Корреспондент «Краснодарских известий» Александр Сучков рассказывает о том, как в его доме дружно живут русские, татары и греки, и делится рецептами разных, но очень похожих национальных блюд.

Фото: Александр Сучков, «Краснодарские известия»

Намешано кровей

Мой отец родился в Казахстане, мать — в России, жена — в Киргизии, а я — в Узбекистане. Обычное для Советского Союза явление. Сейчас мы всей семьей живем в Краснодаре, но здесь так много представителей теперь уже иностранных государств, в которых мы прожили всю сознательную жизнь, что почти не ностальгируем по первой родине.

У меня двое женатых сыновей. Старшую сноху зовут Мария, она наполовину русская, наполовину гречанка. Младшая — Лилия, в ней русская и татарская кровь. Понятно, что в нашей многонациональной семье отмечают как православные, так и мусульманские праздники, плюс все государственные российские.

На совместные торжества у нас на столе огромное количество национальных блюд: русские, кубанские, греческие, татарские, узбекские, казахские и киргизские. Я еще не раз поделюсь нашими семейными рецептами, но сегодня специально для читателей «КИ» попросил снох приготовить их любимые кушанья.

Девочки решили приготовить сладости из теста — татарский чак-чак и кубанский хворост, рецепт которого южные народы России в свое время заимствовали у греков.

Фото: Александр Сучков, «Краснодарские известия»

В семье все говорят на русском

Начали с чак-чака, здесь за шеф-повара была Лилия. С нашим Степой она познакомилась в институте в Узбекистане, вместе учились, она по образованию архитектор-дизайнер. Поженились и три года назад переехали в Краснодар, где у них родился сынишка.

— У меня папа татарин, а мама русская. Никаких проблем из-за этого в моей семье никогда не было. Празднуем и мусульманские праздники, и православные. Это так здорово! В семье все говорят на русском, хотя татарские традиции уважаем и чтим. С моим будущим мужем родители знакомы еще с института, поэтому, когда он, русский по национальности, сделал мне предложение, мама и папа с радостью дали свое благословение. Переживали, но отпустили на ПМЖ в Россию. Мои родители остались в Ташкенте, скучаем друг по другу, конечно, но каждая встреча — это огромная радость.

За разговором время пролетает незаметно, Лилия успевает замесить, раскатать тесто и приготовить чак-чак. Отправляем его в холодильник немного остыть. Теперь наступает очередь Марии надевать передник и закатывать рукава.

— Я родилась в станице Новотитаровской. Мой прадед Иван Жарко был атаманом станицы Анастасиевской. А вот бабушка Марика Жарко — из краснодарских греков. Никаких межнациональных вопросов или проблем в семье не было и нет,
— говорит старшая сноха.

Пока пили чай с хворостом и чак-чаком, внуки играли в зале с внучкой (она намного старше их, была за няньку).

Я же дегустировал чак-чак и хворост и думал, что я — счастливый дед. Кстати, моя старшая внучка, дочь моей дочери, имеет на четверть армянские корни. Но это уже совсем другая история…

Фото: Александр Сучков, «Краснодарские известия»

Фото: Александр Сучков, «Краснодарские известия»
Фото: Александр Сучков, «Краснодарские известия»

Фото: Александр Сучков, «Краснодарские известия»
Фото: Александр Сучков, «Краснодарские известия»

Фото: Александр Сучков, «Краснодарские известия»

Живем дружно и сытно

Как я уже сказал, в нашей семье отмечаются разные народные, национальные, религиозные и российские праздники. Понятно, что 9 Мая для нас святой, действительно праздник «со слезами на глазах». На него собираемся вместе, готовим татарские манты и русские пельмени. Мой дед и прадеды снох воевали, погибли на фронтах ВОВ. Младший сын Степан носит имя моего деда Степана Трофимовича, погибшего под Можайском. Вспоминаем их за общим столом…

Самым любимым семейным праздником является Пасха. Снохи и дочка красят яйца и пекут куличи и пироги. За общим столом обмениваемся рецептами и нахваливаем хозяек.

Мантами и курником (татарский пирог с курицей) встречаем мусульманский праздник Рамазан хаит. Суетится сноха Лилия, а мы ей помогаем.

Мы долгое время жили в Средней Азии, и поэтому любим весенний праздник Навруз. В этот день я готовлю узбекский праздничный плов с бараниной и кишмишем, младшая сноха Лилия готовит татарские пирожки-беляши, а Мария — казачий суп шулюм, который очень похож на шурпу. Готовится также и греческий салат. Общим семейным дастарханом (столом) встречаем День весеннего равноденствия, который приходится аккурат на Навруз.

А еще вся семья просто обожает Масленицу. Причем мы знаем название и значение каждого дня Масленой недели. На тещины вечерки приглашаем сыновей со снохами и их потчуем, в субботу отмечаем золовкины посиделки, которые организует наша дочь своим братьям и их женам, а в воскресенье собираемся у родителей все вместе отмечать блинами Прощеное воскресенье. Лилия в этот день старается испечь вкуснейшие кыстыбыи — традиционные татарские лепешки с начинкой. В общем, живем дружно и сытно.

Понятно, что мужчин в нашей семье чествуют 23 Февраля, а у женской половины семьи 8 Марта полон дом весенних цветов и парфюмных ароматов. На майские праздники делаем шашлыки во дворе частного дома сына.

В конце каждого года отмечаем Новый год и Рождество. Стараемся загодя узнать пожелания каждого члена семьи и родственников со всех сторон генеалогического древа. С каждым годом приходится просить у Деда Мороза все больше подарков. Семья прирастает внуками. И это нас радует!

Фото: Александр Сучков, «Краснодарские известия»

Рецептик не дадите?

Чак-чак на меду

Наверное, самым любимым и всемирно известным праздничным татарским блюдом является чак-чак. Это мучное восточное печенье из обжаренных во фритюре кусочков теста, перемешанных с медовым сиропом. Оно также считается своим у башкир, киргизов, узбеков, таджиков и соседних с Башкирией и Татарстаном народов Южного Урала и северо-западного Казахстана. Рецептом этого блюда поделилась бабушка Лилии — Рауза Каюмовна.

Ингредиенты:

  • мука — 1 кг;
  • сахар — 120 граммов;
  • куриные яйца — 5 шт.;
  • мед — 200 граммов;
  • масло растительное — 300 мл;
  • водка — 2 ст. л.;
  • соль — 1 ч. л.

Водка используется в качестве разрыхлителя. Спирт в процессе жарки испарится и вкуса не даст.

Приготовление

В чашку разбить яйца, добавить сахар и соль, водку, смешать с просеянной мукой. Вымесить слегка мягкое тесто и оставить под полотенцем на 1 час. После этого тесто раскатать до толщины 1-2 мм, порезать на полоски шириной 2-3 см, а потом их же нарезать уже узкой соломкой, как на лапшу, шириной не более 2-3 мм.

В казан влить растительное масло (лучше всего использовать кукурузное масло — оно не дымит), разогреть и обжаривать полоски теста как картофель фри, небольшими порциями, чтобы не слиплось в комочки, до золотистого цвета. Готовое тесто переложить в широкую чашку с бумажным полотенцем на дне, чтобы впитывалось лишнее масло. При жарке на относительно сильном огне тесто не впитывает в себя масло, и чак-чак будет вкуснее.

Для пропитки чак-чака варим мед с сахаром. В антипригарную кастрюлю вливаем густой сироп из 200 граммов сахара и 200 граммов воды. Как только сахарный сироп начинает карамелизироваться, добавляем в него мед. Смешиваем с сахаром, нагреваем, но не даем кипеть. Лучше всего использовать цветочный мед. Не стоит использовать гречишный, потому что он дает горчинку, а чак-чаку это не нужно.

Как только медовая пропитка готова, вливаем ее в обжаренное тесто и тщательно перемешиваем. Выкладываем чак-чак в форму и ставим в холодильник. Через 3 часа сладость можно подавать к столу.

Готовое блюдо можно украсить грецкими орехами и изюмом.

Кубанский хворост на коньяке

Бабушка нашей снохи Марии — баба Люба Хватова из станицы Новотитаровской — знает аж четыре рецепта хвороста. «Самым кубанским» считается на кислом молоке, но Маша любит готовить тонкий хрустящий хворост на коньяке или водке. На самом деле коньяка добавляется в тесто всего полрюмки и вкус его почти не ощущается, но «хворостины» получаются хрупкими и нежными одновременно. На свадьбу ее внучки и моего сына баба Люба готовила хворост именно по этому рецепту. Русская пословица гласит: не тем хворостом кланяются молодые, что плетни плетут, а тем хворостом, что в печи пекут.

Ингредиенты:

  • мука пшеничная — 600 граммов;
  • 3 куриных желтка;
  • 1 ст. л. сахара;
  • 25 мл коньяка;
  • 1 ст. л. сметаны;
  • 1 ч. л. соли;
  • 100 г сахара;
  • 100 мл молока;
  • 50 г сахарной пудры для посыпки;
  • 300 мл растительного масла для жарки.

Приготовление

Молоко, сметану, яичные желтки, сахар, соль, коньяк тщательно перешиваем в большой глубокой посуде. Помешивая, постепенно всыпаем муку и вымешиваем крутое тесто. Накрываем его полотенцем, даем выстояться 30 минут.

Тесто раскатываем тонким слоем, как на лапшу, и нарезаем узкими полосками шириной 3-4 см и длиной 10-12 см. Посредине каждой полоски делаем надрез и через него выворачиваем один кончик полоски. Важно, чтобы при обжарке на интенсивном огне хворост обжаривался равномерно и в середине, для этого и делаются надрезы. После обжарки с двух сторон сладость выкладываем на большой поднос с постеленным на дно бумажным полотенцем. Важно, чтобы хворост при обжарке плавал в масле, а не лежал на дне фритюрницы.

После обжарки хворост слоями, через ситечко, посыпаем сахарной пудрой. Подается печенье остывшим. Посыпанный сахарной пудрой десерт даже в самый жаркий день смотрится как припорошенная снегом вязанка хвороста.