
Продление ветки
Ранее в Краснодаре подписали концессионное соглашение о строительстве трамвайной линии в районе Западного обхода, протяженность которой составит 35,6 км.
— К нам поступила частная концессионная инициатива от ООО «Синара-ГТР Краснодар». Рассматриваем возможность подписания соглашения уже к концу этого года. Планируется продление ветки на Гидрострой до ул. Домбайской, поселка Плодородного и с выходом на трассу М-4 «Дон»,
Сейчас администрация города корректирует условия этого предложения. Окончательно их определят по результатам переговоров. Ожидается, что концессионное соглашение будет заключено до конца года.
Общая протяженность новых трамвайных линий в восточной части Краснодара составит 35,6 км. Также предполагается строительство депо на 150 трамвайных секций и другой инфраструктуры.
Реализация двух концессионных соглашений, в числе которых и трамвайные пути в район Западного обхода, будет идти параллельно. Общая протяженность линий по двум концессиям составит 71,2 км.
А почему именно концессия?
Строительство трамвайной ветки в район Западного обхода Краснодара стартует до конца этого года. Бурное развитие этой части города, массовая застройка нескольких микрорайонов и рост численности жителей, которые предусмотрены Генеральным планом, стали решающими факторами в выборе первого направления при строительстве новых трамвайных линий в район Западного обхода.
— Практика концессии, государственно-частного партнерства реализуется по всей стране. В этом проекте принимает участие в качестве финансового гаранта администрация Краснодарского края, за что большая благодарность губернатору Кубани Вениамину Ивановичу Кондратьеву. Краснодар в числе 10 городов вошел в федеральную программу, отобран правительством страны по программе развития городского электротранспорта, строительству новых трамвайных путей и обновлению подвижного состава. Мы уже защитили наш концессионный проект на уровне Федерации,
По Генплану в ближайшие годы в Краснодаре будут активно развиваться и застраиваться районы поселка Северного, ул. Западный Обход, мегацентра «Красная площадь» и спорткомплекса «Город спорта». Прирост населения кубанской столицы только в зоне трассировки трамвайной линии вдоль ул. Западный Обход к 2026 году ожидается приблизительно в 42 тыс. человек.
Чтобы не случилось транспортного паралича
На самом деле запуск трамвая на Западном обходе крайне актуален. Там уже сейчас постоянно образуются заторы и пробки, а с учетом роста численности жителей и увеличения количества легковых и грузовых автомобилей, по прогнозам специалистов, время в пути от ЖК «Немецкая деревня» до ул. Красных Партизан вырастет в 2-2,5 раза. Это может просто парализовать транспорт в городе.
Между тем трамвай сможет забрать на себя до 85% поездок жителей — как по бытовым делам, так и на работу и обратно. Трамвай — как обособленный, самый надежный и быстрый вид транспорта — будет востребован жителями и полностью обеспечит их перемещение в его пределах. В результате время в пути из района Западного обхода в центр города можно будет сократить на 30-40 минут. А при строительстве новых трамвайных линий будет параллельно расширяться и сам Ближний Западный обход.

С чего начнут?
Запланировано, что работы стартуют со строительства трамвайного узла на пересечении ул. Московской и ул. Красных Зорь. Его должны построить до конца 2023 года. Это позволит соединить восточную и центральную часть города, а также создать единый транспортный каркас со строящейся западной трамвайной веткой. Кроме того, это создаст задел для скорого строительства трамвайной ветки в район улицы Восточно-Кругликовской.
— Так называемый нулевой этап стартует уже в конце этого года. Мы должны построить трамвайный узел протяженностью 200 м на пересечении улиц Московской и Красных Зорь. Такого соединения сейчас не существует, а это, по сути, позволит в будущем соединить концессию запада и востока,
Сроки начала работы по другим этапам обусловлены тем, что требуется время на подготовку технической документации и ее согласование.
А еще — 100 новых трамваев
В 2023 году благодаря концессионному соглашению в Краснодар поступят первые 40 трамваев. Всего же соглашением с «Синара — Городские транспортные решения Краснодар» предусмотрена закупка 100 трамваев. Планируется приобрести 90 односекционных трамваев и 10 — трехсекционных.
— Трамваи будут соответствовать всем современным требованиям по безопасности, дизайну, низкопольности и другим параметрам. Планируется, что к 2027 году продлят около 10-12 трамвайных маршрутов — по ним и пойдут новые 100 трамваев, которые передадут МУП «КТТУ». Сначала они заработают на уже существующих маршрутах,
Он также рассказал о планах по обустройству специальных блоков на светофорах на перекрестках с трамвайными переездами, которые позволят включать приоритетный светофор трамваю, чтобы он останавливался только на остановках. Работу устройств начали тестировать еще в прошлом году.
Новые вагоны будут оборудованы системами климат-контроля, видеонаблюдения, навигационным оборудованием и датчиками подсчета пассажиропотока.
В 2023 году 40 новых трамваев до ввода в эксплуатацию трамвайной линии, которую планируют построить в западной части города, будут курсировать по имеющимся маршрутам. В 2025 году в город привезут 20 новых трамваев, а в 2026 году — 40 единиц.
После строительства трамвайной линии на участке от ул. Толбухина (Западное трамвайное депо) до ЖК «Немецкая деревня» будут продлены трамвайные маршруты №3 и 7, на которых организуют перевозку пассажиров на новых трамваях.
Срок соглашения — 25 лет. Строительство трамвайных линий будет завершено до конца 2026 года.

Проект предусматривает:
- дополнительный трамвайный путь на пересечении ул. Московской и ул. Красных Зорь, протяженность — 0,2 км;
- линию по ул. им. Толбухина от Западного трамвайного депо до Немецкой деревни, протяженность — 14,6 км;
- линию от Немецкой деревни до спорткомплекса «Баскет-холл», протяженность — 11,2 км;
- линию от «Баскет-холла» до ул. Московской, протяженность — 9,6 км.
Соглашение о сотрудничестве по модернизации трамвайной сети Краснодара было подписано в июне на Петербургском международном экономическом форуме. Документ в рамках ПМЭФ подписали губернатор края Вениамин Кондратьев и вице-президент АО «Группа Синара» Александр Мишарин.
Деньги и преимущества
С учетом высокой стоимости проекта — 28,4 млрд рублей — и сроков строительства было принято решение о целесообразности заключения концессионного соглашения с условием привлечения средств концессионера с выделением капитального гранта, заемного финансирования (инфраструктурного кредита) Единого института развития (ВЭБ.РФ) и средств инвестора.
Основным преимуществом концессионного соглашения является условие инвестирования средств при создании масштабных объектов транспортной инфраструктуры и сохранении имущества в муниципальной собственности.
Материал подготовила Марина Аванесова