Краевая столица системно обновляет парк общественного транспорта. Новые трамваи, современные автобусы и электробусы радуют пассажиров. Параллельно идет обновление кадров. Работать водителями в КТТУ все чаще приходит молодежь. Кто они?

«Говорю с трамваями, как  с людьми»

Договориться о встречах с водителями не так-то просто. У них строгий график. С нашей первой героиней, вагоновожатой Ириной Безотчества мы встретились в Восточном трамвайном депо, когда она припарковала свой трамвай после смены.

Ирина Безотчества. Фото: Денис Яковлев

Я решила стать водителем трамвая неожиданно даже для себя. Работала в сфере торговли, воспитывала детишек. У меня сейчас их уже трое, все мальчики. Поняла, что для семьи нужна стабильная, а главное — белая зарплата. Я еще молодая, но нужно думать  о будущем семьи. Решила пойти работать в КТТУ и сначала устроилась кондуктором. Познакомилась с сотрудниками, мне здесь понравилось. Предложили пойти учиться на водителя. И я вдруг решила: попробую! Отучилась три месяца по теории, а потом еще четыре месяца стажировалась. Все обучение бесплатное и вполне доступное. Сейчас работаю водителем 3-го класса, мечтаю доработать до уровня 1-го класса. Не скажу, что я пришла сюда за большим заработком. Просто я очень полюбила трамваи, город, людей, которых перевожу,

— рассказывает Ирина.

Сегодня вагоновожатая зарабатывает около 60 тысяч рублей. Условия позволяют ей работать и воспитывать троих ребятишек. Она рассказывает, что уже привыкла к графику выхода на линию, трудится по восемь часов в смену.

Ирина Безотчества. Фото: Денис Яковлев

Бывает, садишься в трамвай, поговоришь с ним: ну что, дружок, будем работать? Если капризничает «железка», спрашиваю: зачем вредничаешь? Мол, люди нас ждут. У каждого трамвая есть душа и характер, он — как живой организм. Я по-бабьи с ними ласково поговорю, они и работают потом лучше. Все считают, что наша работа полна стрессов. А я своих пассажиров просто понимаю и уважаю. Люди есть люди, кто-то всегда недоволен. Я понимаю, что все опаздывают и спешат. Такой ритм времени. Но мы всегда на маршруте выполняем график движения,

— говорит Ирина, симпатичная и улыбчивая вагоновожатая с редкой фамилией Безотчества.
Фото: Денис Яковлев

Троллейбус в девичьих руках

Наша вторая героиня, Анастасия Гуща, водит троллейбус с увеличенным автономным ходом. Она работает в первом троллейбусном депо КТТУ уже четыре года.

Я всегда восхищалась женщинами-водителями. После декрета прочитала объявление о приеме на курсы водителей троллейбуса, подумала: а почему бы и нет? Получать зарплату начала уже во время стажировки. Сегодня зарабатываю порядка 75 тысяч в месяц и очень довольна своей работой. Работаю неделю в первую смену, неделю — во вторую. Поступил новый подвижной состав: комфортные троллейбусы с автономным ходом. Если обрыв линии электропередачи, можно спокойно опустить штанги и ехать по графику. Это, кстати, одна из причин, почему я захотела стать водителем. Плюсов в работе очень много: стабильный график, полный соцпакет. Профсоюз реально работает: предоставляются поездки на море, новогодние подарки, проходят различные мероприятия, соревнования. У водителей отпуск увеличенный — 42 дня. Плюшек много, правда, и работа нелегкая.

Вижу, что я не одна такая. К нам очень много приходит молодежи. Девушек тоже немало. Это только кажется, что нам сложно работать водителем, но на самом деле можно спокойно освоить эту профессию,

— рассказывает Анастасия Гуща.
Фото: Денис Яковлев

Как дальнобойщик стал вагоновожатым

По первой профессии Настя инженер-сметчик, но, резко изменив профессиональный вектор, она сначала получила 3-й класс, а сегодня работает уже по 2-му и в этом году планирует получить 1-й. Вместе с классностью поднимается и зарплата, в среднем на 10-15%. Так что перспектива роста есть.

Следующий наш собеседник, Никита Перфильев, работает водителем в Восточном трамвайном депо КТТУ. Ему 22 года, мечтал стать железнодорожником, получил специальность автослесаря в техникуме, но в итоге выучился на водителя большегрузных автомобилей и четыре года отработал дальнобойщиком на фурах. Исколесил всю Россию. А потом…  пошел в вагоновожатые.

Я работаю самостоятельно с середины января этого года. До этого была стажировка. Отучился девять месяцев, покатался на учебном вагоне  — и вот теперь я водитель 3-го класса. Маршруты и вагоны разные, каждый день в нашем городе происходит что-то интересное. Сейчас работаю на 8-м маршруте, а он считается одним из самых протяженных и сложных. У меня зарплата не самая высокая — около 50 тысяч. Но я пока начинающий водитель. С повышением классности и выслуги лет зарплата будет расти. У меня есть определенные амбиции: сначала пройти путь до 1-го класса и стать водителем-наставником, а потом войти в руководящий состав КТТУ, а может, даже стать начальником департамента транспорта города. Планирую в будущем получить заочно высшее образование по профилю, ну и создать семью. Жаль, что пока молодежи у нас в депо не так много. Приходите, тут интересно работать!

— призывает Никита Перфильев.
Фото: Денис Яковлев

Digital-дизайнер + водитель трамвая

Все сегодня говорят, что IТ-специалисты очень востребованы и имеют самую высокую зарплату. Когда назначали встречу по ватсапу с нашим следующим героем, увидели в его профиле подпись «Digital-дизайнер (баннермейкер)». Подумали, что ошиблись номером, но нет.

У меня высшее техническое образование, оканчивал авиационный институт. Но за свою профессиональную карьеру сменил несколько специальностей. Имею свое действующее ИП и работаю онлайн как Digital-дизайнер. Делаю проекты для многих крупных компаний. Например, сейчас заканчиваю работу над баннерами для одного известного китайского автобренда. Занимаюсь дизайном более 10 лет, но в последние годы вижу, что больше стало потребности, казалось бы,  в обычных специальностях. Меня заинтересовала профессия водителя трамвая. Стабильно, вполне нормальная белая зарплата, без задержек. Можно делать карьеру, повышать зарплату. Радует большой отпуск. Работая дизайнером, я никогда не был в отпуске. Урывками, на два-три дня. На пенсию водители трамвая выходят на пять лет раньше. Плюс к этому я также могу работать онлайн-дизайнером в свободное от работы время. Депо разрешает совмещать две работы. У меня четверо детей, а сотрудникам КТТУ легче получить ипотеку. Банки любят, когда зарплата  белая. Изучив все эти факторы, я решил здесь работать. Отучился, депо обучение проводит бесплатно, да еще и платит стипендию. Оплачиваемая стажировка длилась около двух месяцев. Сейчас радуюсь новой профессии. Откатал смену — и с приятной усталостью еду домой. Я считаю профессию водителя трамвая очень перспективной для молодежи. Есть куда расти и развиваться,

— комментирует свой выбор профессии Владимир Гребенников.

Ранее «КИ» сообщали, что в 2023 году пассажиропоток КТТУ увеличился более чем на 5%.