогда все у него будет хорошо,
— говорит Зинаида Витальевна.

Вывод: чтобы обучение оказалось успешным, к моменту поступления в школу важно иметь способность воспринимать и усваивать новый материал, «умение учиться». Это основное требование.

Как подготовиться психологически

Мы должны знать, что в 7 лет у ребенка начинается возрастной кризис: он отделяется от семьи и внедряется в новую ячейку общества, с которой пока еще на вы. Практикующий психолог Ирина Михайленко считает, что если у малыша был хороший опыт адаптации в детском саду, то сложностей при знакомстве со школой возникнуть не должно.

— Важно, чтобы сепарация от родителей произошла до поступления в первый класс. Настоятельно рекомендую идти на годичную подготовку. Таким образом дети привыкают ощущать школьниками, ходить с портфелями, выполнять простые домашние задания. Они должны «научиться учиться», и тогда им будет легко. Но важно не исключать из этого уравнения и взрослого человека: мы не можем ничего требовать от детей, если сами не показали им, как это делать,
— объясняет специалист.

Выбор первого педагога, с учетом потребностей ребенка, не менее важен. По мнению психолога, он должен быть добрым и понимающим — это обязательное условие, ведь далеко не каждый ученик способен воспринимать материал, когда учитель чрезмерно строг.

— Если в семье есть кто-то строгий, и для ребенка это норма, то он с этим справится, но если к подобной манере общения не привык, то может замкнуться. Хочу сказать на будущее всем родителям, чтобы они не боялись менять классного руководителя, если что-то пошло не так и всегда остаются на стороне своих детей, — у нас от природы есть это право, выбирать себе учителей. И лучше, конечно, познакомиться с преподавателем заранее, почему я и говорю, что если в школе есть курсы подготовки и их ведут педагоги, которые набирают первый класс, — это хорошо,
— говорит Ирина Михайленко.

Вывод: родители должны следить за психологическим состоянием ребенка. Если он «лег звездой» на пол и не хочет идти в школу (хорошо, что он выражает свои чувства, а не молчит), нужно идти к педагогу и выяснять: что не так?

Любим ошибки и составляем расписание

К сожалению, некоторые родители имели негативный опыт воспитания в семье и совершают множество серьезных ошибок в отношении своих детей. В это список входит: сравнение со сверстниками, чрезмерные требования, критика, непонимание ситуации, игнорирование чувств ребенка и т.д. Им кажется, что если они «нашпигуют» его график кружками и секциями с малых лет, то во взрослом возрасте он свернет горы. 

Ирина Михайленко уверена, что основная задача допообразования — это прокачка разных навыков, а заниматься через силу — нельзя. Кружки должны приносить удовольствие и помочь ребенку выбрать то, что ему действительно нравится. Еще один важный момент: родители настраивают малыша исключительно на успех и не дают ему права на ошибку.

— Мы должны помочь ребенку сформировать волевой фактор. Каким образом это происходит? Первое: поощряем любую инициативу. Хочешь попробовать что-то смастерить или почитать? Давай! Таким образом у ребенка формируется решительность. На этом этапе важно хвалить, ведь мы развиваемся только в той зоне, где у нас положительное поощрение. Ни в коем случае не ругать за ошибки! Мы говорим спасибо ошибке и учимся ее исправлять. Второе: учим ребенка планированию. Поэтому расписание уроков и кружков — наше все. Третье: приучаем к дисциплине. Важно ложиться спать не позднее 21.00, а на ночь желательно почитать малышу книжку. Это называется мама-терапия, и она важнее бесконечных занятий,
— считает специалист.

Вывод: держим голову в холоде, ориентируемся на свои возможности и потребности своего ребенка. Показываем на личном примере, для чего ему нужно учиться в школе. Экскурсия на работу родителей — отличная мотивация. И долой валерьянку!