Хотел служить Родине с малых лет
С детства наш собеседник мечтал о службе в армии. Мужчина хотел стать военным, вдохновившись примером деда — участника Великой Отечественной войны.
Я тоже хотел служить своей стране. Сначала пошел в армию, после пытался попасть в горячую точку, где велись боевые действия, но и здесь не получилось. Знаете, я считаю себя патриотом, и потому такое желание отдать долг Родине,
— объясняет Роман.
После службы в армии парень женился, устроился в автосервис — в общем, жизнь пошла своим чередом. Однако спустя пару лет в один из рабочих будней напарник показал ему видеоролик, в котором наши бойцы сражались с вражеской силой в зоне СВО. Тогда наш собеседник понял, что не может больше оставаться дома — пора протянуть руку помощи защитникам Родины. Решение пришло мгновенно: подписал контракт, собрал вещи и отправился «за ленточку».
Дома никто меня не отпускал. Но однажды жена пошла на работу, а я отправился «за ленточку», ничего не сказав. Родные узнали о том, где я нахожусь, лишь спустя пару недель,
— вспоминает Роман.
По словам мужчины, поначалу, при пересечении границы вражеской территории, страх и сомнения не покидали:
Страх был не то чтобы сильный, но крутились вопросы в голове: правильно ли я поступаю? нужен ли я там? что со мной будет?
Но по приезду все встало на свои места, а все сомнения тут же развеялись. Бойцы с теплом встретили Романа, отвезли в подразделение, где и началась его подготовка: полигон, стрельбы, гранаты…
Очень переживал о том, как же я поведу себя в бою, как буду делать первые выстрелы. Но вскоре понял: все зависит от того, зачем ты здесь. Если приехал не за деньгами, а с честью и достоинством выполнять поставленные президентом задачи, то все будет нормально. Вернулся домой таким же, каким и уезжал. Как говорится, фляга не засвистела.
«Оружие требует полной отдачи»
Будучи на передовой, Роман и его боевые товарищи жили на заброшенном кирпичном заводе, постепенно привыкая к жизни в непростых полевых условиях. Порой приходилось ночевать в окопах, питаться сухпайками, а воду добывать любыми способами.
Зимой иногда приходилось размораживать воду, которую нам привозили в бутылках. Укутывались в спальном мешке и грели ее. Даже родничок себе в блиндаже выкопал случайно,
— вспоминает Роман.
Сначала мужчина занимал должность пулеметчика, и эту работу он вспоминает с особой гордостью:
Работать с пулеметом — очень ответственная задача. Когда он строчит, враг не может подойти. Патроны летят с огромной скоростью и силой. Очень грамотное оружие, и оно требует полной отдачи,
— рассказывает он.
На передовой, помимо боевых задач, жизнь была иной, даже в затишье. Во время тишины бойцы занимались другими делами. Роман, например, ходил в импровизированную тренажерку, другие играли на гитаре, третьи читали книги.
Это помогало держать себя в форме и немного отвлечься. Конечно, пытались найти время, чтобы связаться с семьей. Но на самом деле звонить домой бывало непросто,
— объясняет Роман.
«Меня тянуло обратно»
Роман вернулся домой спустя полгода из-за ранения — с четырьмя осколками в спине. На родине проходил лечение и месяц провел в госпитале. После начались тщетные попытки вернуться к некогда забытой гражданской жизни, ведь его по-прежнему тянуло обратно — к своим боевым товарищам. Так, он вновь устроился в автосервис, но уже в первый рабочий день понял, что снова отправится «за ленточку».
Вибрация гайковерта была похожа на знакомую отдачу пулемета. Внутренний голос тянул меня обратно к оружию и к товарищам, с которыми делил боевые будни. Не выдержав, вновь подписал контракт,
— говорит Роман.
Подписав в очередной раз военный контракт, боец погрузился в плотный график подготовки к боевым действиям. Вскоре его отправили на дополнительное обучение, чтобы стать командиром отделения. Время летело быстро, и он уже готовился отправиться «за ленточку», но неожиданно позвонила жена, настоятельно попросив о встрече. Мужчине ничего не оставалось, как подойти к командиру с просьбой отпустить его хотя бы на день.
В дорогу он взял с собой товарища, которому также нужно было выполнить какие-то дела. В машине Роман заметил небольшую коробочку, но жена уверила открыть ее по приезду домой.
Оказалось, что жена беременна, а в коробочке лежало тому подтверждение. Эта новость сначала ошеломила, но сразу наполнила сердце теплом,
— с улыбкой вспоминает боец.
«Это были настоящие мужчины»
Во второй командировке Роман стал командиром отделения, в его подчинении был 41 боец.
Все свои — настоящие, крепкие парни, каждый со своим талантом. Например, один из них был поваром, умел приготовить из любого найденного в окопах и подвалах продукта настоящее чудо. Один раз забил кабана и приготовил вкусный ужин на всех.
По словам мужчины, на позиции каждый находил свое место. К примеру, бывший архитектор и строитель из подразделения нашего собеседника превратили руины двухэтажного садика в неприступную бойницу: окна закладывали кирпичами, оставаляя только маленькие окошечки для наблюдения. Ночь или день — снаружи никто не подозревал о присутствии людей внутри. Даже если зажечь свечку или включить генератор, свет не выдавал их. Тогда бойцы сразу взяли позиции и начали укрепляться.
Мы вместе обсуждали идеи штурмов, делились тактикой, совершенствовали защиту. Месяц сидели в этих окопах и подвалах, действуя как единый организм: каждый мог рассчитывать на другого.
Открыл свой автосервис
Вскоре Роман получил второе ранение. Как рассказал боец, из глубины соседнего здания доносились едва слышимые выстрелы, которые, казалось, терялись среди этажей. Но один из них все же достиг цели — снайпер подстрелил в ногу. Среди противников, как он позже предположил, находились три польских снайпера. Вероятно, один из них и отработал его.
Эвакуация прошла стремительно. В госпиталь меня доставили быстро, хотя по пути пытался наложить себе жгуты сам, пока парни выносили меня. Моего товарища в этот момент ранили в руку, но он все равно сумел удержать меня и затащить обратно в здание. После долгого лечения и реабилитации ногу пришлось все-таки ампутировать.
После выписки из госпиталя для Романа началась новая жизнь. Пока он восстанавливался, вместе с женой купили дом.
На помощь в ремонте пришел мой друг детства. Я же помогал, чем мог, ведь ходить и таскать тяжести пока не мог. Выполнял мелкие работы, подготавливал материалы, готовил еду.
Вскоре Роман открыл свое дело и сегодня управляет собственной шиномонтажной мастерской, постепенно расширяя услуги автосервиса.
Побеждать вопреки обстоятельствам
Кроме того, Роман участвовал в первом чемпионате профессионального мастерства среди ветеранов СВО «Абилимпикс», который прошел в Казани. Соревнования охватывали все виды специальностей и работ, и их цель была проста: показать, что люди с ограниченными возможностями могут работать, развиваться и находить свое место в профессиональной среде.
На соревнованиях краснодарец разбирал и собирал мотор 409-го УАЗа и коробку передач, выявлял дефекты и искал причины неисправностей. Попав в пятерку финалистов, он должен был отправиться на московский этап, однако решил этого не делать.
Участие в чемпионате стало скорее возможностью показать пример другим, что жизнь продолжается и возможности остаются. Кроме того, это был шанс побывать с женой в Казани и просто посмотреть город,
— объясняет Роман.
А вот армрестлинг, например, стал тем видом спорта, где он смог быстро добиться успеха, заняв третье место на всероссийских соревнованиях в Санкт-Петербурге.
Важно не только участвовать, но и находить то, что тебе действительно интересно. Я уже устал крутить гайки, а вот в армрестлинге могу показать все, на что способен,
— говорит боец.