Доколе можно!?

Среднестатистический горожанин дважды в день испытывает стресс: когда едет на работу и когда возвращается вечером домой. Причина всем известна. Краснодарцы часто жалуются на старые автобусы, отсутствие кондиционеров, редкий интервал между маршрутами, выражают недовольство тем, что водители не соблюдают ПДД или не принимают оплату картами. Всем хочется ездить с комфортом, а не как селедки в бочке!

Еще полгода назад представители общественности провели эксперимент. В течение двух часов заинтересованная группа людей мониторила интервал движения маршрутки №7, которая едет до аэропорта. Согласно реестру, на линии должно находиться до 19 автобусов. Однако за указанное время ни одна маршрутка с этим номером не проехала. Оказалось, что в тот момент работал всего один автобус №7. В умах общественности возникает вопрос: а зачем нам, собственно, коммерческие перевозчики, если они не соблюдают правил?

Главная цель коммерческих организаций — зарабатывание денег. Создается впечатление, что в погоне за прибылью цель оправдывает любые средства. Часто ставками в такой гонке становится не только комфорт, но и здоровье людей.

В Краснодаре перевозчики получают возможность ездить по маршруту после того, как побеждают в открытом конкурсе от мэрии среди конкурентов. Они ОБЯЗАНЫ соблюдать все условия, которые выдает им городская администрация вместе со свидетельством и картой маршрута: от количества выходящих на линию машин до характеристик двигателя, присутствия кондиционера и касс. В условиях есть и такие пункты, как наличие электронного табло и громкоговорителей для объявления остановок. Если частные перевозчики не могут соблюсти все требования, может, стоит оставить только муниципальный транспорт?

Здоровая конкуренция

Муниципальный транспорт, несомненно, выигрывает в этой гонке за качеством. Это оснащение платежными терминалами, наличие кондиционеров. В рамках борьбы с недобросовестными перевозчиками в начале года за неоднократные нарушения в адрес 11 транспортных компаний были поданы иски о досрочном прекращении свидетельств на перевозки.

Как рассказал заместитель главы города Владимир Архипов, основаниями для исков послужили сведения Ространснадзора о неоднократном привлечении этих 11 перевозчиков к административной ответственности за выпуск на линию автобусов с характеристиками, не предусмотренными картой маршрута. Однако суд постановил, что эти нарушения несоразмерны досрочному прекращению свидетельств по спорным маршрутам. Тем не менее наша позиция неизменна.

Перевозчики, на которых подали в суд, обслуживают 60% от всего количества частных маршрутов в городе. Муниципалитет не может одновременно отказаться от всех частных перевозчиков. Залог стабильной экономики, в том числе в транспортной сфере — это здоровая конкуренция. Коммерческие перевозчики создают рабочие места для горожан, производят налоговые отчисления в бюджет, берут на себя часть обязательств по исполнению транспортных контрактов. Город со своей стороны предпринимает все возможные меры по решению этих проблем и улучшению инфраструктуры для общественного транспорта. В настоящее время модернизируется улично-дорожная сеть, увеличивается количество выделенных спецполос. Их протяженность, в соответствии с Программой комплексного развития транспортной инфраструктуры в 2019-2033гг., должна превысить 26 км. В тех местах, где полосы уже существуют, продолжается борьба с недобросовестными водителями при помощи камер видеонаблюдения. Таким образом, уже в скором времени пассажиры смогут ощутить отсутствие многочасовых пробок при движении по многим маршрутам.

Время пассажира — в приоритете

— Сегодня у нас есть самое современное оборудование, которое делает поездку на общественном транспорте комфортной: электронные табло, система кондиционирования присутствуют в салонах троллейбусов и автобусов. Последние модели, что мы закупаем, производят низкопольными,
— рассказал заместитель председателя комитета городской Думы по промышленности, транспорту и связи Алексей Бердников.

Он добавил, что в будущем планируется выделить больше полос для движения общественного транспорта, ведь время пассажира остается в приоритете.

Фото: Денис Яковлев, «Краснодарские известия»

Не только ругать, но и хвалить

Муниципалитет неизменно стоит на стороне пассажиров. Судебные споры — не единственный механизм, с помощью которого растет качество пассажирских перевозок. С перевозчиками проводится разъяснительная работа, нарушителей привлекают к административной ответственности и накладывают существенные штрафы. Почему же ситуация с оказанием услуг меняется так медленно?

Общественные организации, изучающие проблемы городского транспорта, предполагают, что для изменения ситуации требуются комплексные меры. Это не только борьба с недобросовестными компаниями, но и внедрение мер по поддержке и стимулированию добросовестных перевозчиков.

При нынешних обстоятельствах есть ряд потенциальных решений, которые смогут существенно изменить ситуацию, — например, введение брутто-контрактов с транспортными предприятиями. Главное преимущество введения такой схемы — четкая работа общественного транспорта и единый тариф на билеты. Перевозчик станет получать плату не с пассажиров, а от городской администрации за транспортную работу. Проехал автобус 1 км, соответственно, администрация города оплатила этот 1 км. Это идеальная схема, по которой компании будут гарантированно получать деньги за свою работу. Вне зависимости от того, есть ли пассажиропоток, есть ли ограничения из-за пандемии, выходные, каникулы и т.д. Не будет смысла устраивать какие-то гонки, борьбу за пассажиров. Это поможет значительно повысить качество услуг. Главное для перевозчика — вовремя выехать и так же вовремя приехать, соблюдать расписание и техническое состояние транспорта.

До конца года в Краснодаре разработают схему перехода на новые контракты. Об этом еще в июле на брифинге в мэрии кубанской столицы заявил заместитель директора городского департамента транспорта и дорожного хозяйства Виктор Балацкий. Как отмечают общественники, это большие шаги к очень важной для города транспортной реформе.

Взгляд с другой стороны

— Автобус, который выходит на линию, обязан ехать, должен везти пассажира и быть для него удобным. Когда человек садится в автобус, который стоит на месте, потому что пробка, то и услугой пользоваться не захочется. Страдают все, включая перевозчика, который не имеет заработка. Если решить проблемы простоя транспорта в пробках, мы получим массу положительных моментов,
— считает президент Ассоциации регионального объединения «Союз транспортников Кубани» Иван Петров.

Перевозчик сможет сделать большее количество рейсов, следовательно, перевезти большее количество пассажиров, и наш общественный транспорт станет гораздо востребованное у населения. В Краснодаре люди активно пользуются трамваем потому, что он не стоит в пробках, а движется с понятной, запланированной скоростью. Сложившаяся ситуация — как замкнутый круг. Снижение пассажиропотока влияет на прибыль, которая, в свою очередь, влияет на качество услуг. В этом году мы также столкнулись со значительным ростом цен на новые автобусы, при этом повышение стоимости проезда не успевает за ростом затрат на обновление парка. Несколько раз за год подорожал газ, выросла в цене солярка и очень сильно — запчасти. Каждый перевозчик хотел бы обновлять и модернизировать подвижной состав парка, но ситуация складывается таким образом, что экономически это сделать невозможно.

Есть и хорошие моменты. Если мы говорим про изменения, то стоит отметить улучшение ситуации с уже существующими выделенными полосами. На них установлены камеры, которые относительно недавно начали свою работу. Буквально последние несколько месяцев гражданам стали приходить штрафы за езду по спецполосе. Я думаю, что ближайшие месяцы водители начнут получать так называемые письма счастья с требованием оплатить штраф за правонарушения. После парочки таких штрафов нарушители перестанут ездить по полосам для общественного транспорта.

К положительным сторонам в решении проблем можно отнести совместную работу департамента транспорта и перевозчиков, считает Иван Борисович. Город строится и развивается динамично, население активно перемещается, в том числе и на окраины. У краснодарцев, проживающих в новых микрорайонах, появляется потребность регулярно выезжать в центральную часть города или другие микрорайоны. Перевозчики выходят с инициативой изменения схем движения, продления маршрутов. Такие работы ведутся постоянно. Мы находим оптимальные пути решения текущих вопросов. Например, в районе Гидростроя продлили маршруты №28, 51 и 34. В поселок Краснодарский — маршрут №5.

Очень важно, что мы не создаем новые маршруты, а продлеваем уже существующие. Это помогает пассажирам избежать лишних пересадок.

Материал подготовили Маргарита Шохирева, Анастасия Гарькуша