Кубанский колорит
На премьеру в «Одном театре» собрался весь театральный свет Краснодара. Перед началом постановки «Пахлава глупости», которая состояла из двух независимых частей, в атмосферном фойе гости могли пробовать на «вкус» традиционные национальные закуски: хрустящие соленые огурчики и зернистый черный хлеб с салом и посетить лекцию критика Веры Сердечной, на которую мы не попали. А зря. В моменте выяснилось, что местный диалект нам абсолютно непонятен, хотя, казалось бы, многие слова у нас на слуху. Как бы не так!
— Я недостаточно хорошо знаю язык, и поэтому текст мне было очень сложно учить. Когда мы с моим отцом актером Евгением Жениховым ездили на трамвае на репетицию, я в наушниках учила песню, а папа повторял текст. Какие-то слова очень цепкие, и они есть в нашем сознании, а значения некоторых ты только предполагаешь. И ошибаешься, —
«Казачий Чехов»
Рассказы кубанского новеллиста впервые получили сценическое воплощение на фестивале «Александровская крепость» в прошлом году, где стали темой театральной лаборатории. Краснодарские и московские режиссеры придумали и показали публике шесть эскизов — мини-спектаклей о жизни казаков по произведениям Канивецкого. Теперь самые удачные из них будут доработаны и включены в репертуар ведущих краснодарских театров. Мы увидели версию выпускницы ГИТИСа Екатерины Петровой-Вербич, которая также является преподавателем на факультете сценических искусств на кафедре саунд-драмы.
— Эта лаборатория для меня стала одной из самых тяжелых, потому что на третий день работы над эскизом я заболела ковидом и спектакль мы доделывали уже по зуму. Но мы собрались и по 8 часов в день репетировали, как все. Я поставила задачу, что мне нужны музыкальные актеры, и такие нашлись в театре драмы, «Одном театре», Молодежном,
В основу сюжета легли рассказы «Контрабандный чай» и «Гуси с того света». Эскиз по этим новеллам был поставлен на фестивале в жанре саунд-драмы. Выросший из него спектакль сохранил музыкальную составляющую и сопровождается живой игрой. Виолончель добавит шарма.
— Эскизы по творчеству Канивецкого необходимо переносить на настоящую сцену, вводить в репертуар краснодарских театров. Это музыкальная комедия, и она задумывалась, как нечто, что представляется современному человеку, когда он читает старые тексты. Режиссер спектакля не пыталась сделать музейную постановку или доподлинно восстановить быт казаков. Это интерпретация свободного художника,
Сюр или авангард? Юмор
Смысл первой части в лингвистических расхождениях, где есть простая игра слов: герои пытаются решить, что такое контрабандный и что значит конфисковать? Происходит путаница. Качество работы очень высокое и не очень для нас привычное. На сцене изобилие тонкого юмора, от которого мы отвыкли.
— Слишком все утяжеляем в театре, и нам не хватает воздуха. Я поняла, что не хочу сейчас работать над драмой, мне очень близок сюрреализм. Конечно, мы смеемся над самими собой, над своими пороками. «Пахлава глупости» — это зеркало,
К середине второй части зритель смеялся буквально над каждым жестом артистов. Известные актеры, в частности Евгений Женихов, Виталий Борисов, Алексей Алексеев, в образе гусей произвели настоящий фурор. Не спешите искать драматический смысл в каждом эпизоде: расслабьтесь и наслаждайтесь красотой «кадра». И так тоже бывает.
— Для меня, как для человека, который знает толк в декоре и имеет представление, как картинка должна выглядеть вкупе с ароматами и другими деталями, в крайней степени важна эстетика. В общей колористике постановка полностью выдержана: кубанский диалект, движения актеров, саунд-дизайн,