Продление ветки

Ранее в Краснодаре подписали концессионное соглашение о строительстве трамвайной линии в районе Западного обхода, протяженность которой составит 35,6 км.

— К нам поступила частная концессионная инициатива от ООО «Синара-ГТР Краснодар». Рассматриваем возможность подписания соглашения уже к концу этого года. Планируется продление ветки на Гидрострой до ул. Домбайской, поселка Плодородного и с выходом на трассу М-4 «Дон»,
— рассказал заместитель главы города Владимир Архипов.

Сейчас администрация города корректирует условия этого предложения. Окончательно их определят по результатам переговоров. Ожидается, что концессионное соглашение будет заключено до конца года.

Общая протяженность новых трамвайных линий в восточной части Краснодара составит 35,6 км. Также предполагается строительство депо на 150 трамвайных секций и другой инфраструктуры.

Реализация двух концессионных соглашений, в числе которых и трамвайные пути в район Западного обхода, будет идти параллельно. Общая протяженность линий по двум концессиям составит 71,2 км.

А почему именно концессия?

Строительство трамвайной ветки в район Западного обхода Краснодара стартует до конца этого года. Бурное развитие этой части города, массовая застройка нескольких микрорайонов и рост численности жителей, которые предусмотрены Генеральным планом, стали решающими факторами в выборе первого направления при строительстве новых трамвайных линий в район Западного обхода.

— Практика концессии, государственно-частного партнерства реализуется по всей стране. В этом проекте принимает участие в качестве финансового гаранта администрация Краснодарского края, за что большая благодарность губернатору Кубани Вениамину Ивановичу Кондратьеву. Краснодар в числе 10 городов вошел в федеральную программу, отобран правительством страны по программе развития городского электротранспорта, строительству новых трамвайных путей и обновлению подвижного состава. Мы уже защитили наш концессионный проект на уровне Федерации,
— сказал заместитель главы города Владимир Архипов, объясняя, почему город согласился на концессию, а не стал строить сам.

По Генплану в ближайшие годы в Краснодаре будут активно развиваться и застраиваться районы поселка Северного, ул. Западный Обход, мегацентра «Красная площадь» и спорткомплекса «Город спорта». Прирост населения кубанской столицы только в зоне трассировки трамвайной линии вдоль ул. Западный Обход к 2026 году ожидается приблизительно в 42 тыс. человек.

Чтобы не случилось транспортного паралича

На самом деле запуск трамвая на Западном обходе крайне актуален. Там уже сейчас постоянно образуются заторы и пробки, а с учетом роста численности жителей и увеличения количества легковых и грузовых автомобилей, по прогнозам специалистов, время в пути от ЖК «Немецкая деревня» до ул. Красных Партизан вырастет в 2-2,5 раза. Это может просто парализовать транспорт в городе.

Между тем трамвай сможет забрать на себя до 85% поездок жителей — как по бытовым делам, так и на работу и обратно. Трамвай — как обособленный, самый надежный и быстрый вид транспорта — будет востребован жителями и полностью обеспечит их перемещение в его пределах. В результате время в пути из района Западного обхода в центр города можно будет сократить на 30-40 минут. А при строительстве новых трамвайных линий будет параллельно расширяться и сам Ближний Западный обход.

Фото: проект «Магистраль», администрация Краснодара

С чего начнут?

Запланировано, что работы стартуют со строительства трамвайного узла на пересечении ул. Московской и ул. Красных Зорь. Его должны построить до конца 2023 года. Это позволит соединить восточную и центральную часть города, а также создать единый транспортный каркас со строящейся западной трамвайной веткой. Кроме того, это создаст задел для скорого строительства трамвайной ветки в район улицы Восточно-Кругликовской.

— Так называемый нулевой этап стартует уже в конце этого года. Мы должны построить трамвайный узел протяженностью 200 м на пересечении улиц Московской и Красных Зорь. Такого соединения сейчас не существует, а это, по сути, позволит в будущем соединить концессию запада и востока,
— подчеркнул Владимир Архипов.

Сроки начала работы по другим этапам обусловлены тем, что требуется время на подготовку технической документации и ее согласование.

А еще — 100 новых трамваев

В 2023 году благодаря концессионному соглашению в Краснодар поступят первые 40 трамваев. Всего же соглашением с «Синара — Городские транспортные решения Краснодар» предусмотрена закупка 100 трамваев. Планируется приобрести 90 односекционных трамваев и 10 — трехсекционных.

— Трамваи будут соответствовать всем современным требованиям по безопасности, дизайну, низкопольности и другим параметрам. Планируется, что к 2027 году продлят около 10-12 трамвайных маршрутов — по ним и пойдут новые 100 трамваев, которые передадут МУП «КТТУ». Сначала они заработают на уже существующих маршрутах,
— отметил Владимир Архипов.

Он также рассказал о планах по обустройству специальных блоков на светофорах на перекрестках с трамвайными переездами, которые позволят включать приоритетный светофор трамваю, чтобы он останавливался только на остановках. Работу устройств начали тестировать еще в прошлом году.

Новые вагоны будут оборудованы системами климат-контроля, видеонаблюдения, навигационным оборудованием и датчиками подсчета пассажиропотока.

В 2023 году 40 новых трамваев до ввода в эксплуатацию трамвайной линии, которую планируют построить в западной части города, будут курсировать по имеющимся маршрутам. В 2025 году в город привезут 20 новых трамваев, а в 2026 году — 40 единиц.

После строительства трамвайной линии на участке от ул. Толбухина (Западное трамвайное депо) до ЖК «Немецкая деревня» будут продлены трамвайные маршруты №3 и 7, на которых организуют перевозку пассажиров на новых трамваях.

Срок соглашения — 25 лет. Строительство трамвайных линий будет завершено до конца 2026 года.

Фото: пресс-служба администрации Краснодара

Проект предусматривает:

  •  дополнительный трамвайный путь на пересечении ул. Московской и ул. Красных Зорь, протяженность — 0,2 км;
  •  линию по ул. им. Толбухина от Западного трамвайного депо до Немецкой деревни, протяженность — 14,6 км;
  •  линию от Немецкой деревни до спорткомплекса «Баскет-холл», протяженность — 11,2 км;
  •  линию от «Баскет-холла» до ул. Московской, протяженность — 9,6 км.

Соглашение о сотрудничестве по модернизации трамвайной сети Краснодара было подписано в июне на Петербургском международном экономическом форуме. Документ в рамках ПМЭФ подписали губернатор края Вениамин Кондратьев и вице-президент АО «Группа Синара» Александр Мишарин.

Деньги и преимущества

С учетом высокой стоимости проекта — 28,4 млрд рублей — и сроков строительства было принято решение о целесообразности заключения концессионного соглашения с условием привлечения средств концессионера с выделением капитального гранта, заемного финансирования (инфраструктурного кредита) Единого института развития (ВЭБ.РФ) и средств инвестора.

Основным преимуществом концессионного соглашения является условие инвестирования средств при создании масштабных объектов транспортной инфраструктуры и сохранении имущества в муниципальной собственности.

Материал подготовила Марина Аванесова