
Лилиана Егорова — пожалуй, самый творческий чиновник. Второй год она курирует культурный проект «Выход в город», объединяющий искусство и современные технологии. Напомним, что в его рамках уже прошло две мультимедийные выставки: «Маршруты ощущений» и «Цветное сладкое». Что увидим на этот раз?
Ожившая Красная
О культуре, образовании и любимом Краснодаре — а именно он сегодня наше главное действующее лицо, — мы говорили во внутреннем дворике городской администрации, где шли последние приготовления к выставке «Новое народное». Можем с уверенностью сказать, что такого вы раньше не видели. Да и мы тоже.
— Лилиана Николаевна, мы очень обрадовались, когда узнали, что проект «Выход в город» — это история с продолжением.
— Когда мы сделали «Маршруты ощущений» во внутреннем дворике городской администрации и органном зале, поняли, что за три вечера ее посмотрели около 8000 человек. Я считаю, что это большой успех! Люди мне потом писали, рассказывали, что возвращались и по 3-4 раза ходили по кругу, рассматривали. Мы решили развивать проект, ведь нам есть что показывать, так как у столицы Кубани интересная история!
— Согласны. Многие не знали, что в музее им. Ф.А. Коваленко хранятся полотна знаменитых представителей авангарда: Малевича, Кандинского, Эндер и других.
— Да, мы сделали «Цветное сладкое», где рассказали нашим жителям об авангардистах с помощью современных технологий. Гости спрашивали, почему такое необычное название. Нам хотелось чего-то яркого, вкусного, при этом отражающего суть экспозиции, По-моему, у нас получилось! —
— Это так. Можно сказать, что это прорыв в нашем культурном пространстве.
— Что касается новой выставки, то с помощью аудиогидов и qr-кодов вы сможете увидеть ожившие исторические фотографии (снимки мы увеличивали при помощи нейросетей). Будут мультимедийные экспозиции, информационные арт-объекты, проекции на городских зданиях. В центре внимания — три наши главные улицы: Красная, Красноармейская и Чапаева. Очень надеемся, что нам повезет с погодой и все желающие смогут насладиться прогулкой по историческому центру. Я очень рекомендую начинать где-то в 18.30 — 19.00 с Красной и Комсомольской и идти по маршруту. Обращаю ваше внимание, что на перекрестках маршрута будут стоять наши стенды «Выход в город», и с помощью qr-кодов можно будет скачать программу и посмотреть круговую панораму. Кстати, весь объем атрибутики, которую мы покупали для предыдущих выставок, мы используем, чтобы люди понимали, что это не одноразовая акция. Плюс экономия бюджетных средств, что немаловажно.
— И где встречаемся?
— На перекресте улиц Красной и Комсомольской, у дома первого городского главы Василия Семеновича Климова. Далее следуем по маршруту. Если вы записались на выставку, которую подготовила наша первая Екатеринодарская гимназия № 36, то милости просим заглянуть в гости! Ребята и педагоги сами выступили в роли организаторов, за что я им очень благодарна. Еще одна интересная точка — это бывшая женская гимназия им. Хрусталевой, а ныне художественная школа им. Филиппова, где в рамках проекта «ЭТНО МЫ», посвященного году культурного наследия народов России, пройдут мастер-классы. Более подробно ознакомиться с расписанием вы сможете на сайте vihodvgorod.art.
— …и доходим до Муниципального концертного зала, где нас ждет основное действо.
— Совершенно верно. Получается, что в этой локации в рамках одной выставки будет две отдельные экспозиции. Во внутреннем дворике — мультимедиа, где мы увидим исторические фотографии, и «ожившие» трамваи 1900 года. В вестибюле органного зала — 30 полотен краснодарских художников.
— Почему решили взять за точку опоры именно промышленную революцию и трамвай?
— В этом году, как мы знаем, была запущена новая трамвайная ветка от улицы Солнечной до Петра Метальникова, которая была невероятно нужна жителям города и пользуется большим спросом. Какими трамваи были раньше? Ведь интересно же! К тому же это самый удобный и экологически чистый вид транспорта.
— Все эти локации, как и в прошлом году, будут между собой соединены?
— Да, можно будет подняться по лестнице или спуститься, если человек решит начать с выставки в зале, или спуститься во двор и выйти на улицу, или зайти во дворик и по лестнице подняться. Пространства работают друг на друга.

— Если в прошлый раз вы вдохновились авангардом, то на этот раз чувствуется, что главный источник вдохновения — это Краснодар.
— Конечно, это мой любимый город! Мы живем здесь, пишем историю, и когда-то наши потомки будут все это смотреть. Вдохновляет только город и люди, которые его создают!
— Состав команды изменился? Возможно, добавились новые люди?
— Олег Сафронов — автор проекта, а у него работает целая команда потрясающих специалистов. В этом году к нам присоединились ребята, которые ведут сайт «Мой Екатеринодар». Они предоставили нам фотографии и видео 1911 года, которое будет транслироваться на экранах. Да, оно очень короткое, но зато мы сможем увидеть, как выглядела улица Красная. Я рада, что они откликнулись. Есть команда специалистов, которые делают так, чтобы фотографии не были статичными. Ведь это совершенно иные ощущения.
— Музыкальное оформление — это отдельная тема, как мы понимаем.
— Музыка, так скажем, двухсегментная: есть основная фоновая дорожка, но когда мы подойдем во дворике к каждому из объектов, то там, где локация с трамваем, например, из колонки будет слышно его движение, шум листвы.
— Честно говоря, нас удивить очень сложно, но у вас получилось.
— Спасибо! Хочу сказать, что наш проект — это коллективное творчество и очень большой объем работы. Нужно найти материалы, визуализировать картинку, понять, как все это расположить. Это огромное количество техники: свет, проекторы с большим разрешением. Серьезная работа, такой, знаете, мозговой штурм у меня в кабинете с чаем, конфетами, идеями.
«Возвращается мода на чтение»
— В чем изюминка культурной программы в этом году на День города?
— 16 сентября стартует интересный проект «ЭТНО МЫ», который, как я уже говорила, посвящен году культурного наследия народов России. Мы, естественно, не можем не принять в нем участия, ведь Краснодар — многонационален! Здесь проживает больше 120 народностей, и мы всем рады. У нас есть Центр национальных культур, с которым мы очень серьезно взаимодействуем, это наши партнеры, и много информации мы почерпнули именно у них. Была задача сделать фестиваль, и мы подразумевали, что все сообщества, национальные содружества покажут свою культуру, кухню, ремесло. Все это будет представлено на 5 городских площадках в течение недели. Расписание также можно посмотреть в интернете.
— Сейчас крайне необходимо понимать, что мы — едины.
— Конечно. Мы все живем на территории одной большой страны, и мы очень патриотично настроены в отношении своего государства, поддерживаем, защищаем и помогаем людям, даем им возможность реализовываться независимо от национальностей. Мы — одна нация. Нам это очень важно было показать. Радует, что у молодых ребят, которые со мной работают в отрасли культуры, даже тени сомнения в глазах нет, что нужно делать именно так.
— Пандемия показала, что Краснодар и культура — синонимы. Мы прошли испытания карантином и продолжаем развиваться. Изменения идут и в отношении библиотек. Что удалось сделать?
— Ко Дню города мы открываем новую библиотеку. Не так давно мы получили назад в собственность Дом культуры «Лазурный». В течение нескольких лет мы его ремонтируем, вкладываются серьезные средства, дом огромный и в советское время принадлежал большому предприятию. Больше 100 кв. метров мы восстановили под библиотеку. Рядом находится школа, но в школьной библиотеке, как правило, только определенная литература, и пожилые люди туда попасть не могут. Почему крайне важна библиотека на такое большое поселение? Для того чтобы люди имели возможность не только взять книгу, но прийти в библиотеку и пообщаться. Библиотека — это не только книгохранилище или абонентское обслуживание. Это и творческие вечера, и поэтические чтения, такой клуб по интересам.
— Как правила хорошего тона!
— К счастью, возвращается мода на чтение. Все, что мы знаем, мы можем либо руками пощупать, либо глазами увидеть. А чтение — это основа основ. Люблю читать литературу с карандашом в руках: что-нибудь подчеркнешь, потом вернешься к этому месту. И потом книжка — она же пахнет!
— Учитывая, что книги подорожали, библиотеки для многих стали спасением, согласны?
— Безусловно. Во-первых, книги значительно подорожали. Во-вторых, не у всех есть возможность в доме выделить большое пространство для библиотеки. Я как-то поехала в Белозерный, как раз когда мы получили новые книги (нам министерство культуры Краснодарского края достаточно большую сумму выделило на пополнения библиотечных фондов). Мне была интересна реакция людей. Какие они были счастливые, наши библиотекари, с каким трепетом раскладывали книги! Я спросила: «А люди?» — «Да у нас уже все записались, сказали, какие книжки им выдать».
— И на что был запрос?
— Наши пенсионеры в основном читают Дарью Донцову. Молодежь, конечно, — много фантастики. Но и на современных писателей и на классику также есть спрос.
«Мы должны развивать у человека хороший вкус»
— У нас есть театр, который мы очень любим, но попасть туда крайне проблематично. Есть ли в планах у города увеличение площади Молодежного?
— Пока мы об этом не говорим. Для того чтобы построить театр, нужны гигантские деньги, ведь это же не только сцена — это репетиционные, костюмерные, бутафорские, огромный объем того, чего зритель не видит. Театр драмы изначально проектировался как театр, а наш Дворец искусств, например, на Стасова — это бывший Дом культуры. Мы невероятно горды, что билеты в Молодежный разлетаются на сезон вперед, причем на все спектакли. Во-первых, зал маленький, во-вторых, действительно, постановки хорошие. Но у нас и тысячный зал Дворца искусств на «Симфонию Голливуда» практически продан на октябрь. Готовится к выходу новый проект «Формула любви» — это музыка из советских кинофильмов.
— Казалось бы, киномузыка — это не опера и не симфонический концерт, тем не менее это очень качественная музыка.
— Мелодия из фильма «Список Шиндлера» — она же просто какая-то фантастическая! Три раза смотрела постановку, и все три раза плакала.
— Мы были на заключительном концерте прошлого сезона, где Кубанский симфонический оркестр сыграл из новой программы мелодию из «Сибирского цирюльника». Зал просто не дышал.
— Когда вышел «Сибирский цирюльник», мне, наверное, было чуть больше 20 лет. Я его посмотрела — фильм как фильм. Пересмотрела ближе к сорока годам — совершенно другие ощущения он у меня вызвал. Это как «Анна Каренина», как та же «Гроза». В школе мы думали: чего было топиться? Только с возрастом понимаешь весь уровень трагедии и женских чувств. Так и с музыкой, ее надо прочувствовать. Я, допустим, в юности не понимала Стравинского, хотя, казалось бы, он такой позитивный композитор.
— Какого эффекта ждете от «Формулы любви»? Ведь это тоже, как и «Выход в город», событие для нас.
— Мы купили перед пандемией хорошее оборудование, для того чтобы усилить эффект и качество как проекции, так и света, и звука. Когда человек платит за билет деньги, ведь это не бесплатно, он хочет получить удовольствие. Мы должны предоставить ему максимум возможностей, потому что первое — он заплатил, второе — мы должны развивать у него вкус и понимание того, что такое качественный продукт в культуре.
«Идем поступательно»
— Почему Дома культуры на окраинах сегодня развиваются стремительнее, чем в центре? Это уже бренд — Дом культуры в Старокорсунской или Елизаветинской.
— Если вы обратите внимание, все эти Дома культуры были при крупных предприятиях. Тот же Лорис при бывшей птицефабрике, и я прекрасно знала ее руководителя. Та же история у Лазурного. А в центре города создались учреждения профессиональные: Театр драмы, музыкальный театр — на Кубани всегда была очень популярна оперетта, и это самый любимый жанр наших жителей. Театр кукол напротив музыкального — да все учреждения по Красной. Может быть, поэтому так сложилось, что на окраинах большие Дома культуры.
— А какова судьба Дома ученых? Его же хотели переформатировать под ДК?
— Да, мы его получили, спасибо большое Совету ветеранов города — они нам его отдали, мы предоставили им другие помещения, но рядом с общественным транспортом, где им будет удобно. Все-таки отрасль культуры должна находиться в красивых зданиях, а наш Дом культуры Центрального округа, стыдно сказать, еще в 2016 году располагался на 28 квадратах. Это даже не смешно. Это было позорище. Уже сделали проектную реставрацию, потому что это памятник архитектуры, и это большая сумма — 35 миллионов. Там очень красиво внутри: камины, лепнина сохранена, высоченные деревянные двери.
— Такая атмосфера формирует вкус.
— У нас есть большой Дом культуры с большим залом — мы его уже отремонтировали в Прикубанском округе, где сквер Толстого. В районе Красных Партизан было небольшое заброшенное помещение, его никто не брал. Мы в прошлом году открыли там библиотеку. Мы идем поступательно. Конечно, нам крайне необходим Дом культуры в Юбилейном, потому что это большой район, который максимально застроен. Занимаемся этим плотно.
— Контраст со школами в новых микрорайонах и в центре — также очевиден. Взять школу № 94, которая внутри выглядит как произведение искусства, и старые школы в центре.
— В центре школы все до 1917 года постройки: 19-я — вообще 1905 года, Екатерининская 36-ая, 8-ая на углу Советской, 48-ой лицей — бывший дом атамана, понятно, что перестроенный, но тем не менее. Я глубоко убеждена, что такая большая разница между новыми и старыми школами — это не очень хорошо. Но прирост детского населения очень велик, и именно в тех микрорайонах, где мы сейчас строим школы. Много школ в центре города нужно отремонтировать — это большие деньги. Если бы не объем строительства новых школ, у нас была бы такая возможность. Но, откровенно говоря, на все, к сожалению, денег в бюджете не хватает. Если бы не поддержка Вениамина Ивановича Кондратьева и Анны Алексеевны Миньковой, было бы очень трудно. Мои искреннейшие слова благодарности им за это. Надеюсь, что ситуация стабилизируется, и мы больше будем вкладывать в старые школы. В этом году по федеральной программе развития образования мы получили больше 250 млн как раз на ремонт старых зданий. Мы отремонтировали 12 школ: 44-ю, 25-ю, 80-ю, 47-ю. Плюс покупка оборудования.
— Еще одна проблема: допообразование в старых школах проигрывает новым.
— Вокруг школ в центре есть допобразование: художественные школы Пташинского, Филиппова, школа искусств им. Пономаренко, а в новых микрорайонах этого нет. Изначально стояла задача: как только открывается новая школа, мы заводим туда допобразование. Сейчас, кстати, это проект «Театр в школу». Он просто великолепен! Он уже стартовал, и у нас в каждой школе создан свой маленький театр.
— Играют артисты «Премьеры?»
— Да, наши артисты приходят. Эти сцены можно использовать и для развития творчества.
— Есть сегодня в школах классы эстетического воспитания?
— Мне кажется, нельзя поделить детей на тех, которых мы воспитываем эстетически, и на тех, которых мы так не воспитываем. Эстетика должна присутствовать во всем. Дети могут быть физиками или лириками, но они должны быть культурными независимо от их способностей.
— О запрете мобильных телефонов много говорят, но закон не доработан. Каким он должен быть, на ваш взгляд?
— Мое глубокое убеждение не только как профессионала, но и как мамы, у которой уже вырос ребенок, — телефон в школе не нужен. Ученик находится под присмотром педагога. Если с ним что-либо случается, педагог тут же звонит родителям. Как правило, в школе, слава богу, это крайне редкое явление. Ребенок должен быть сосредоточен на образовательном процессе.
— Совсем без телефона нельзя. Что делать?
— Я считаю, что его нужно оставлять классному руководителю, создать какой-то блок хранения. Пришел — сдал. Закончились уроки — забрал и пошел домой.
— Как развивается инклюзивное образование и готово ли к нему общество?
— У нас практически в каждой школе есть особенный ребенок, как минимум один. И ему нужно создавать условия. Есть школы, где мы полностью классы собрали, где создана целая программа, которая работает. К сожалению, это не везде так, опять же в силу переполненности школ. Просто выделить отдельный целый блок для таких деток сложно. Мы идем к тому, чтобы дети были в социуме. Резервация в любом случае плоха, причем как для одной стороны, так и для другой. Я рада, что эта система, когда у нас не было инвалидов, исчезла.
«Поддержу любой позитив»
— Какого музея не хватает городу?
— Пока в городе нет своего муниципального музея городского быта, но он должен появиться. Поэтому мы все время говорим о том, что у нас будет отреставрирован дом купца Лихацкого, и мы надеемся, что там весь квартал будет музейным пространством: как рос, как развивался Краснодар. У горожан есть свои большие коллекции, которые они готовы передать музею, но пока принять их некуда.
— Какой проект вы скорее поддержите?
— Любой позитивный проект, который несет в себе образование. Культурный проект должен быть направлен на получение знаний и быть визуально позитивным. У меня есть часы приема — пожалуйста, приходите, предлагайте. Вот как Олег Сафронов. Он просто пришел и говорит: «Лилиана Николаевна, я слышал о вас, а можно…?» Можно!
— Хочется поговорить и о пожилых людях. Как организован их досуг? Танцплощадок нет…
— Почему нет? В Городском саду большая танцевальная площадка!
— И бабушки танцуют?
— Вы попробуйте туда прийти! Я как-то попыталась. Шла, купила мороженое, думаю, пойду, посмотрю. Бабушки крайне резко отреагировали: сказали — девушка, вы нам не по возрасту. В Домах культуры у нас есть хоры, а «Малиновый звон» в Юбилейном — это очень возрастной коллектив. Есть куда пойти, было бы желание. Не на лавочке сидеть и семечки щелкать, а быть занятыми и позитивными. Иметь желание жить и создавать прекрасное.
— Спасибо за интересную беседу. Ваши слова поздравления в финале!
— Хочется пожелать в первую очередь здоровья, чтобы пандемия отступила. Мирного неба, счастья и любви в семьях. Понимания близких и родных людей, поддержки. Любить родной город и жить так, чтобы быть счастливыми!
Беседовала Анна Климанц