Только один маршрут

Информация о том, что цена поднимется до 55 рублей, появилась накануне в одном из городских пабликов. Как стало известно «КИ», в Краснодаре действительно поднялась стоимость проезда в частном общественном транспорте, но только на одном маршруте. Об этом нам рассказал президент Ассоциации регионального объединения работодателей Саморегулируемой организации «Союз транспортников Кубани» Иван Петров.

Речь идет об автобусе №414, который курсирует от ТЦ «Мега Адыгея» до Бальнеолечебницы. Этот маршрут работает на нерегулируемом тарифе. Второго сентября перевозчик уведомил минтранс о намерении индексировать стоимость проезда, увеличив цену с 45 до 50 рублей. Подчеркнем, до 50, а не 55-ти. В течение двух недель в автобусах маршрута размещались объявления о подорожании, которое вступило в силу 16 сентября. Когда будут дорожать другие маршруты, неизвестно.

Традиционно раз в год перевозчики вынуждены пересматривать и индексировать стоимость проезда, потому что в течение года происходит изменение цен на все сопутствующие товары. Цены на запчасти выросли где-то в среднем на 20-25%. Также подорожало топливо примерно на 10%. Более того, сами автобусы за этот год стали дороже,

— рассказал Иван Петров.

Эксперт отмечает, что индексация происходит ежегодно. Чтобы содержать предприятие в безубыточном состоянии, необходимо индексировать цены на проезд. Но вот когда и на сколько, решает перевозчик в индивидуальном порядке.

Везут дрова, а не людей

Но тенденция такова, что следом за одним перевозчиком цены на свои маршруты постепенно поднимают и другие частники. Самым последним в списке идет МУП «КТТУ», которое отодвигает поднятие стоимости билета на несколько месяцев.

Однако качество перево­зок, предоставляемых частными и муниципальными перевозчиками, значительно отличается. Частный транспорт зачастую находится в ужасном состоянии: автомобили имеют изношенный вид, сиденья продавленные и разболтанные, отсутствуют поручни и кондиционеры, водители нередко проявляют агрессию и управляют транспортом так, будто перево­зят дрова, а не пассажиров. Об удобствах для маломобильных граждан вообще говорить не приходится, при этом стоимость проезда в маршрутке уже давно на 5 рублей выше, чем в трамвае или троллейбусе. Но, к сожалению, приходится пользоваться этим транспортом, так как частные перевозчики работают на определенных маршрутах, где нет КТТУ, и альтернативы, кроме как добираться на полуразвалившемся автобусе, нет.

Фотоархив «КИ»

В то же время муниципальный перевозчик регулярно, если не сказать часто, обновляет свой транспорт и заботится о комфорте горожан.

Как сообщили «КИ» в пресс-службе трамвайно-троллейбусного управления, в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги» в этом году поставили 16 новых электробусов. Кроме того, буквально на прошлой неделе в троллейбусное депо №2 прибыло 7 электробусов из Беларуси.

Новые электробусы имеют много удобств для людей с ограниченными возможностями здоровья. В них есть откидные пандусы для инвалидных колясок, система «Говорящий город», светодиодные указатели маршрутов и бегущие строки с информацией об остановках. Транспорт полностью низкопольный, что облегчает посадку и высадку пассажиров на колясках.

В этом году по концессионному соглашению в Краснодар уже доставили 20 современных вагонов из Усть-Катава, до конца 2026 года на линии всего выйдет 100 трамваев: 90 односекционных и 10 трехсекционных. Особенность нового транспорта — в стопроцентно низком уровне пола и широких проходах, которые удобны для маломобильных групп населения и пассажиров с детьми. Все вагоны оборудованы системой кондиционирования.

В дополнение к модернизации городского электротранспорта концессионное соглашение включает в себя строительство Западной трамвайной линии протяженностью 35,6 км. В рамках первого этапа в 2023 году была проведена обширная реконструкция трамвайного узла на улице Московской с созданием нового транспортно-пешеходного пространства. В 2024 году стартовал второй этап — строительство первой ветки Западной трамвайной линии до жилого комплекса «Немецкая деревня».

В настоящее время работы находятся на этапе 2.1 (от Западного депо до улицы Красных Партизан). Третий этап предполагает прокладку трамвайных путей до спорткомплекса «Баскет-холл», а четвертый соединит новую линию с существующей веткой на улице Московской. Запуск движения по Западной трамвайной линии позволит увеличить пассажиропоток на 14,5 млн человек в год, а экономия времени для краснодарцев, использующих трамвай для поездок на работу и обратно (в течение 247 дней), составит 10 суток в год.

Гонка за количеством, а не качеством

Изменить ситуацию с маршрутками может заключение брутто-контракта. Это значит, что перевозчики будут получать деньги от города за то, что обеспечивают работу определенных видов транспорта по установленным маршрутам и расписанию. Им станут платить не за количество перевезенных пассажиров, а за количество километров, которые они проехали за определенное время. В условиях такого контракта прописано в том числе и техническое состояние транспорта, что сделало бы плохие условия при перевозках просто невозможными. Однако частные перевозчики неохотно идут на заключение брутто-контракта, так как гонятся за большой прибылью от количества пассажиров.

В любом случае было бы здорово, если бы муниципальный транспорт функционировал на всех маршрутах. С подобным мнением согласен Мирослав Гриценко, урбанист, автор проекта «Городист». Даже если бы МУП «КТТУ» сравняло цены с частными перевозчиками, то предпочтение оно все равно отдало бы комфорту.

Конечно, выбор транспорта зависит от района проживания, но я определенно предпочел бы трамвай. Это очень удобный вид транспорта, с кондиционированием и интернетом. В отличие от машины или маршрутки в трамвае нет тесноты: высокие потолки и большие окна создают ощущение полного комфорта,

— рассказал он.

Напомним, что строительство трамвайных веток ожидается даже в самых отдаленных районах. Так, заместитель главы Краснодара Владимир Архипов сообщил, что завершение первого этапа проектирования трамвайной линии в микрорайон Гидростроителей запланировано на первый квартал 2026 года. В том же году по итогам концессионного соглашения в Краснодаре будет 90 новых трамваев, проходящих через узел по Московской.

Как сообщили «КИ» в мэрии, в настоящее время повышение стоимости проезда в общественном транспорте, работающем по регулируемому тарифу (брутто-контракты и транспорт, обслуживаемый МУП «КТТУ»), не запланировано.

Администрация Краснодара сдерживает рост цены за проезд. Сейчас в приоритете — обновление подвижного состава. В этому году город получил 20 новых трамваев из 40 запланированных. На маршрут №10 и 2Е вышли новые электробусы. Кроме того, запустили новый маршрут по брутто-контракту — №66. На нем все автобусы новые. В апреле на линию вышли 37 новых автобусов. Они перевозят пассажиров по маршрутам №1, 11, 186Б.

Как «КИ» рассказывали раньше, в Краснодаре появится новый общественный транспорт, который свяжет железнодорожный вокзал и аэропорт. Маршрут подземного трамвая протянется на 15 км.