Ответ на этот вопрос знают специалисты отдела по защите прав потребителей городского управления по социальным вопросам. 

Накануне Всемирного дня по защите прав потребителей, который отмечается 15 марта, они рассказали «КИ», по каким поводам в 2019 году к ним чаще всего обращались краснодарцы. 

В помощь горожанам

Одним из приоритетных направлений деятельности управления по социальным вопросам городской администрации является защита прав потребителей, которая предоставляется бесплатно. Специалисты отдела рассматривают жалобы потребителей, консультируют их по вопросам защиты их прав, готовят обращения в суды о защите прав потребителей, помогают составить претензию к магазину или к организации, продавшей некачественный товар или оказавшей некачественную услугу. 

Управлением налажено тесное взаимодействие с Роспотребнадзором по Краснодарскому краю. Обе организации проводят совместные рейды по выявлению нарушений на потребительском рынке при оказании услуг связи, жилищно-коммунальных и транспортных услуг. 

Специалисты управления по соцвопросам входят в состав Координационного совета по защите прав потребителей при региональном Роспотребнадзоре. Управление ежеквартально проводит анализ обращений граждан по вопросам защиты прав потребителей и представляет его в Роспотребнадзор для включения в материалы к государственному докладу. 

В 2019 году в отдел по защите прав потребителей обратились за помощью 740 горожан. Больше всего обращений — 438 — было в адрес торговли, 79 краснодарцев были не довольны услугами ЖКХ, на некачественные бытовые услуги пожаловался 91 человек, на прочие услуги (связи, банковские, туристско-экскурсионные и пр.) — 132. 

В результате работы отдела в прошлом году жителям краевого центра был возмещен ущерб, причиненный некачественными товарами и услугами, в сумме 1,4 млн рублей. В том числе судами по искам, подготовленным специалистами отдела, вынесены решения в пользу потребителей на сумму 980 тысяч рублей. 

Утром — деньги, стулья — никогда

Если говорить о сфере торговли, то количество обращений граждан увеличилось на 1,6% по сравнению с 2018 годом. Больше всего жалоб поступило на индивидуального предпринимателя, осуществлявшего продажу мебели по образцам, — 30 обращений. Предпринимателем нарушались сроки передачи потребителям предварительно оплаченного товара, деньги за недоставленный товар не возвращались. А в феврале 2019 года предприниматель вообще закрыла магазин. 

Специалисты отдела помогли обратившимся к ним горожанам составить исковые заявления, по которым были вынесены решения в пользу потребителей. 

С сентября 2019 года участились жалобы горожан на приобретение товаров дистанционным способом в интернет-магазинах. Обращения поступали на оzon.ru, krason.ru, shop-modern. ru. Всем потребителям была оказана помощь в оформлении претензий к торгующим организациям. 

О чем молчат УК? 

Что касается жилищно-коммунальных услуг, количество обращений в этой сфере сократилось на 28% по сравнению с предыдущим годом. Поступали жалобы, связанные с ненадлежащим качеством оказываемых услуг и с непредоставлением полной информации об этих услугах, на ряд управляющих компаний. 

Всем потребителям были даны разъяснения в соответствии с действующим законодательством и оказана помощь в оформлении претензий к управляющим компаниям и ресурсоснабжающей организации. Все вопросы были решены в досудебном порядке. 

В досудебном порядке

В сфере оказания бытовых услуг количество обращений граждан сопоставимо с количеством обращений, поступивших в 2018 году. Поступали обращения на сервисные центры, выполняющие работы по ремонту компьютерной техники и телефонов; на организации, осуществляющие изготовление мебели и металлопластиковых окон. Практически все вопросы были решены в досудебном порядке. По двум обращениям подготовлены исковые заявления в суд. 

В сфере строительства количество жалоб сократилось на 30%. Если в 2018 году поступило 23 обращения, то за отчетный период их было 16. 

В конце 2019-го стали поступать обращения горожан по поводу оказания косметологических услуг ненадлежащего качества. Всем потребителям была оказана помощь в оформлении претензий к организациям, и практически все вопросы были решены в досудебном порядке.