Редактор «КИ» Лилия Матонина за свою профессиональную жизнь не единожды бывала на самых разных производствах. Однако, по ее признанию, каждый раз — как первый. На любом заводе есть свои изюминки.
Здесь вас не встретят кофе и бейджиком. Здесь в самом важном цехе воздух вибрирует, а в легких — как будто кто-то развел костер. Удивительно было наблюдать, как работники спокойно ходили около печи-ковша без респираторов. Мне хватило одного глотка воздуха, чтобы быстрее натянуть защиту на лицо.
И вот ты стоишь в каске, спе-цовке и понимаешь, что ты —
гость в совершенно другом, неизвестном для тебя мире. Где настоящий мужчина — не метафора, а рабочая единица.
И тут я… замечаю женщин.
А у вас и женщины есть?
Сопровождающие нашу команду настоящие мужчины посмотрели на меня как на человека, который спросил: «А у вас свет включается?»
Оказывается, представительницы прекрасного пола трудятся на участке готовой продукции. Есть крановщицы, учетчицы, бухгалтеры. Есть и те, кто работает в плавке.
«Ничего себе!» — подумала я. Не каждый мужчина справляется. А они работают!
Я, как и многие, бессознательно считала: «Ну, это точно мужская работа». Печь, ковш, жара, крик, лопаты.
А потом ты видишь: на кране — женщина. На погрузке — женщина. Спокойно, молча, почти ритмично делают свою работу. Обычная часть общей команды.
— А текучка? — уточняю я.
— Среди женщин меньше. Они выносливее, — отвечают мне.
— Вот и все. Никакой романтики? Никаких цветочков?
— Ну что вы! Мы женщин любим, бережем. И про цветочки не забываем.
Правда, мне так и не удалось уговорить хотя бы одну сотрудницу горячего цеха на интервью: скромными они очень оказались.
Выйдя из цеха, я сняла каску, и мне показалось, что от волос поднимается пар. А внутри стало просто тепло — тепло от этих людей, которые спокойно делают свое непростое дело. На этом заводе за каждым метром металла — труд людей, в буквальном смысле закаленных огнем.