Главная / Новости / Cоветские фазенды, колорадский жук, огородная каторга: как краснодарцы выполняли продовольственную программу
14 апреля 2022
Cоветские фазенды, колорадский жук, огородная каторга: как краснодарцы выполняли продовольственную программу
В Госдуме предложили продлить майские каникулы в этом году с 1 по 10 мая. Пока неясно, пройдет ли это предложение, но в Совфеде инициативу поддержали. Причина - дать россиянам возможность сделать посадки на даче и огороде, чтобы запастись продуктами на осень.
Варили варенье, делали вино
Что ж, есть повод вспомнить, что с садами-огородами жизнь Екатеринодара связана буквально с первых лет его основания.
Огородики рядом с хатками были уже у первых переселенцев. В начале 50-х годов XIX века, судя по архивным документам, разнообразие в екатеринодарских садах было удивительным: «яблоня, бергамота, галва, груши, кислицы, сливы, вишня, персики, абрикосы, черешня, орехи грецкие и фундук. Были и виноградники: сорта рислинг, мускат и бордо. В огородах возле дома выращивали лук, чеснок и разную зелень — себе и на продажу. А на бахчах в степи в большом количестве сажали картофель, огурцы, арбузы и дыни.
Екатеринодарские земли были весьма плодородными: огородные грядки можно было не удобрять».
И сегодня в историческом центре, в глубине кварталов, есть немало садиков и огородиков.
— Наш частный дом на два хозяина стоял на углу улиц Янковского и Новокузнечной, — рассказывает дизайнер Анна Васильева. — Мы продали его в начале 2000-х. Вокруг дома был приличный участок: соток семь или больше. Там росли фруктовые деревья: абрикос, грецкий орех, вишня, слива, яблоня. Урожаи были отменные: каждый год варили много баночек варенья. Были там и кусты малины, и виноградная беседка — сорт изабелла. Из винограда варили сок и делали вино. А на огороде сажали зелень, клубнику. Потом мы выгодно продали этот участок и купили две квартиры со всеми удобствами. Но еще пару лет открывали баночки варенья из фруктов и ягод нашего садика. А на этом месте новый владелец построил большой частный дом, но имеется ли у него огородик, не знаю, думаю, нет.
Совсем недавно огороды еще спускались по берегу к Карасунам на ул. Селезнева и в Пашковской, а в 90-е обычным делом было засадить картошкой участок перед своими окнами на первом этаже многоэтажки.
Как появился район Горогороды
Официально раздать огороды советская власть решила для того, чтобы как-то смягчить последствия коллективизации и индустриализации. Предполагалось, что эти участки будут возделываться огородниками в свободное от работы на производстве время.
«Еще в предвоенные 1930-1940 годы все пространство в излучине реки Кубани, южнее ул. Речной, было отведено под садово-огородные участки. Однако нехватка жилья заставляла горожан самовольно строить здесь свои домики. Особо активизировалось самовольное строительство после войны. За этим массивом закрепилось народное название — Горогороды. В 1959 году улицам были присвоены названия Нефтезаводская, Южная, Рыбачья, но у одной сохранилось это странное название: ул. Горогороды, 3-й квартал», — писал краевед Иван Мирный в своей книге «Прошлое и настоящее улиц города».
Еще раз к раздаче земли под огороды в Краснодаре вернулись в 1949 году. Именно тогда Совет министров СССР распорядился выделить рабочим, которые к тому времени еще не имели приусадебных участков, 6 соток в городской черте или 12 соток за ее пределами. Все было регламентировано: даже количество кустов на участке определялось не желанием владельцев, а предписаниями городских и поселковых исполкомов. А в 1955 году советским людям разрешили строить на участках небольшие домики, приспособленные для проживания в летнее время. Промышленность тоже получила задание: наладить производство садово-огородных инструментов и удобрений. На плечи граждан переложили обязанность частично заботиться об обеспечении себя сельхозпродукцией.
В 1983 году в Краснодаре было 53 садоводческих товарищества.
Фото: myekaterinodar.ru
Строили шалаши, пекли картошку
В 1989 году — в период талонов и пустых прилавков — власти снова прибегли к испытанному методу. Партийный лозунг 80-х «Продовольственная программа — дело всенародное!» приобретает буквальное значение. За шесть лет число садоводческих товариществ в краевом центре возросло в три раза: в 1989 году их стало 167. За какие-то два года, с 1989 по 1990-й, под городские огороды было выделено почти 5700 гектаров земли. И теперь в выходной день краснодарцы с тяпками, граблями и лопатами отправлялись на свои «фазенды» (название пришло из популярного тогда бразильского сериала «Рабыня Изаура»). Это стало типичной картиной того времени.
— В 1991 году маме на ее строительном предприятии дали огород: участок был в самом начале улицы Красных Партизан, там, где сейчас Западный обход. Мы весь засадили картошкой. Сначала стояли колышки, а когда ботва поднялась, где чей участок — не разобрать. Эксперимент с картошкой у нашей семьи продолжался один год. Во-первых, это дело было не особо выгодным: когда мы приехали за урожаем, оказалось, что половину уже кто-то выкопал. Но 6 мешков мы все-таки собрали! Во-вторых, ее изрядно пожрал проволочник: я, сугубо городской житель, тогда впервые узнал, что есть такой вредитель,
— Я очень любила ходить на огород с бабушкой и дедушкой, — вспоминает 38-летняя домохозяйка Ольга Матушкина. — Машины у них не было, и идти приходилось довольно долго: по пляжу Старой Кубани, мимо байдарочной станции, еще минут 20 вдоль реки — на песчаных пойменных землях в 90-е годы было множество огородов и огородиков, сейчас все застроили многоэтажными домами. В основном сажали картофель — песчаная почва для него была самая подходящая, а также фасоль, зелень. Мне доверяли собирать колорадских жуков, а еще я любила печь картошку на костерке. Участок у нас был большой, соток 20, но бабушка с дедушкой, горожане, не приученные к огородным работам, обрабатывали его кусками. Там, где были земляные наносы, сажали клубнику.
Да, имеются те, кто вспоминает об огородной жизни начала 90-х с удовольствием. Еще бы — под благовидным предлогом в выходные можно было на целый день из душной квартиры отправиться практически на природу!
— Наш огород был в районе улицы Демуса. Раздавали участки от института «Гражданпроект», по 4 сотки. Но потом соседи могли поделиться своей землей. Обрабатывали мы его года четыре, а в 1994-м участки у всех отобрали якобы под строительство логистического центра, потом эта земля несколько лет пустовала. Сажали все, что не требовало регулярного полива: кабачки, лук, картофель, фасоль, баклажаны. Урожаи были отличные — я тогда из кабачков даже научилась делать варенье. От зноя прятались в шалашах: их строили из бревен и веток, которые притаскивали из лесополосы неподалеку,
— вспоминает архитектор Марина Савушкина.
Фото: myekaterinodar.ru
Спину новую не купишь!
Своими соображениями об огородной жизни поделился дачник со стажем Сергей Скибин:
— Я годами прошу, умоляю и упрашиваю родителей не сажать все вот это вот на даче. Нет, я не против разумного огородничества. Но что такое, на мой взгляд, разумное? Грядка зелени, чтобы поесть с шашлыками, немного редиски, кабачки — благо, они почти сами растут. Неплохо иметь пару яблонь (не больше!) и десяток ягодных кустарников. Категорически не нужны культуры, требующие частого полива и теплиц, — огурцы, помидоры. Я бензина больше изъездил, чем они стОят, — просто чтобы вовремя поливать!
Бессмысленно сажать картошку, свеклу и прочую морковку — все это стОит на рынке недорого, а спину новую не купишь. Вообще, в 90% случаев себестоимость «своей картошечки» чуть ли не в пять раз больше, чем покупной. Опять же нужно уловить момент, когда легкий труд на свежем воздухе для укрепления здоровья и поднятия настроения превращается в тяжелую каторгу, это здоровье убавляющую.
Почему картошку выкапывали раньше срока
Похоже, в те годы огороды окружили Краснодар со всех сторон. И добираться, да еще на общественном транспорте, да с поклажей, было долго, неудобно и тяжело.
— Доезжали на автобусе до Витаминкомбината, от трассы шли влево, это были лекраспромовские земли. Тогда, надо полагать, это предприятие сокращало свои посевы, поля делили на участки и раздавали по предприятиям. Помню, мы шли мимо полей календулы, лаванды, а потом начинались наши участки, по 4 сотки каждый. Кто-то ставил шалаш, покрытый пленкой, рисковал оставить инструменты там. Мы же всё — тяпки, лопаты, грабли, даже косу — возили с собой. Что касается урожая, то создалось впечатление: сколько картошки посадили — примерно столько и собрали, может, чуть больше. Интересно, что все в округе торопились выкопать картошку как можно раньше. Вроде бы надо дать ей еще недельку полежать в земле — заматереть чуток, но нет, спешили убирать. А тот, кто не торопился, мог застать свой огород выкопанным подчистую,
— рассказывает геодезист Андрей Юркевич.
Зачем все хватали эти огороды? Я думаю, это чистая психология. Решили: мол, раз на халяву землю дают, то почему не посадить, авось вырастет, чем потом покупать на рынке. А позже убедились: это просто невыгодно. На одну дорогу тратишь кучу денег и времени, да и тащить далеко. Народ быстро это раскусил, и многие через год участки побросали.