
Совсем не случайно местом проведения этого масштабного проекта стала кубанская столица: Краснодарский край давно и активно занимается разработкой агропромышленных профилей подготовки специалистов с ограниченными возможностями здоровья и, по сути, является флагманом прорывных технологий в коррекционном образовании.
Об этом рассказала министр образования, науки и молодежной политики Краснодарского края Елена Воробьева. Она отметила, что, несмотря на оптимизацию образовательных учреждений и их укрупнение, на Кубани удалось сохранить 52 государственные специальные школы и интернаты.
Но необходимость в них с каждым годом возрастает: в наш инвестиционно привлекательный край специалисты переезжают жить семьями, и количество детей, в том числе с особенными образовательными потребностями, из года в год возрастает. Так, с 2016-го детей с интеллектуальной недостаточностью в крае стало на 1,5 тыс. больше, сейчас их 6480 человек.
— Важность трудового воспитания «особых» детей трудно переоценить. Их качественное обучение позволит обеспечить наш регион рабочими кадрами на предприятиях и в сельском хозяйстве, а детям даст необходимый старт в их профессиональной и социальной деятельности, — напоминает Елена Воробьева.
Цветоводы и штукатуры
Но не все так просто, есть загвоздка. Ученики коррекционных школ сами не могут выбрать профиль своего трудового обучения: он изначально определен учебным заведением и давно устаревшими программами занятий. Большинство детей получает профессии столяров, слесарей, швей и остаются невостребованными.
Ведь швейных ателье сегодня крайне мало, вакантные места в них оспаривают высококвалифицированные специалисты. А в столярных мастерских уже нет спроса на изготовление табуреток и черенков для лопат. Профессия требует современных знаний и освоения новейшей техники.
— До 2017 года мы тоже, как большинство регионов России, обучали детей по традиционной программе. Но позже ввели новые профили, которые востребованы именно в нашем крае: штукатурно-малярное дело, цветоводство и декоративное садоводство, животноводство, младший обслуживающий персонал. И сегодня уже 48% детей с интеллектуальной недостаточностью (3114 человек) обучаются новым трудовым специальностям, — рассказывает министр образования, науки и молодежной политики Краснодарского края.
И выпускников кубанских коррекционных школ теперь можно встретить работающими в зеленых хозяйствах, на стройках, в медицинских организациях, гостиницах. Более того, с 2016 года для этих детей открыты 10-11 классы (сегодня их 12) обучения, где они имеют возможность совершенствовать свои рабочие навыки с перспективой продолжения обучения в колледжах и техникумах края.
И весело, и практично
Ежегодно на обновление материально-технической базы коррекционных учреждений из краевого бюджета выделяется около 100 млн рублей, а благодаря участию края в федеральном проекте «Современная школа» в рамках нацпроекта «Образование» сумма за счет федеральных средств увеличится еще на 70 млн рублей.
— Наши возможности значительно расширятся: в коррекционных заведениях появятся 36 новых мастерских, 68 будут модернизированы. А значит, дети смогут развивать трудовые навыки, используя современное оборудование, и на рынок труда выходить конкурентоспособными, — объясняет Елена Воробьева.
В Старолеушковской школе-интернате, где проходят обучение 198 детей с умственной отсталостью, в этом году купили три кабинета малярного, каменного и штукатурного комплекса. Для каждого ребенка там предусмотрены комплекты спецодежды, бетономешалка, инструментальный ящик (по 15-20 орудий труда), стеллажи, а для учителей — компьютеризованные места.
— Трудовое обучение, помимо основного, для этих детей базовое и ключевое. А у нас огромная территория и 24 небольших здания. Все они оштукатурены, покрыты декоративной краской приятного цвета руками наших учеников. Проходят практику прямо на месте, — улыбается директор школы-интерната Александр Жогло.
Теленок в подарок
А фишка школы — животноводство, и это беспрецедентный случай. Ведь этим видом сельского хозяйства заниматься очень сложно. Но в школе процветает четыре фермы (крупного рогатого скота, кроликов, свиней и птиц) и живут традиции, среди которых самая заветная — подарок на последний звонок лучшему выпускнику-животноводу теленка или поросенка.
— Наши выпускники с животными себя чувствуют абсолютно свободно, умеют осуществлять ежедневный уход, даже роды принимать. А еще — и коров доить вручную и разными видами техники, — рассказывает директор Старолеушковской школы-интерната.
— Такие специалисты — хорошие помощники в личном подсобном хозяйстве, они востребованы на фермах и на предприятиях крупных агрохолдингов.
Сейчас ученики ждут появления новой мультиживотноводческой фермы (уже завезены металлоконструкции), она станет последней из 24 точек роста (появление оборудованных кабинетов логопедии и психологии, навозоуборочного комплекса для ферм и др.) школы в этом году.
Как все и лучше
А еще в школе-интернате есть своя пасека, виноградники, теплицы с газовым оборудованием и ультра- фиолетовым освещением, сельхозполя для выращивания кормов животным и фруктовые сады. По словам директора, такие возможности значительно расширяют кругозор воспитанников, помогают им определиться с призванием.
Неудивительно поэтому, что конкурс на обучение в 10 классе в этом году составил два человека на место. Дети приехали из всех уголков Кубани, в том числе пятеро из Краснодара.
Два дня конференции педагоги, ученые и руководители органов управления обменивались опытом обучения особенных детей, посещали занятия, различные мастер-классы, выезжали в станицы края для изучения передовых по внедрению адаптивных технологий кубанских образовательных учреждений.
— Смысл образования особого ребенка — во всестороннем развитии его личности. Нам надо сформировать у него необходимую самостоятельность, мобильность и успешность в тех рамках, которые возможны — с учетом имеющихся у него проблем со здоровьем, — подвела итог и.о. директора Института коррекционной педагогики Российской академии образования Татьяна Соловьева.
Читайте новости там, где удобно: Instagram Facebook, Vk, Одноклассники, Яндекс.Дзен.