
Ковид уходит, привычки остаются?
Останется ли общепринятой нормой появляться в транспорте или общественных местах в защитных масках и перчатках, или постепенно все эти «страсти по коронавирусу» утихнут и уйдут в прошлое? За два прошедших месяца мы научились прилежно мыть руки, протирать дезинфектором личные вещи и покупки, соблюдать социальную дистанцию, да и вообще держаться от людей подальше. «Что теперь делать со всем этим багажом навыков?», — спрашивают наши читатели, и таких обращений немало. Некоторые очень переживают, могут ли они себя считать нормальными, если испытывают дискомфорт при виде людей без масок, опасаются стоять слишком близко к кому-либо, брезгуют прикасаться без перчаток к перилам, поручням, дверям, полкам и прочим окружающим нас предметам. Что ж, давайте разбираться. Поможет нам в этом наш консультант — краснодарский психолог Евгения Кужильная.
Древняя эмоция
В период распространения вируса и реальной угрозы для жизни и здоровья граждан проводится повсеместная массированная пропаганда правил безопасности. Мера необходимая, но так или иначе приводящая к тому, что у людей возникает четкая ассоциация: контакт — это опасно. Образуется ассоциативная связь между пребыванием в общественных местах, предметами общего пользования и тревогой.
— Что такое тревога? Это неотъемлемая часть нашего биологического наследия, это эмоция, которая способствует мобилизации своих ресурсов, делает нас более внимательными. Древние люди жили в мире, наполненном опасностями: их окружали гигантские хищники, ядовитые растения, враждебные племена. Нужно было добывать пропитание и бороться за выживание. И только благодаря тревоге и осторожности людям удавалось вовремя себя защищать. Страх — это тоже своего рода защитная реакция, которая помогает минимизировать или ликвидировать какие-то негативные обстоятельства или их последствия. В период пандемии стремление чаще мыть руки, держать дистанцию вполне адаптивны, так как дают нам возможность защитить себя от опасности, — пояснила психолог.
Куда же без обнимашек
— Неужели после карантина в нашей жизни больше не будет обнимашек, рукопожатий, шумных сборищ?
— Очень в этом сомневаюсь. Наша нервная система постоянно адаптируется к окружающей среде. Если опасность уйдет, то здоровая, сильная психика сумеет постепенно снизить напряжение и тревогу, позволив человеку снова стать более открытым и спокойно вернуться к прежнему образу жизни.
— То есть мы не превратимся в «невротиков с идеально чистыми руками»?
— Нет, этого не произойдет. Но поймите, вопрос не в том, чтобы избавиться от той или иной привычки, а в том, чтобы выработать для себя позицию, позволяющую при соблюдении необходимых мер предосторожности не давать тревоге управлять собой, а поступать максимально эффективно, не ограничивая свою жизнь.
Дело наживное
— За какой срок вообще вырабатывается привычка?
— В интернете часто пишут, что на приобретение привычки требуется 21 день. На самом деле это миф. За такой промежуток времени появляется лишь навык узнаваемости. Например, можно неплохо выучить аккорды на музыкальном инструменте, но не может быть и речи о виртуозной игре. Привычка вырабатывается ровно столько, сколько вы считаете нужным это делать, если вы прекращаете ее вырабатывать, она затухает. Поэтому на популярный вопрос: «Верно ли, что, пробыв на самоизоляции больше месяца, мы больше не захотим выходить на улицу, потому что выработалась привычка сидеть дома?» отвечу: «Конечно нет! Это тоже миф».
— Иными словами, привычки, которых мы придерживаемся сегодня, могут и не стать нашими постоянными спутниками?
— Нет, если реалии будут убеждать нас в том, что находиться в социуме не опасно. Постепенно вернется привычка быть ближе, сидеть с кем-то рядом в транспорте, посещать массовые мероприятия. Но процесс этот будет медленным и постепенным. Как после затяжной простуды люди радуются свободному дыханию через нос, так и после пандемии первое время мы будем особенно трепетно обращать внимание на моменты, связанные с той же личной гигиеной. Кстати, ничего плохого нет в том, если в разумном количестве все эти полезные навыки останутся с нами на всю жизнь, сделав ее комфортнее.
С расстройствами не шутят
Совсем иное дело, если речь идет о тревожных расстройствах. После карантина таким людям будет непросто вернуться к обычной жизни, потому что страхи, которые на протяжении многих лет были необоснованными, во время карантина получили в их сознании подкрепление реальностью.
Молодой менеджер из Краснодара Ксения уже довольно продолжительное время постоянно моет руки, часами не отходя от крана. Еще до появления коронавируса и введения карантина Ксения боялась мест скопления людей: столовых, кинотеатров, уборных и прочего. Когда же пришла пандемия, ее страхи лишь усилились. Опасаясь, что может фатально заразиться, она заперлась в четырех стенах и не хочет обеспечивать себя даже самым необходимым.
— Обсессивно-компульсивное расстройство — это навязчивые мысли, например о неизбежности какой-то страшной болезни, и, как следствие, навязчивые действия. Циклично совершая их, человек старается как-то нейтрализовать свое беспокойство. Таким действием может быть и постоянное мытье рук. Тревожные расстройства — диагноз серьезный, и здесь необходима помощь квалифицированных специалистов-психотерапевтов, — пояснила Евгения Кужильная.
