На лекции, прошедшей в нашем литературном клубе, мы вспоминали исторический контекст поэм. А еще обсудили стиль, образность и спектр конфликтов, выстраивающих один из главных текстов человечества.
До Троянской войны или после?
Точная дата рождения и место жизни Гомера — одна из самых больших загадок античной литературы. Существует множество версий его биографии, и историки до сих пор спорят о них.
Согласно одной гипотезе, Гомер жил вскоре после Троянской войны, а может, даже был ее свидетелем. Другие исследователи считают, что он писал спустя 100, 140 или даже 240 лет после падения Трои. Древнеримские авторы, такие как Плиний, Корнелий Непот и Цицерон, склонялись к тому, что Гомер творил на рубеже X-IX веков до нашей эры. Не менее ожесточенные споры ведутся о месте рождения великого поэта. Семь городов —
Афины, Иос, Колофон, Смирна, Хиос, Аргос и Саламин — претендуют на звание его родины.
Гомер — это основа западной цивилизации. Великий поэт обрел популярность еще в античности: сам Александр Македонский считал его произведения своей настольной книгой, перечитывал, любил. В Александрийской библиотеке среди сохранившихся текстов, уцелевших после пожара, около половины было списками, фрагментами текстов «Одиссеи» и «Илиады»,
— подчеркивает филолог, основатель образовательного проекта Vita Nuova.
На протяжении многих веков греки были твердо уверены в том, что поэмы «Илиада» и «Одиссея» — плод творческого гения Гомера. Сомнения в этом появились лишь в XVIII веке. Критики выдвинули различные теории, пошатнувшие репутацию поэта и его место в истории литературы. Одни пытались вовсе лишить Гомера права авторства, другие утверждали, что он лишь собрал и объединил разрозненные фрагменты, созданные другими авторами.
Ярким примером стало исследование немецкого лингвиста Фридриха Августа Вольфа, опубликованное в 1795 году, который утверждал, что в эпоху Гомера письменность у греков еще не была настолько развита, и все произведения передавались из уст в уста. Вольф сделал вывод, что невозможно создать, запомнить и передать на слух такие масштабные и цельные произведения, как «Одиссея» и «Илиада». Так возник «гомеровский вопрос», до сих пор вызывающий бурные споры. Примечательно, что против этой теории выступили выдающиеся писатели и филологи, такие как Гете, Шиллер и Фосс.
Посредники между богами и людьми
Елена Хомухина подчеркивает: говоря об эпическом стиле Гомера, важно понимать, что «Илиада» и «Одиссея» — это не просто истории об отдельных героях, а скорее модели мироздания. Гомер показывает, как взаимодействуют три важнейших слоя мира: мир богов-олимпийцев, мир героев и мир людей. Это триединство — ключевой элемент эпического мира Гомера.
В центре этого мира находятся герои — посредники между богами и людьми. Они своего рода «метисы», дети богов и смертных. Именно герои выступают главными действующими лицами древнегреческой истории. Гомеровский эпос повествует о закате эры героев. Древнегреческая культура развивалась по нисходящей линии: сначала создавались тексты о богах, затем о героях, и только потом о людях. Это прослеживается и в развитии драмы, поэзии и мифологии. В самом сердце этого процесса лежит творчество Гомера,
— говорит Елена Хомухина.
«Илиада» и «Одиссея» — две части одной большой истории, хотя и повествуют они о разных героях. Главный герой «Илиады» — Ахилл, его гнев, как сказано в первых строках поэмы, «много бед ахейцам сотворил». А вот в «Одиссее» в центре внимания сам Одиссей, его долгий путь домой. Важно понимать, что Гомер ведет свой рассказ «с середины». «Илиада» начинается не с наступления Троянской войны, а с момента, когда греки уже осадили Трою. Сама же история возникает гораздо раньше — на небесах.
Гомер рассказывает историю в три этапа: сначала божественный, затем героический, а потом лишь человеческий. Все начинается с деления золотого яблока, которое богиня Раздора Эрида подбросила на пир. Три богини — Афродита, Гера и Афина — поспорили о том, кому оно принадлежит по праву.
Гомер умело сжимает время, чтобы показать самые важные события, не утомляя читателя долгими описаниями. Правда, иногда создается ощущение, что греки и троянцы все эти годы просто ждали, когда уже начнется настоящее действие. Помимо этого, примечательно, что герои «Илиады» не боятся выражать свои чувства. Гектор, обращаясь к воинам, призывает к поединку, чтобы избежать лишних жертв. Он говорит с ними как с братьями по несчастью, понимая, что все они — пешки в руках судьбы.
Но если в «Илиаде» главное — война и долг, то в «Одиссее» на первый план выходит мотив возвращения домой. Это одна из самых древних и популярных тем в мировой литературе. Вспомните «Божественную комедию», «Робинзона Крузо», «Путешествия Гулливера», романы Жюля Верна, Стивенсона, Джека Лондона и, разумеется, «Властелина колец». Конечно, «Одиссея» получилась более живой и захватывающей, чем «Илиада». Одиссей — настоящий герой: сильный, умный и находчивый. Телемах — смелый и отважный. А Цирцея и Калипсо — просто неотразимые. Одиссей готов на все, чтобы вернуться домой к жене и сыну. Он не боится ни расстояний, ни опасностей. И если понадобится, то уничтожит всех: и троянцев, и циклопов, и наглых женихов.
«Илиада» и «Одиссея» — текст пограничной природы. Он подытоживает эпоху богов и героев. Троянский конфликт обусловлен как политическими в древнем смысле мотивами, так и онтологическими, куда более важными. Троянская война спровоцирована богами, Зевсом в частности, для того чтобы завершить эру героев, извести их. В результате Троянской войны и последующей «Одиссеи» почти все герои гибнут,
— говорит Елена Хомухина.
Как эти произведения отразились в русской литературе
Сверкающие доспехи ахейцев, гнев Ахилла, хитроумные планы Одиссея… Эти образы, рожденные в Древней Греции, нашли отклик и в русской литературе, оказав заметное влияние на ее развитие. Наследие Гомера, его стиль повествования и великие поэмы стали своего рода культурным кодом, который русские писатели переосмысливали и адаптировали к своим национальным и историческим реалиям.
Прежде всего влияние Гомера проявилось в освоении эпического стиля. Русские писатели учились у Гомера создавать масштабные полотна, охватывающие целые эпохи и судьбы народов. Вспомним, например, «Войну и мир» Льва Толстого. Подобно «Илиаде», «Война и мир» — это панорама, в которой переплетаются судьбы отдельных героев и исторические события. Другой пример — «Тихий Дон» Михаила Шолохова. Этот роман, как и «Одиссея», повествует о долгом и трудном возвращении героя к своему дому и семье. Григорий Мелехов проходит через множество испытаний, войн и потерь, прежде чем обретает покой на своей родной земле.
Гомеровский стиль повлиял и на создание героических образов в русской литературе. Наши писатели, как и Гомер, создавали персонажей, наделенных исключительной силой, мужеством и благородством. Вспомним Илью Муромца из былин — это русский Ахилл, непобедимый богатырь, готовый сражаться за свою землю не на жизнь, а на смерть. В русской литературе также часто встречаются мотивы странствий и поиска истины, нашедшие отражение в творчестве Николая Гоголя («Мертвые души»), Александра Пушкина («Евгений Онегин») и многих других писателей.
8 неожиданных фактов о Гомере, «Илиаде» и «Одиссее»
1. В поэмах Гомера отражены разные исторические эпохи. Археологические находки подтверждают, что в описании оружия, быта и обычаев, представленных в «Илиаде» и «Одиссее», смешаны элементы микенской, геометрической и архаической эпох Греции. Это говорит о длительном процессе формирования текстов.
2. Илиада» и «Одиссея» повлияли на формирование европейского романа. Многие сюжетные мотивы, композиционные приемы и типы героев, впервые появившиеся в поэмах Гомера, унаследованы и развиты европейскими романистами.
3. Гомер мог быть женщиной. Существуют теории, что поэмы написаны женщиной, поскольку в них прослеживается глубокое понимание женской психологии и чувств.
4. «Илиада» не заканчивается победой греков. Поэма завершается похоронами Гектора, троянского героя. О взятии Трои в ней вообще ничего не говорится, хотя это ключевое событие Троянской войны.
5. Имя Гомер может быть псевдонимом. Предполагается, что это имя могло выступать описательным словом, означающим «заложник» или «слепой».
6. «Илиада» и «Одиссея» оказали огромное влияние на мировую литературу. Эти поэмы стали источником вдохновения для многих писателей и поэтов, включая Вергилия, Данте, Шекспира, Джойса и др.
7. В «Одиссее» есть элементы автобиографии, а возможно, и отражение путешествий автора. Исследователи выдвигают гипотезы о том, что Гомер мог посещать некоторые регионы, описанные в поэме, а образ Одиссея отчасти является отражением его собственной личности.
8. Поэмы Гомера до сих пор актуальны. «Илиада» и «Одиссея» продолжают волновать умы и сердца современных читателей, потому что затрагивают вечные вопросы человеческого существования: смысл жизни, любовь, смерть, война, мир, долг и свобода.