Как говорится, «белогреческая» 

Вчера долго спорили с торговцем на рынке. Глядя на крупные, гладкие, с восковым отливом ягоды клубники, я отчаянно пыталась переубедить его, что этот чудо-фрукт явно не кубанский. «Да нет же! Посмотри! Одна к одной в теплице выращивали, в Белоречке!» — доказывал мужчина. «Да что вы говорите!? Ну видно же, что это импорт, даже вон ящик у вас с иностранной маркировкой!» — подключилась к нашему разговору еще одна покупательница. 

Ягоду морозит 

— Вот, посмотрите, здесь уже завязалась ягода, крупная была бы, если бы не примерзла… Другие цветки только раскрываются, но все равно холодно еще, морозит их, — Оксана Обосова, качая головой, осматривает кусты клубники. Она ягодник с большим стажем — более 15 лет в отрасли. Питомник «Победитель» в пригороде Краснодара, которым она руководит, знают не только в нашем крае, но во всей России. Помимо рассады, здесь выращивают малину, смородину, ежевику, яблоки, груши, черешню, еще много всего. Под грунтовую клубнику сейчас занято около трех гектаров. На эту весну строили грандиозные планы — поставить новые теплицы, выполнить большое количество заказов на саженцы. Но ситуация сложилась иначе. 

Апрельские ночные заморозки и карантин создали ягодникам немало проблем. Погода непривычно затянула сроки созревания, коронавирус же заставил действовать в более жестких условиях. «Как выходите из ситуации?» — спросила я сельхозпредпринимателей из разных районов края. А беседовали со мной фермеры-женщины, на плечах у которых, помимо земельных участков, еще и забота о семье и детях. 

Что касается раннего урожая клубники, то из-за холодов его объемы ниже прошлогодних. В хозяйствах, конечно, принимали меры, к примеру, утепляли кусты агроволокном. Но ягоды все равно пострадали. 

Зато смородины много

— Помню, лет 10 назад из-за погодных условий нам пришлось сидеть и в марте, и в апреле. Со временем сезон начинался все раньше и раньше, а последние три года мы не прекращали работ даже зимой. Этот март был теплым, а потом вдруг резкое похолодание, поэтому ожидаем поздний и минимальный урожай. Повезло тем, у кого ремонтантные сорта (когда растения способны длительно плодоносить или цвести. — Ред.), даже если замерзнет цветочек, появится другой, — продолжает рассказывать хозяйка ягодного питомника, пока мы старательно разглядываем аккуратные грядки, которые уже давно должны были покрыться гроздьями сочной красной ягоды. 

Пострадали от жгучего минуса и деревья — абрикос, черешня, вишня, померзли первые цветы. Зато кусты смородины выстояли. 

— Будет много ягод смородины — и черной, и красной. Завязался и крыжовник. Что касается малины, прогнозировать пока не берусь, — уточнила Оксана Обосова. 

Огурцы, помидоры и куры-новоселы 

Продолжаем нашу короткую экскурсию по питомнику. Во дворе вольер с козами и курами. Везде чисто, ухоженно, чувствуется хозяйская рука. У коз, кстати, не так давно было прибавление — озорные малыши носятся по вольеру. Рядом куры-новоселы. 

— Только вчера их взяли, исключительно для себя. Времена сейчас непростые, пусть будут в хозяйстве. Сейчас хотим высадить дополнительно огурцы и помидоры, — пояснила Оксана. 

Обычно в сезон по временным трудовым договорам сюда привлекают наемных рабочих, но пандемия и здесь внесла свои коррективы. Пока приходится управляться малыми силами — только семья и близкие друзья. Самой Оксане даже присесть некогда: то она на участке пропадает, то ненадолго забегает в дом, проверить, как дети-младшеклассники выполняют дистанционные задания учителя. И снова за работу. 

— Вот так и живем, а куда деваться-то? Раз уж сложилась такая ситуация, будем как-то выкручиваться, — говорит фермер, завершая нашу экскурсию. 

— Когда созреет основной урожай клубники, как решите вопрос со сбытом? 

— У нас сложился многолетний опыт самосбора — клиенты знают. Что будет в этом году, пока неясно. Очень надеемся, что ситуация стабилизируется и люди смогут собственноручно собирать понравившуюся им ягоду, — отвечает Оксана. 

Надежды не теряем 

На ягодной ферме Дениса и Екатерины Шешиных из Северского района под культуры отдано полгектара пленочных теплиц и почти 2,5 га открытого грунта, причем клубника занимает практически всю площадь. В прошлом году с половины гектара теплиц собрали около трех тонн ягоды. В этом ожидали урожай вдвое больше. Но опять же погода внесла свои коррективы. 

— Первая волна пострадала от заморозков — где-то ягода не завязалась, где-то деформировалась ее форма. Судя по тому, как сейчас развиваются растения, предположительный урожай составит одну, максимум две тонны. Однако надежды все же не теряем. Кусты продолжают цвести, завязываться, хотя на некоторых сортах начали появляться усы вместо новых цветоносов. Радует, что ягода очень вкусная в этом году, сладкая и ароматная. Теперь надеемся на основной урожай от посадок в открытом грунте. Уделим им особое внимание, — рассказала Екатерина Шешина, жена главы хозяйства и по совместительству агроном. 

Антикризисный план 

Фермеры, которые привыкли торговать на ярмарках и рынках, сегодня выходят на новые каналы реализации. Я спросила, как с этим обстоит дело на ягодной экоферме Шешиных. 

— В прошлом году наша клубника мгновенно разошлась по краю и через совместные закупки здоровых продуктов по разным регионам страны. Нынче она стала деликатесом, так как из продуктов люди стараются приобретать лишь самое необходимое. Однако покупатели у нас есть, есть и договоренность на поставки в Москву, — сказала Екатерина. 

Супруги решили разработать собственный антикризисный план: расширить ассортимент и заложить дополнительные участки под культуры первой необходимости — картофель, чеснок, помидоры, кукурузу, зелень, — словом, доступные по цене продукты первой необходимости. 

— Конечно, понадобятся дополнительные затраты на технику, семенной материал. Рассчитываем очень на выручку от урожая ягод и производства посадочного материала, — пояснила Екатерина. 

Торговые сети помогут

— К уборке клубники мы еще не приступали. Ягода зреет. В целом прогноз на урожай положительный, — поделилась предприниматель из Курганинского района Екатерина Швецова. Ее хозяйству уже 10 лет, и девять из них Екатерина занимается выращиванием ягоды. Есть малина, ежевика, смородина, но основная часть земли отдана под клубнику — парниковую и грунтовую. 

— Под клубникой у нас около семи гектаров, из них 30 соток — это парники. Сорта обычные — Альба, Азия, Клери, Роксана и др. В среднем мы собираем около двух тонн ягоды в сутки, — уточнила предприниматель. 

— А что с реализацией? 

— Рынки практически закрыты, остаются только магазины. В этой ситуации производителей поддержало краевое министерство сельского хозяйства. Сейчас ведутся переговоры, чтобы наша ягода попала в крупные торговые сети. Мы очень на это надеемся, — ответила Екатерина Швецова.