Без штампа не обойтись – Краснодар сегодня стремительно разрастается, и новые микрорайоны, в основном в пригороде, растут как грибы после дождя. И, как было всегда: сначала строят жилье и лишь через какое-то время в шаговой доступности появляются новые школы. А до этого ребят из таких отдаленных микрорайонов подвозили школьные автобусы.

Не все из читателей нашей газеты представляют эти перевозки — некоторые вообще видели такое только в американских фильмах, где желтенькие автобусы привычно подбирают ребятишек. Примерно так же происходит и в краевом центре.

До остановки – не больше 500 метров

Подробнее о таких перевозках рассказал заместитель директора департамента транспорта и дорожного хозяйства Владимир Анфиногенов.

По его словам, в Краснодаре сегодня большое количество школьных автобусов задействовано в подвозе детей, хотя не все они каждый день выходят на линию – есть резерв. Транспорта хватает, поэтому говорить об увеличении числа школьных автобусов не приходится.

– Нужно понимать, что по перевозкам существуют ограничения – мы не можем послать автобусы туда, куда захотят жители, –
только в сельскую местность, только в населенные пункты, удаленные от школы на определенное расстояние. Это специализированные школьные автобусы, сделанные по ГОСТу – с определенным числом мест, с особыми сидениями, ремнями безопасности, проблесковым маячком желтого цвета, информационными надписями на корпусе. Школа назначает педагогов, которые встречают детей и сопровождают их до дверей школы.

Ребят, которые, не дай бог, не вмещаются в автобус и не могут доехать до школы, в краевом центре нет.

– Все дети из сельской местности приезжают на уроки вовремя, никто из тех, кто добирается на школьных автобусах, на уроки не опаздывает,
– подтверждает директор городского департамента образования Алексей Некрасов.

Сейчас, например, в поселках Знаменском и Новознаменском школ еще нет. Поэтому детей везут в школу №74 (пос. Лорис), школу №81 (пос. Пригородный) и в две школы Комсомольского микрорайона. Туда и обратно ребят перевозят на 26 школьных автобусах, время в пути – не более получаса в одну сторону. А до остановки, то есть места сбора, расстояние не превышает 500 м. Из пос. Знаменского в школы подвозят 668 школьников, из Новознаменского – 846 детей.

Детей из пос. Российского везут в школу №62 (пос. Индустриальный). Это аж 38 автобусов, которые ежедневно, в целости и сохранности, доставляют на занятия 1936 школьников.

На учебу – пешком

Однако в обозримом будущем добираться до родной школы юные граждане смогут пешком: новые образовательные учреждения появятся в шаговой доступности.

В пос. Новознаменском школа на 1100 мест на территории ЖК «Сосновый бор» уже готова на 60%, введут в строй в сентябре этого года.

Здесь же начал строительство школы и застройщик ЖК «Родные просторы» на 1550 мест. В 1-м квартале 2023 года она будет введена в эксплуатацию.

Разработан проект и получено положительное заключение госэкспертизы по школе на 1100 мест в пос. Знаменском на ул. Первомайской, 4/1. Начнут строить уже в этом году.

В пос. Новознаменском проектируют школу на 300 мест на ул. Демидовской.

А в пос. Российском завершают строительство школы на 1100 мест: она готова уже на 74% и к началу нового учебного года встретит учеников. Рядом с ней стоит здание начальной школы №94, рассчитанное на 1100 мест в одну смену. Однако учебный процесс здесь может быть организован в два потока, то есть фактически школа сможет принять вдвое больше ребят.

Из истории

Повозки для централизованной доставки детей в школы известны с начала XIX века. Впервые такие перевозки были организованы квакерской школой на северо-востоке Лондона. Наибольшее распространение школьные омнибусы (так называемые kid hacks) получили в США, прежде всего в сельской местности.

С внедрением двигателей внутреннего сгорания стали появляться и первые школьные автобусы. По мере развития техники автобусы совершенствовались и к 30-м годам XX века приобрели относительно близкую к сегодняшним автобусам конструкцию.

В России до 1999 года не было отдельных технических требований к автобусам, предназначенным для перевозки детей. Для этих целей использовались обычные автобусы, на которые лишь устанавливался опознавательный знак «Перевозка детей». В 1999-м был принят ГОСТ, но массово школьные автобусы стали закупаться с 2001 года в рамках федеральной программы «Школьный автобус». В настоящее время поставка школьных автобусов в сельские школы проходит в рамках приоритетного национального проекта «Образование».